жалоба на действия государственного инспектора по труду



РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.09.2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Маркина А.В.,

при секретаре Усковой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делу № 2-4122/11 по заявлению ООО «Тольяттикаучук» об оспаривании действий государственного инспектора труда в Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Тольяттикаучук» обратилось в суд с указанным заявлением, в котором указало, что ДД.ММ.ГГГГ года государственным инспектором труда в Самарской области Ч. с использованием факсимильной связи в адрес заявителя был направлен запрос на предоставление документов и информации, обязывающей:

-предоставить в Государственную инспекцию труда в г. Тольятти штатное расписание УДП ВБ (БК-6) в копиях ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 час.

-прибыть представителю заявителя в Государственную инспекцию труда в г. Тольятти по указанному в запросе адресу и к назначенному времени для дачи соответствующих объяснений.

Заявитель считает, что запросом государственного инспектора труда на ООО «Тольяттикаучук» незаконно возложены вышеперечисленные обязанности по следующим основаниям.

Как указано в факсимильной копии запроса речь идет о некой проводимой проверке на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, заявителю о проведении в отношении него проверки ничего неизвестно, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Государственной инспекции труда о проведении проверки руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю ООО «Тольяттикаучук» не предоставлялось.

В настоящее время порядок проведения проверок должностными лицами федеральной службы по труду определен Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно ст. 14 указанного закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

В соответствии с п.5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении документарной проверки документы, предоставляются в течение 10 дней со дня получения мотивированного запроса.

Предъявление требований на основании факсимильной копии запроса от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении копии штатного расписания УДП ВБ (БК-6) в Государственную инспекцию труда в г. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 часов, а также о прибытии представителя заявителя в Государственную инспекцию труда в г. Тольятти по указанному в запросе адресу и к назначенному времени для дачи соответствующих объяснений, является неправомерным требованием, так как данное требование не мотивированно и не может быть проверено на предмет его обоснованности и законности, по причине отсутствия каких-либо сведений о предмете проверки.

Статьей 21 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прямо предусмотрено право юридического лица, обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшее за собой нарушение прав юридического лица, при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Просит суд признать действия государственного инспектора труда в Самарской области неправомерными, нарушающими права ООО «Тольяттикаучук».

Впоследствии заявитель уточнил свои требования и просил суд признать действия государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области Ч., выразившиеся:

-в направлении немотивированного запроса без проведения внеплановой документарной проверки и без обязательного представления ООО «Тольяттикаучук» надлежащим образом заверенной копии соответствующего распоряжения Государственной инспекции труда о проведении проверки;

-в несообщении ООО «Тольяттикаучук» факта нарушения, изложенного в жалобе заинтересованных лиц, как обязательного основания для назначения внеплановой документарной проверки;

-в произвольном установлении сокращенного двухдневного срока для предоставления запрашиваемых документов, в нарушение установленного в пункте 5 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 десятидневного срока,

Незаконными и нарушающими права ООО «Тольяттикаучук».

В судебном заседании представитель заявителя ООО «Тольяттикаучук» Кашелкин Н.А., по доверенности от 17.03.2011 года № 50/Д, заявление поддержал, пояснил, что в Государственную инспекцию по труду представителя ООО «Тольяттикаучук» вызывали для привлечения к административной ответственности, однако пока не привлекли. Кроме того пояснил, что на оспариваемый запрос заявитель письменно отказался отвечать.

Представитель Государственной инспекции по труду Шабашова О.Г., по доверенности от 14.05.2011 года № 181, с заявлением не согласилась, предоставила письменный отзыв на заявление, указала, что ООО «Тольяттикаучук» по запросу не представило штатное расписание, чем создало препятствие в реализации должностным лицом права на получение документа, необходимого для выполнения надзорных и контрольных функций, которое предусмотрено абз. 3 ч.1 ст. 357 ТК РФ. Документы и информация были запрошены у ООО «Тольяттикаучук» в целях выполнения надзорных и контрольных функций, но распоряжение о проведении проверки не выносилось.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области Ч. с использованием факсимильной связи в адрес ООО «Тольяттикаучук» был направлен запрос на предоставление документов и информации, обязывающий предоставить в Государственную инспекцию труда в г. Тольятти штатное расписание УДП ВБ (БК-6) в копиях ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 час.; прибыть представителю заявителя в Государственную инспекцию труда в г. Тольятти по указанному в запросе адресу и к назначенному времени для дачи соответствующих объяснений (л.д. 6).

В обоснование своих требований ООО «Тольттикаучук» ссылается на то, что ООО «Тольяттикаучук» о проведении в отношении него проверки на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ничего неизвестно, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Государственной инспекции труда о проведении проверки руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю ООО «Тольяттикаучук» не предоставлялись. Предъявление государственным инспектором труда Ч. требований на основании факсимильной копии запроса от ДД.ММ.ГГГГ, является неправомерным, так как данное требование не мотивировано и не может быть проверено на предмет его обоснованности и законности, по причине отсутствия каких-либо сведений о предмете проверки.

В силу ч.1 ст.353 ТК РФ, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Согласно ст. 355 ТК РФ, деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности. Основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст.357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Согласно ч.1 ст.358 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

Как следует из пояснений государственного инспектора в судебном заседании, документы и информация были запрошены у ООО «Тольяттикаучук» в целях выполнения надзорных и контрольных функций, но распоряжение о проведении проверки не выносилось.

Таким образом, учитывая, что заявитель отказался давать ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что права ООО «Тольяттикаучук» действиями государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области не нарушены, т.к. запрос не является актом государственного органа, который затрагивает права заявителя и сам по себе не нарушает его прав.

Довод заявителя о том, что ООО «Тольяттикаучук» приглашают в инспекцию труда для привлечения к административной ответственности судом не принимается, так как указанное событие ещё не наступило, а кроме того защита прав лица при привлечении к административной ответственности рассматривается в ином судебном порядке.

В случае привлечения заявителя к такой ответственности он не лишен права защищать свои права установленным способом, причем в случае обращения в суд, судом будет проверена законность направления указанного запроса, как доказательство по делу об административном правонарушении.

Ссылка заявителя на положения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части касающихся содержания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля и сроков предоставления документов при проведении документарной проверки, суд не принимает во внимание, поскольку из ст. 1 данного Закона следует, что настоящий закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) при осуществлении проверок. Тогда как в судебном заседании установлено, что проверка не проводилась и распоряжение о ее проведении Государственной инспекцией труда не издавалось.

На основании изложенного, учитывая, что заявитель не лишен права защищать свои права в случае их нарушения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления ООО «Тольяттикаучук».

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ООО «Тольяттикаучук» об оспаривании действий государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение десяти дней со дня принятия в окончательном виде.

Решение в окончательном виде принято 13.09.11г.

Судья: Маркин А.В.