Решение о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.09.2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Е.П. Занкиной

при секретаре Е.Ю. Енякиной

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 4381/11 по иску ИСТЕЦ-1, ИСТЕЦ-2 к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

ИСТЕЦ-1, ИСТЕЦ-2 обратились в суд с исковым заявлением о признании права собственности на жилое помещение, указав, что они проживают в жилом помещении размером *** кв.м. жилой площади, по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ они обратились через коменданта в МП ЭСО г.о. Самара с заявлением об исключении занимаемого ими жилого помещения из состава специализированного фонда, однако, ответа они не получили.

Также истцы обращались в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлениями о возможности приватизации ими жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ они получили ответы от Департамента управления имуществом г.о. Самара, в которых указано, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлениями в Департамент управления имуществом г.о. Самара о предоставлении копии свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на занимаемое ими жилое помещение, но ответа не получили. Согласно выписки из реестра Департамента управления имуществом от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости, расположенный по адресу <адрес> является муниципальной собственностью, включен в реестр на основании Постановления Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ

В указанном жилом помещении истцы проживают постоянно, без подселения других лиц, что подтверждается справкой о составе семьи. Другим жильем они не располагают. Просят признать за ними право общей долевой собственности в порядке приватизации (по ? доли за каждым) на жилое помещение, состоящее из одной комнаты, жилой площадью *** кв.м., общей площадью *** кв.м. по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-1 исковое заявление поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные существу иска.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара по доверенности ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поскольку жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

Представители ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.91 граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении и оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом или иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.91 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством для передачи соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23.12.92 в названную статью внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждении, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.

Из материалов дела следует, что истцы являются нанимателями жилого помещения – комнаты в доме по <адрес>, зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении, что подтверждается копиями финансового лицевого счета и справками паспортной службы МПЭСО г. Самары о регистрации по месту жительства. ИСТЕЦ-1 зарегистрирована в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, ИСТЕЦ-2 с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справкам ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и выпискам Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, истцы приватизированного жилья не имеют, право на приватизацию не использовали.

Истцы обращались с заявлениями о передаче комнаты в собственность в порядке приватизации, однако, получили отказ от Департамента управления имуществом г.о. Самара в связи с тем, что в соответствии со ст.4 Закона РФ от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

Согласно данным ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» площадь жилого помещения по адресу: <адрес> составляют: жилая площадь – *** кв.м., общая площадь – *** кв.м.

В соответствии с выпиской из реестра Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ жилое здание, расположенное по адресу <адрес> является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с выпиской из реестра Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости, комната , расположенный по адресу <адрес>, является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ со статусом специализированного жилищного фонда (общежитие).

В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.93 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в редакции постановления Пленума ВС РФ от 06.02.07, переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий в том случае, если изменение формы собственности имели место до вступления в силу ст. 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР», поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации из жилищного фонда. Законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.

В силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.04 № 189 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Согласно п. 2 постановления Верховного совета РФ № 3020-1 от 27.12.91 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Приложение № 3 к данному постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения) районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5-7 процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Из указанных правовых норм следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Как установлено судом, истцы являются нанимателями комнаты по <адрес> на основании лицевых счетов, где они зарегистрированы и проживают постоянно, производят оплату за свою комнату. Они владеют и пользуются изолированным жилым помещением.

Ввиду утраты домом статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения на условиях «койко-места» также приобретают право пользования ими на условиях договора социального найма, поскольку ст. 7 Вводного закона предусматривает применение норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий без каких-либо изъятий и ограничений.

Кроме того, суд учитывает, что истцы, несмотря на то, что занимают «койко-места» фактически пользуются всей комнатой, в том числе и на момент вступления в силу ст. 7 Вводного закона, в пользование другим лицам «койко-места» в комнате не передавались.

Таким образом, суд считает, что истцы как наниматели жилого помещения в доме, который в силу закона утратил статус общежития, имеют право на приватизацию занимаемого ими помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск ИСТЕЦ-1, ИСТЕЦ-2 – удовлетворить.

Признать за ИСТЕЦ-1, ИСТЕЦ-2 право общей долевой собственности (по ? доли за каждой) в порядке приватизации на жилое помещение – комнату, общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19.09.2011г.

Судья: Занкина Е.П.