о признании незаконными действий МИО



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04.04.2011г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи: Лещенко Л.А.

при секретаре судебного заседания: Жуковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1662/11 по заявлению Белоглазовой Л.Г. о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений по Самарской области,

УСТАНОВИЛ

Заявительница Белоглазова Л.Г. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, просила признать решение Министерство имущественных отношений по Самарской области от 23.09.2010г. №12-1\1733\гос об отказе в предоставлении Белоглазовой Л.Г. земельного участка в собственность незаконным, обязать Министерство имущественных отношений по Самарской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении бесплатно в собственность Белоглазовой Л.Г. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, указывая, что 07.06.2010г. она обратилась в Министерство имущественных отношений по Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно в порядке ст. 9 Закона Самарской области «О земле» земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с приложением всех необходимых документов. 23.09.2010г. Министерством имущественных отношений по Самарской области в отношении данного заявления было принято решение об отказе в его предоставлении и возвращении всех документов. Считает данный отказ не соответствующим требованиям законодательства и нарушающим ее права в связи с принятием оспариваемого решения.

В судебном заседании представитель заявителя Григорьев В.А., действующий на основании доверенности от 30.06.2010г., заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая, что отказ Министерства имущественных отношений по Самарской области является необоснованным, поскольку ст.28 ч.4 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, из которых ни одно из них не относится к испрашиваемому земельному участку.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений по Самарской области Самородин В.А., действующий на основании доверенности от 29.12.2010г., заявленные требования не признал по основаниям указанным в отказе о предоставлении земельного участка в собственность Белоглазовой Л.Г. от 23.09.2010г.

Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства в их совокупности, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 2 ст.9 Закона Самарской области «О Земле» № 94-ГД от 11.03.2005 г. (далее Закон) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Судом установлено, что 07.07.2010г. Белоглазова Л.Г. обратилась с заявлением (регистрационный номер №12-1\1733\10-с) в Министерство имущественных отношений по Самарской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 203 кв.м. под огородничество, расположенного по адресу: <адрес>, приложив к указанному заявлению план границ земельного участка, выписку из ЕГРП на недвижимое имущество №739 от 15.06.2009г., акт согласования границ землепользования, выписку из ФРС о правах отдельного лица, сведения из УФАКОН.

23.09.2010г. Министерством имущественных отношений по Самарской области было принято решение 312-1/1733/10с об отказе в предоставлении испрашиваемого истицей земельного участка в собственность и возврате документов на основании ст. 9 п.2 Закона в связи с несоответствием использования спорного земельного участка истцом территориальной зоне, в которой этот участок находится.

Согласно ответа Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от 17.08.10г. №Д05-01-01/12394-0-1, предоставленного по запросу Министерства имущественных отношений по Самарской области, земельный участок площадью 203 кв.м. по адресу: <адрес>А находится в зоне многоэтажной многоквартирной жилой застройки (Ж4) в соответствии с действующими правилами землепользования и застройки г.о. Самары, утвержденными решением Думы г.о. Самара от 15.07.2010г. №951. Использование земельного участка под огородничество не соответствует видам разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны.

Истец считает данный отказ незаконным, поскольку указанное Министерством имущественных отношений основание отказа в предоставлении спорного земельного участка не предусмотрено ст. 28 ЗК РФ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан может быть отказано исключительно в случае, если земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных и муниципальных нужд или установлен запрет на приватизацию земельных участком.

Однако, в соответствии ст. 34 ч.1 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного заявления граждан с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что ЗК РФ предусматривает возможности выделения участков из числа сформированных для конкретных нужд, имеющихся в наличии, с учетом мнения органа местного самоуправления.

На основании ст. ст. 6 Закона полномочиями по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством не предусмотрено иное, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, возложены на органы местного самоуправления. Право органов местного самоуправления на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю имеет своим основанием публично-правовую обязанность обеспечения эффективного управления государственными землями, их целевого использования и охраны. Поэтому органы местного самоуправления вправе осуществлять распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю в пределах и в порядке, установленных законодательством.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что доводы истца являются не обоснованными, а принятое Министерством имущественных отношений по Самарской области на основании ст. 9 п.2 Закона решение от 23.09.2010г. №12-1/1733/гос законным, в связи с чем, заявленные Белоглазовой Л.Г. требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 246 - 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Белоглазовой Л.Г. о признании незаконным решения министерства имущественных отношений Самарской области от 23.09.2010г. №12-1/1733/гос об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Федеральный суд Октябрьского района г.Самары в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированной части решения суда, с 11.04.2011года.

В окончательной форме решение суда изготовлено 11.04.2011 года.

Судья подпись Л.А. Лещенко

Копия верна.

Решение ___ вступило в законную силу.

Судья:

Секретарь: