РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 сентября 2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Лещенко Л.А. при секретаре судебного заседания Лазареве Р.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3612/11 по иску Паниной Н.В. к Департаменту Управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Панина Н.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> «<адрес> общежитие, проживает в общежитии с 1996 года и по настоящее время, другого жилья не имеет. Просит суд признать за ней право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, расположенное по адресу: <адрес>, комната №. В судебном заседании представитель истца Левина О.М., действующая на основании доверенности от 14.06.2011 года, исковое заявление уточнила, просила признать за Паниной Н.В. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>А, <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. пояснила, что Панина Н.В. проживает в общежитии по указанному адресу с 1995 года, была вселена согласно ходатайства РОНО Железнодорожного района г. Самары, которое не сохранилось. Она зарегистрирована в общежитии с 21.06.1996 года, в настоящее время занимает комнату №, площадью <данные изъяты> кв.м. Долгов по коммунальным платежам не имеет. Истица на свои средства приобретала в свою комнату мебель, производила ремонт. В общежитии нет пропускного режима. С 19.09.1989 года по 27.06.1995 года истица проживала в общежитии № по адресу: <адрес>, комната <данные изъяты>. Право на приватизацию истица не использовала, является инвалидом, другого жилья не имеет. Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.Самара Левина Т.В., действующая на основании доверенности № 1450 от 30.08.2011 года, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что требования не подлежат удовлетворению в соответствии со ст.4 Федерального закона РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом – судебными повестками по почте, причину неявки суд не сообщили. Представитель третьего лица Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил отзыв, в котором просил в иске отказать, направил суду ходатайство о рассмотрение дела в их отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о слушании дела. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений. В судебном заседании установлено, что во исполнение Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» № 3020-1 от 27.12.1991 года в соответствии с решением малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «О составе муниципальной собственности города» № 64 от 02.03.1992 года и областного Совета народных депутатов «О разграничении государственной собственности на территории Самарской области» от 19.11.1991 года на основании Решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г.Самары» № 222 от 17.09.1992 года Трамвайно-троллейбусного управления, находящегося по адресу ул.Коммунистическая, 8, и его имущество передано в муниципальную собственность, в том числе здание общежития по адресу <адрес> <адрес>, указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось. 09.03.1994 года Комитетом по управлению имуществом г.Самара принято решение № 98 «О закреплении муниципального имущества за муниципальным предприятием Трамвайно-троллейбусное управление», согласно которому переданы производственные площади и жилой фонд в хозяйственное ведение. 10.05.1994 года между Комитетом по управлению имуществом г.Самара и профессионально-техническим училищем № 42 (правопреемником является Самарский техникум транспорта и коммуникаций) заключен договор аренды, согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять в пользование за плату помещение в <адрес> <адрес> в <адрес> в целях размещения общежития, в пункте 2.2.12 предусмотрено право арендатора передавать помещения в пользование физическим лицам с письменного разрешения арендодателя. Министерство имущественных отношений Самарской области обращалось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.Самара об обязании передать имущество – здание, расположенное по адресу: <адрес>. Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2007 года в удовлетворении исковых требований было отказано. Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2008 года Самарский техникум транспорта и коммуникации г.Самара обязан возвратить Департаменту управления имуществом г.о.Самара здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. по акту приема-передачи. Распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от 30.06.2008 года на эксплуатацию и содержание МП ЭСО переданы объекты муниципального специализированного жилищного фонда – здания общежитий, расположенные по адресам: <адрес>, <данные изъяты> <адрес>, по акту приема-передачи от 01.07.2008 года здание общежития по адресу <адрес>, <адрес> принято на эксплуатацию и содержание на основании договора от 01.05.2008 года. Согласно выписке из реестра Департамента управления имуществом г.Самара от 29.10.2010г. объект недвижимости – комната, расположенная по адресу: <адрес>, комната <адрес>, является муниципальной собственностью г.о.Самара, включен в реестр муниципального имущества 17.09.1992 года за номером 007617 на основании решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов № 222 от 17.09.1992 года. В выписке из реестра от 09.08.2011 года отражено, что объект недвижимости – комната, расположенная по адресу: <адрес>, комната <адрес> включен в реестр муниципального имущества со статусом специализированного жилищного фонда (общежитие). В судебном заседании установлено, что Панина Н.В. вселена в общежитие по адресу <адрес>, <адрес> в комнату № в 1995 году в связи с работой в средней общеобразовательной школе № 64 Железнодорожного района г. Самары, зарегистрирована в общежитии с 21.02.1996г., что подтверждается показаниями свидетеля Омеровой Н.В., справкой паспортной службы МП ЭСО г. Самара. Согласно справкам паспортной службы МП ЭСО г.Самара от 06.07.2011года и 31.01.2011года по адресу: <адрес>, комната <адрес> зарегистрирована Панина Н.В., с 21.02.1996 по 01.01.1997 года, с 03.06.1997 года по 31.12.1999 года, с 02.02.2000 по 31.12.2003года, с 21.01.2004 по 21.01.2007 года, с 19.01.2007 по 19.01.2010года, с 20.01.2010года по настоящее время (л.д.16). Между Паниной Н.В. и Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г. Самары 24.12.2009года заключен договор найма жилого помещения в муниципальном общежитии № 91-4, жилое помещение предоставлено в связи с инвалидностью( л.д. 8-9) На имя Паниной Н.В. по адресу: <адрес>, комната В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 14.02.2011г. № 01/008/2011-164 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Паниной Н.В. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.Самара и Волжского района Самарской области (л.д. 13). Согласно архивной справке Панина Н.В. в период с 19.09.1989 года по 27.06.1995 года проживала по адресу: <адрес>, комната <адрес> в приватизации участия не принимала(л.д. 45). В соответствии со справкой ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 24.01.2011 года Панина Н.В. до 05.08.1998 года строений и жилья на территории г.Самара и Волжского района не имела; право на приватизацию на территории г. Самара и Волжского района не использовала. Панина Н.В. обращалась в Департамент управления имуществом г.Самара с заявлением по вопросу заключения договора социального найма занимаемого жилого помещения. Ответом Департамента по управлению имуществом г.о. Самара от 11.02.2011г. № 15-07-25/5926 в удовлетворении заявления было Паниной Н.В. было отказано на основании того, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> имеет статус общежития, договор социального найма заключается с гражданами, проживающими в жилых помещениях муниципального жилищного фонда социального использования, с гражданами, проживающими в общежитиях, заключается договор найма специализированных жилых помещений. Согласно техническому паспорту ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площади комнаты, расположенной по адресу: <адрес>, комната <данные изъяты>, составляют: жилая площадь <данные изъяты> кв.м., общая площадь <данные изъяты> кв.м. В соответствии со ст. 2 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Согласно ст. 11 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как вытекает из преамбулы названного закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданами возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости. В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда. РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. В силу статьи 4 Закона РФ «о приватизации жилищного фона в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях. Как указано в постановлении Конституционного суда РФ от 3.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ. В силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40 часть 1). В соответствии со ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов. В Определении Конституционного Суда РФ № 1510-О-О от 25.11.2010 года установлено, что Конституционный Суд РФ в своих решениях указывал, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение. Как указано выше, здание по адресу <адрес> <адрес> <адрес> передано от Трамвайно-троллейбусного управления в муниципальную собственность на основании Решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г.Самары» № 222 от 17.09.1992 года, право собственности муниципального образования г.о.Самара на общежитие здание по адресу <адрес> <адрес>, <адрес> прекращено на основании заявления собственника Департамента управления имуществом г.о.Самары от 08.09.2009 года. Из представленных в суд документов, решений Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2007 года, 24.04.2008 года следует, что в указанном жилом здании проживают граждане, семейные, в том числе с несовершеннолетними детьми. Из пояснений представителя истца, подтвержденными показаниями свидетеля Омеровой Н.В., следует, что жильцы комнаты в указанном здании самостоятельно осуществляют ремонт не только занимаемых ими комнат, но и мест общего пользования (санузлы, душевые), в комнатах находится личная мебель жильцов, постельные принадлежности личные, комендантом не выдаются. Таким образом, суд полагает, что само здание, а также спорное жилое помещение не обладают признаками общежития. Согласно п.6 ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей. В судебном заседании установлено, что истица проживает в спорном жилом помещении постоянно, длительное время, право пользования истцом жилым помещением не оспаривалось, здание как общежитие утратило статус специализированного, вследствие чего, суд приходит к мнению, что правоотношения сторон регулируются нормами о договоре социального найма. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено суду доказательств в обоснование своих возражений, что спорное жилое помещение имеет статус общежития. Выписка из реестра муниципальной собственности со ссылкой на передачу здания со статусом общежитие не может служить основанием для отнесения здания по вышеуказанному адресу к специализированному жилому помещению, поскольку данный статус был утрачен им в силу Закона (статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). В установленном порядке, который определен Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006 года «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированного жилого помещения», решение органа управления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду не принималось, запись о регистрации права собственности на общежитие жилой дом по адресу <адрес> в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости и сделок с ним прекращена на основании заявления собственника. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способы защиты нарушенных гражданских прав осуществляются путем признания права. Поскольку <адрес> <адрес> в <адрес> был принят в муниципальную собственность в соответствии с Решением малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г.Самары» № 222 от 17.09.1992 года, то после вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус данного дома как общежития был утрачен в силу закона и у истцов, занимающих в этом доме изолированное жилое помещения на законных основаниях, имеется право приобрести его в собственность согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Таким образом, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования истца Паниной Н.В., признав за ней право собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Паниной Н.В. удовлетворить. Признать за Паниной Н.В. право собственности на жилое помещение комнату № общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> <адрес> в <адрес> в порядке приватизации. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированной части решения суда, с 05.10.2011года. Мотивированное решение изготовлено 05.10.2011 года. Судья /подпись/ Л.А. Лещенко
№ открыт лицевой счет №(л.д. 14).