о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Доценко И.Н.,

при секретаре судебного заседания Парфеновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3048/11 по иску ШИА, действующей и в интересах несовершеннолетнего ШЕЕ, к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, третьим лицам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара, Отделу опеки и попечительства Октябрьского района Департамента семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

ШИА, действующая и в интересах ШЕЕ обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она и несовершеннолетний сын зарегистрированы и проживают в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, комната . В настоящее время они занимаются оформлением указанного жилого помещения в собственность. Собрав необходимый пакет документов, они обратились к ответчику с заявлением об исключении комнаты из состава муниципального специализированного жилого фонда, но получили отказ, мотивированный тем, что помещения в общежитии в соответствии со ст.94 ЖК РФ не подлежат приватизации. С данным ответом не согласна. Просит суд признать за ней и ШЕЕ право общей долевой собственности по *** доли каждому на жилые помещения общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец и ее представитель КЕС, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные существу заявления, а также дополнили, что согласно решению Октябрьского суда от 26.03.2009 года, за истцами было признано право пользования данными жилыми помещениями.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом г. Самара ЛТВ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в соответствии со ст. 94 ЖК комнаты предназначены для временного проживания граждан на время обучения или работы, а также требования не подлежат удовлетворению в соответствии со ст.4 Федерального закона РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В судебном заседании представитель третьего лица Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара – БМА действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с заявленными исковыми требованиями не согласился, предоставил отзыв на исковое заявление в котором просил отказать в удовлетворении исковых требовании по основаниям изложенным в отзыве.

Представители третьих лиц Отдела опеки и попечительства Октябрьского района Департамента семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суд не сообщили.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суд не сообщил.

В судебном заседании представитель третьего лица Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара – БМА действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с заявленными исковыми требованиями не согласился, предоставил отзыв на исковое заявление в котором просил отказать в удовлетворении исковых требовании по основаниям изложенным в отзыве.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что во исполнение Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» № 3020-1 от 27.12.1991 года в соответствии с решением малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «О составе муниципальной собственности города» от ДД.ММ.ГГГГ и областного Совета народных депутатов «О разграничении государственной собственности на территории Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г.Самары» от ДД.ММ.ГГГГ Трамвайно-троллейбусного управления, находящегося по адресу <адрес>, и его имущество передано в муниципальную собственность, в том числе здание общежития по адресу <адрес>, указанное обстоятельство сторонами не обжаловалось.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом г.Самара принято решение «О закреплении муниципального имущества за муниципальным предприятием Трамвайно-троллейбусное управление», согласно которому переданы производственные площади и жилой фонд в хозяйственное ведение.

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом г.Самара и профессионально-техническим училищем (правопреемником является Самарский техникум транспорта и коммуникаций) заключен договор аренды, согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять в пользование за плату помещение в <адрес> в целях размещения общежития, в пункте 2.2.12 предусмотрено право арендатора передавать помещения в пользование физическим лицам с письменного разрешения арендодателя.

Министерство имущественных отношений Самарской области обращалось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.Самара об обязании передать имущество – здание, расположенное по адресу: <адрес>. Решением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований было отказано.

Решением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Самарский техникум транспорта и коммуникации г.Самара обязан возвратить Департаменту управления имуществом г.о.Самара здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью *** кв.м. по акту приема-передачи.

Распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ на эксплуатацию и содержание МП ЭСО переданы объекты муниципального специализированного жилищного фонда – здания общежитий, расположенные по адресам: <адрес> <адрес>, по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ здание общежития по адресу <адрес> принято на эксплуатацию и содержание на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из реестра Департамента управления имуществом г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости – комнаты, расположенные по адресу: <адрес>, комнаты , являются муниципальной собственностью г.о.Самара, включены в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером на основании решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов регистрационных дел, представленных в адрес суда Управлением Росреестра по Самарской области следует, что на основании заявления представителя Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ произведена регистрация права собственности на объект - жилое здание общежитие площадью *** кв.м. по адресу <адрес> за Муниципальным образованием – г.Самара, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о регистрации прекращения права собственности на общежитие по адресу <адрес>.

В судебном заседании установлено, что ШИА и ее сын ШЕЕ вселены в общежитие по адресу <адрес> в комнаты , в 2007 году, на основании распоряжения ГОУ СПО CТТК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

ДД.ММ.ГГГГ между ГОУ СПО CТТК и ШИА заключен договор найма жилого помещения в муниципальном общежитии, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из *** комнат общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, комната для постоянного проживания в нем.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 26.03.2009 года, за истцами было признано право пользования жилым помещением, а именно, комнатой расположенной по адресу: <адрес>. В соответствии с данным решением на имя ШИА, МПЭСО г. Самары был открыт лицевой счет для оплаты коммунальных услуг .

Согласно информационной справке выданной Администрацией *** городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ШИА была зарегистрирована на территории *** Управы по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, в связи с убытием в г. Самара.

В соответствии с уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах ШИА на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества, расположенные на территории <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ ШИА зарегистрирована по адресу <адрес>, комната с ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета.

С ДД.ММ.ГГГГ ШИА зарегистрирована по адресу <адрес>, комната

В соответствии со справками ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ ШИА, до ДД.ММ.ГГГГ строений и жилья на территории г.Самара и Волжского района не имели; право на приватизацию на территории г. Самара и Волжского района не использовали.

Согласно Свидетельства о государственной регистрации права ШИА, имеет в собственности *** доли *** квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ШИА работала в ГОУ *** на должности ***, в 2006 года ГОУ ***», с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность ***, а с ДД.ММ.ГГГГ на должность ***, уволена ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.

Комната, расположенная по адресу: <адрес>, комнаты поставлены на кадастровый учет и им присвоен кадастровый номер , что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

Согласно техническому паспорту ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ площади комнат, расположенных по адресу: <адрес>, комнаты , составляют: жилая площадь *** кв.м., общая площадь *** кв.м. (л.д. 9-12).

В соответствии с приказом МП ЭЖСО г.о.Самара изменена нумерация комнат в здании по <адрес>. Комнаты, которые занимают ШИА и ШЕЕ, имеют номер .

Согласно ответа Департамента управления имущества г.о.Самара по вопросу заключения договора социального найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ ШИА было отказано в заключении договора социального найма жилого помещения в связи с отсутствием на то законных оснований.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.

Согласно ст. 11 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как вытекает из преамбулы названного закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданами возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда. РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

В силу статьи 4 Закона РФ «о приватизации жилищного фона в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

Как указано в постановлении Конституционного суда РФ от 3.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ.

В силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40 часть 1).

В соответствии со ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.

В Определении Конституционного Суда РФ № 1510-О-О от 25.11.2010 года установлено, что Конституционный Суд РФ в своих решениях указывал, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение.

Как указано выше, здание по адресу <адрес> передано от Трамвайно-троллейбусного управления в муниципальную собственность на основании Решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г.Самары» от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности муниципального образования г.о.Самара на общежитие здание по адресу <адрес> прекращено на основании заявления собственника Департамента управления имуществом г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ. Из представленных в суд документов, решений Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанном жилом здании проживают граждане, семейные, в том числе с несовершеннолетними детьми.

Из пояснений истца, следует, что жильцы комнаты в указанном здании самостоятельно осуществляют ремонт не только занимаемых им комнат, но и мест общего пользования (санузлы, душевые), в комнатах находится личная мебель жильцов, постельные принадлежности личные, комендантом не выдаются.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено суду доказательств в обоснование своих возражений, что спорное жилое помещение имеет статус общежития. Выписка из реестра муниципальной собственности со ссылкой на передачу здания со статусом общежитие не может служить основанием для отнесения здания по вышеуказанному адресу к специализированному жилому помещению, поскольку данный статус был утрачен им в силу Закона (статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). В установленном порядке, который определен Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006 года «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированного жилого помещения», решение органа управления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду не принималось, запись о регистрации права собственности на общежитие жилой дом по адресу <адрес> в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости и сделок с ним прекращена на основании заявления собственника.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способы защиты нарушенных гражданских прав осуществляются путем признания права.

Поскольку <адрес> был принят в муниципальную собственность в соответствии с Решением малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г.Самары» от ДД.ММ.ГГГГ, то после вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус данного дома как общежития был утрачен в силу закона и у ШИА и несовершеннолетнего ШЕЕ, занимающих в этом доме изолированное жилое помещения на законных основаниях, имеется право приобрести его в собственность согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

То обстоятельство, что истец вселен в общежитие после введения в действие ЖК РФ, не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований ШИА, действующей и в интересах несовершеннолетнего ШЕЕ, поскольку из Постановления Конституционного суда РФ от 11.04.2011 года «По делу о проверке конституционности статьи 7 федерального закона "о введении в действие жилищного кодекса российской федерации" в связи с жалобой граждан ФИО7 и ФИО8» следует, что статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Также суд полагает, что не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований истца то обстоятельство, что в собственности ШИА имеется *** доли в праве общей долевой собственности на иное жилое помещение, поскольку как указано выше, решением Октябрьского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ за ШИА признано право пользования спорным жилым помещением, право на приватизацию жилого помещения истцами не использовано.

Таким образом, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования истца ШИА, действующей и в интересах несовершеннолетнего ШЕЕ, признав за ними право общей долевой собственности по *** доли каждому на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ШИА, действующей и в интересах ШЕЕ *** года рождения, удовлетворить.

Признать за ШИА, ШЕЕ право общей долевой собственности по *** доли каждому на жилые помещения комнату общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м. в доме по <адрес> в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26.09.2011 года.

Судья *** И.Н. Доценко

***

***

***ь