о признании незаконным распоряжения



РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.08.2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Маркина А.В.,

при секретаре Усковой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делу № 2-3945/11 по заявлениям ООО «Тольяттикаучук» о признании незаконным распоряжения Государственной инспекции труда в Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Тольяттикаучук» обратилось в суд с указанным заявлением, в котором указало, что 07.07.2011 г. заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области вынесено распоряжение № 7-2136-11-ОБ/43/1 от 07.07.2011 на проведение выездной внеплановой проверки ООО «Тольяттикаучук».

14.07.2011 г. исполняющая обязанности генерального директора ООО «Тольяттикаучук» Ч. была ознакомлена с распоряжением на проведение проверки.

В нарушение требований статьи 14 Федерального закона «О защите прав юридический лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года № 294 – ФЗ распоряжение не содержит сведений, подлежащих обязательному указанию.

Так, в соответствии с пунктом 4 ст. 14 ФЗ -294 в распоряжении руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля указываются: « цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения».

В разделе распоряжения 7-2136-11-ОБ/43/1 «Предметом настоящей проверки является», как и в предыдущих распоряжениях Государственной инспекции труда № 7-1035-11-ОБ-10/1 от 11.04.2011 г. и № 7-1135-11-ОБ11/1 от 12.04.2011, обжалованных ООО «Тольяттикаучук», приведена общая, шаблонная формулировка: «соблюдение обязательных требований законодательства в сфере труда, в том числе по оплате труда».

В распоряжении 7-2136-11-ОБ/43/1 отсутствует перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия.

Согласно пункту 7 ч.2 ст.14 ФЗ-294, данные административные регламенты подлежат обязательному указанию в распоряжении Государственной инспекции труда.

В распоряжении также отсутствует перечень документов, предоставление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Согласно пункту 8 ч.2 ст.14 ФЗ-294, данный перечень документов также подлежит обязательному указанию в распоряжении Государственной инспекции труда.

Согласно части 3 ст.15 ФЗ – 294 при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля не вправе требовать документов, информации, если они не относятся к предмету проверки.

В условиях, когда проверяемому юридическом лицу неизвестно, в чем заключается нарушение, которое собирается проверить Гострудинспекция, т.е. неизвестен предмет проверки, проверяемая организация не может достоверно оценить, относятся ли запрашиваемые документы к предмету предполагаемой проверки или нет, а значит, не сможет надлежащим образом защищать свои права и законные интересы в случае предоставления каких – либо документов, по запросу Гострудинспекции.

Заявитель полагает, что указанным распоряжением нарушаются его права и законные интересы, вследствие чего просит суд признать незаконным и отменить распоряжение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области Х. о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Тольяттикаучук» 7-2136-11-ОБ/43/1 от 07.07.2011 года.

Кроме того в производстве Октябрьского районного суда г. Самары находится гражданское дело № 2-3955/11 по заявлению ООО «Тольяттикаучук» о признании незаконным распоряжения № 7-2043-11-ОБ/53/1 от 11.07.2011 года Государственной инспекции труда в Самарской области, в котором заявитель указывает, что 11.07.2011 г. заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области вынесено распоряжение № 7-2043-11-ОБ/53/1 на проведение внеплановой документарной проверки ООО «Тольяттикаучук».

21.07.2011 г. ООО «Тольяттикаучук» получило данное распоряжение по почте.

Указанное распоряжение также, по мнению истца, содержит все вышеуказанные недостатки. Просит суд признать незаконным и отменить распоряжение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области Х. о проведении внеплановой документарной проверки ООО «Тольяттикаучук» 7-2043-11-ОБ/53/1 от 11.07.2011 года.

Определением Октябрьского районного суда г. Самары от 24.08.2011 года гражданское дело № 2- 3945/11 и гражданское дело № 2-3955/11 объединены в одно производство.

В судебном заседании представители заявителя Гусякова Э.А., действующая по доверенности от 07.04.2011 года, Кашелкин Н.А., по доверенности от 17.03.2011 года № 50/Д, заявления поддержали по изложенным в них основаниям.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Государственной инспекции по труду Самарской области Шабашова О.Г., действующая на основании доверенности от 14.05.2011 года № 18, с заявлениями не согласилась, пояснила, что наряду с общими положениями ФЗ-294 при осуществлении госконтроля и надзора, руководствуется иными нормами права. До 01.08.2011 года положения ФЗ-294 устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части касающейся вида, предмета, основания и сроков проведения, не применяется при осуществлении государственного контроля и надзора в сфере труда. Основанием является распоряжение руководителя, его заместителя. Согласно ст. 14 ФЗ-294 установлена типовая форма распоряжения. Обжалуемое распоряжение вынесено в соответствии с типовой формой, содержит цели и задачи проверки, предусмотренные трудовым законодательством. Основанием для внеплановой проверки было обращение гр. М. о фактах нарушения трудового законодательства.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Судом установлено, что 07.07.2011 г. заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области вынесено распоряжение № 7-2136-11-ОБ/43/1 от 07.07.2011 на проведение выездной внеплановой проверки ООО «Тольяттикаучук».

11.07.2011 г. заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области вынесено распоряжение № 7-2043-11-ОБ/53/1 на проведение внеплановой документарной проверки ООО «Тольяттикаучук».

Согласно ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля ( часть 1).

Согласно части 2 указанной статьи в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

Согласно части 5 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", до 1 августа 2011 года положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, учитывая, что оспариваемые распоряжения были вынесены до 01.08.2011 года, в данном случае положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора).

Согласно статьи 1 Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ им регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Устанавливаются: 1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; 3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; 4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Таким образом, данный Федеральный закон в части регламентации вида, предмета, оснований проверок, их цели, является общей нормой права, поскольку имеются свои цели для каждого органа государственной проверки.

Действующее законодательство предусматривает специальные нормы, устанавливающая полномочия Государственной инспекции труда при проведении указанных проверок.

В силу ч.1 ст.353 ТК РФ, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Согласно ст. 355 ТК РФ, деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности. Основными задачами федеральной инспекции труда являются: - обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; - обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст.356, ст. 357 ТК РФ, федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами полномочна осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

В спорных распоряжениях № 7-2043-11-ОБ/53/1 от 11.07.2011 года и № 7-2136-11-ОБ/43/1 от 07.07.2011 года указано, что проверки проводятся с целью обеспечения соблюдения и защиты трудовых прав и свобод работников (по обращениям граждан), а также указан предмет проверок - соблюдение обязательных требований законодательства в сфере труда, в том числе по оплате труда.

Таким образом, цели и предмет проверок, проводимых Государственной инспекцией труда в Самарской области, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, указаны в распоряжениях № 7-2043-11-ОБ/53/1 от 11.07.2011 года и № 7-2136-11-ОБ/43/1 от 07.07.2011 года, поскольку позволяют заинтересованным лицам определить, что проверяться будут документы, связанные с трудовыми правами работников, а не иные документы (например, налоговые или технические и т.д.).

В соответствии со ст. 2, 17, 18 Конституции РФ выявленные нарушения трудовых прав работников должны быть устранены, поскольку они являются высшей ценностью и составляют смысл государственного контроля за соблюдением трудового законодательства.

Таким образом, Гострудинспекция обязана проводить проверку заявлений работников на предмет устранения нарушения трудовых прав.

При осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства инспектор труда выступает в защиту прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, с учетом задач, прав и полномочий Государственной инспекции труда, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, с учетом необходимости защиты конституционных прав граждан в сфере трудовых правоотношений, поскольку работник заведомо является более незащищенной стороной в трудовых правоотношениях, а также принимая во внимание, что на момент вынесения распоряжений положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применялись при осуществлении государственного контроля (надзора), заявления ООО «Тольяттикаучук» удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявлений ООО «Тольяттикаучук» о признании незаконным распоряжений Государственной инспекции труда в Самарской области № 7-2043-11-ОБ/53/1 от 11.07.2011 года и № 7-2136-11-ОБ/43/1 от 07.07.2011 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательном виде.

Решение суда в окончательном виде изготовлено 29.08.2011 года

Председательствующий: (подпись) Маркин А.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200