о перерасчете выслуги лет



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

21.09.2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Маркина А.В.,

при секретаре Усковой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4120/11 по иску Раабе А.Г. к ГУ МВД России по Самарской области о включении периода военной службы в стаж в льготном исчислении, перерасчете выслуги лет и обязании оформить пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Истец Раабе А.Г. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, просил обязать ОВД по г.о.Жигулевск Самарской области произвести ему расчет выслуги лет, и оформить пенсию в льготном исчислении лет, включив в стаж государственной службы в органах внутренних дел военную службу по призыву из расчета один день военной службы за два дня государственной службы с последующим начислением (оформлением) пенсии.

Истец указывает, что обратился в ОВД по г.о.Жигулевск с заявлением о производстве расчета и оформлении пенсии, на которое получил ответ, что выслуга лет для назначения пенсии составляет <-> лет <-> месяцев <-> дней. ОВД по г.о.Жигулевск при исчислении стажа государственной службы включает в военную службу по призыву за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день военной службы за один день государственной службы, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941, что, по мнению истца, противоречит ФЗ «О статусе военнослужащих» и Положению о службе в органах внутренних дел РФ.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ МВД России по Самарской области Куркина С.Н., действующая на основании доверенности от 05.07.2011 г, исковые требования не признала по основаниям, указанным в возражении на иск, просила так же применить срок исковой давности относительно заявленных истцом требований.

Выслушав пояснения участников процесса, представленные суду письменные доказательства, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.6 пп.6.3 Положения о Центре финансового обеспечения ГУ МВД России по Самарской области, отдел пенсионного обеспечения является структурным подразделением Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Самарской области.

Из материалов дела следует, что Раабе А.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах РФ (л.д.4-5).

Из представленных суду копий трудовой книжки истца Рабе А.Г. и выписки из приказа начальника Главного управления внутренних дел по Самарской области л/с от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <-> Рабе А.Г. – <-> ОВД по г.о. Жигулевск Самарской области уволен по п. «А» части 7 статьи 19 (по собственному желанию) ДД.ММ.ГГГГ

Из данного Приказа следует, что выслуга лет истца на день увольнения, ДД.ММ.ГГГГ, в календарном исчислении составила <-> лет <-> месяц <-> день, в льготном <-> лет <-> месяцев <-> дней. (л.д.15).

Раабе А.Г. было направлено заявление в ГУВД по Самарской области с просьбой оказания содействия в зачете в вышеуказанный стаж государственной службы в органах внутренних дел периода военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день военной службы за два дня государственной службы в льготном исчислении на основании ч.3 ст. 10 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих».

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ГУВД по Самарской области отказало истцу в перерасчете стажа указав, что исчисление выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, в том числе и в льготном исчислении, производится в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно в соответствии с Постановлением СМ-Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и их семьям в Российской Федерации», с изменениями и дополнениями.

В соответствии с пунктом 5 указанного Постановления военная служба по призыву (ранее - срочная военная служба) засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении, за исключением периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в лботах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных. Таким образом льготное исчисление периодов военной службы по призыву предусмотрено ФЗ «О статусе военнослужащих» (пункт 3 статьи 10) только для зачета в общий стаж, за который назначается и выплачивается пенсия по старости территориальным органом Пенсионного фонда (л.д.7-8).

Истец, считая данный отказ незаконным, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

Согласно действующего в РФ законодательства, пенсионное обеспечение уволенных со службы сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993г №4468- «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы ….» (далее Закон №4468-1). Во исполнение названного Закона издано Постановление Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и их семьям в Российской Федерации».

Из ст. 13 Закона №4468-1 следует, что пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более (пункт «а»).

Согласно ст. 2 п.1 ФЗ РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Согласно ст. 7 «О системе государственной службы Российской Федерации» под правоохранительной службой понимается вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе прохождения службы. Это положение также нашло свое подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 №6-П.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии регламентируется указанным Законом №4468-1. При этом в ч.2 ст.18 этого Закона прямо сказано, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для начения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в ст.1 этого Закона,к которым, в частности, относятся офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы или проходившие службы по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в данном Законе не значатся.

Такой же порядок определен и Постановлением Совета Министров РФ №941 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление №941), которое, как указано в Решениях Верховного Суда РФ от 30.10.2007 № ВКПИ07-107 и от 07.07.2003 № ВКПИ03-50 не противоречит действующему законодательству.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ №4468-1 установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии (в том числе время вхождения службы в особых условиях и время начала льготного числения) лицами, проходившими военную службу, согласно частям 2 и 3 указанной статьи входит в исключительную компетенцию Правительства РФ.

Данная норма определяет порядок исчисления выслуги лет на льготных условиях для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение на общих основаниях. Что касается пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную военную службу), то в соответствии с ч. 2 ст. 2 названного Закона оно осуществляется в соответствии с ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вместе с тем, следует учитывать, что истец проходил службу именно в органах внутренних дел, а вышеназванный Закон не регулирует вопросы прохождения службы в органах внутренних дел.

Пунктом 5 Постановления «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и их семьям в Российской Федерации», принятого во исполнение Закона №4468 предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении.

Таким образом, законодатель, определяя объем пенсионных прав военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной службы по призыву в специальный стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в выслугу лет, дающую право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении, не усмотрев в этом ограничения конституционных прав и свобод таких лиц, и нарушения конституционного принципа равенства.

В соответствии со ст.10 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33. Данный Реестр содержит исчерпывающий список, наименований государственных должностей федеральных государственных служащих и государственных должностей федеральных государственных служащих, в который должность сотрудника органа внутренних дел не входит.

Вместе с тем ст. 2 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» определены понятия «трудовой стаж», «государственная гражданская служба» и «военнослужащие». То есть в Российской Федерации, в сфере государственного пенсионного обеспечения имеется понятие только стажа государственной гражданской службы, который применяется лишь для назначения пенсии федеральным гражданским служащим.

Ст.8 данного Федерального Закона установлено, что пенсия военнослужащим и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ №4468-1.

Служба в органах внутренних дел является особым видом профессиональной деятельности, исходя из ее специфики и особого правового статуса лиц, ее осуществляющих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличаются от аналогичных параметров трудовых пенсий. Для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как назначаемая независимо от возраста пенсия за выслугу лет, установление и исчисление размера которой обусловлено наличием определенной выслуги.

Законом №4468-1 установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме периодов, полежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репресированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Раабе А.Г. проходил срочную службу по призыву в качестве солдата, что является самостоятельным правовым основанием зачета данного периода службы в календарном исчислении, поскольку он не входит в определенный Законом РФ №4468-1 круг лиц, к которым применима рассматриваемая льгота. К ним относятся лишь офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы или проходившие службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Постановлением №941, пунктом 5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении. ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» не содержит норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву и, исходя из его содержания и буквального смысла статей, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, помимо этого он не регламентирует вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, и следовательно в отношении Рабе А.Г. уволенного именно из МВД, применен быть не может.

Вместе с тем, доводы ответчика о том, что к заявленным истцом требованиям подлежит применению ст. 392 ТК РФ установливающая трехмесячный срок обращения за разрешением индивидуального трудового спора, суд считает несостоятельными, так как заявленные им требования регулируются нормами пенсионного, а не трудового законодательства и предусмотренный ГК РФ процессуальный срок для рассмотрения исковых требований, заявленных истцом, не пропущен.

Правоотношения между истцом и ответчиком не регулируются законом «О статусе военнослужащего», доводы истца основаны на неверном толковании правовых норм, в результате чего он не обосновано смешивает понятия стажа государственной гражданской службы и выслуги лет для назначения пенсии.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Рабе А.Г. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Раабе А.Г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Федеральный суд Октябрьского района г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.09.2011 года.

Судья (подпись) А.В.Маркин