РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 сентября 2011 г. Федеральный суд Октябрьского района г.о. Самара в составе: председательствующего судьи Лещенко Л.A. при секретаре судебного заседания Лазареве Р.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4548/11 по заявлению Глушнева В.Н. об оспаривании законности действий Министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары, УСТАНОВИЛ: Глушнев В.Н. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, просил признать незаконным решение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее ДСА г.Самары) о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка б/н, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, изложенное в письме от 22.02.2011г. СП -9/5350-03; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) и направить ее в Министерство имущественных отношений Самарской области и ему; признать незаконным решение от 25.04.2011г. № 12-1/3519/09 Министерства имущественных отношений Самарской области (далее Министерства) об отказе в предоставлении ему бесплатно в собственность данного земельного участка, указав, что 11.09.2009г. он обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок б/н, площадью 600,00 кв.м., бесплатно в собственность, для целей, не связанных со строительством (под садоводство). Отказ Министерства в предоставлении ему земельного участка на основании ответа полученного Министерством из ДСА г.Самары из которого следовало, что испрашиваемый им земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденными решением Думы городского округа Самара от 15.06.2010г. № 951, расположен в зоне естественного природного ландшафта и зеленых насаждений защитного назначения (Р2), где ведение садоводства не предусмотрено, считает незаконным, как и решение ДСА г.о.Самары, поскольку определением СК по гражданским делам Самарского областного суда г.Самары от 05.05.2011года Правила землепользования и застройки в г.Самары, утвержденные Решением Думы г.о.Самары от 15.07.2010года №951(далее Правила №951) признаны недействующими, а в соответствии с действующими в настоящее время Правилами землепользования и застройки в г.Самары, утвержденными Решением Думы г.о.Самары от 26.04.2001года №61(далее Правил №61) испрашиваемый им земельный участок расположен в зоне Р-5 допускающей возможность использования его под садоводство. В судебном заседании представитель заявителя Нечипоренко Н.В., действующий на основании доверенности № 4Д-863 от 22.07.2011г., заявленные требования подержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что в случае повторного обращение заявителя в Министерство по испрашиваемому земельному участку им может быть утрачено преимущественное право на признание права за заявителем, вместе с тем это потребует дополнительных материальных затрат по сбору справок срок действия которых истек. Считает, что ДСА г.о.Самары и Министерство не лишены возможности самостоятельно отменить свои решения в связи с отменой правил №951. Так же считает, что на момент обращения заявителя в Министерство действовали Правила №61, т.к. в окончательной форме Правила №951 были опубликованы с уточнениями и изменениями после обращения заявителя в Министерство по испрашиваемому земельному участку. Представитель заинтересованного лица Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара Сидоренко С.В., действующая на основании доверенности Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился. Извещался надлежащим образом – судебной повесткой по почте, причин уважительности неявки суду не сообщил, представил суду возражения на заявление, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о слушании дела. Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно п. 2 ст.9 Закона Самарской области «О Земле» № 94-ГД от 11.03.2005 г. (далее Закон) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третью лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на министерство имущественных отношений <адрес>. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Глушнев В.Н. обратился с заявлением (регистрационный номер №) в Министерство имущественных отношений <адрес> о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок б\н площадью <данные изъяты> кв.м., под садоводство. Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка (далее Постановление). В соответствии с п. 2.4 указанного Постановления в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы Министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется. Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ полномочиями по утверждению схем расположения земельных участков наделены органы местного самоуправления. Согласно постановлению Главы городского округа Самара «Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий» от 19 сентября 2006 года № 2340, уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, является Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара. На основании обращения Министерства в соответствии с ЗК РФ, ГрК РФ, законом Самарской области «О земле», Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. №74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара» Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары было вынесено Заключение от 22.0.2011г. №СП-9/-5350-0-3 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, в связи с тем, что согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округ Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010г. № 951 испрашиваемый земельный участок расположен в зоне естественного природного ландшафта и зеленых насаждений защитного назначения (Р2), где ведение садоводства не предусмотрено. Согласно ст.ст. 32,35 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В соответствии с Правилами землепользования и застройки г.о. Самара зона естественного природного ландшафта и зеленых насаждений защитного назначения выделена в целях сохранения особо ценного естественного природного ландшафта, зеленых массивов, создания комфортных условий для отдыха населения. К основным видам разрешенного использования относятся: земли естественного природного ландшафта (луга, овраги, озера, болота, поймы рек и т.п.); лугопарки; зеленые массивы. К вспомогательным видам разрешенного использования относятся: почво-защитные посадки; благоустройство (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.). К условно разрешенным видам использования относятся: пляжи; лодочные и спасательные станции; временные постройки (беседки, пункты хранения инвентаря); причалы и стоянки водного транспорта; киоски, лоточная торговля; инженерная защита территории; гидротехнические сооружения. В связи с несоответствием испрашиваемого земельного участка целям использования, определенных в зоне, в которой он находится, Министерство возвратило заявителю представленный им пакет документов для оформления в собственность бесплатно спорного земельного участка, что подтверждается Уведомлением Министерства об отказе в предоставлении земельного участка №12-1\3519\09 от 25.04.2011г. Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ (далее - ЗК РФ) основанием для отказа в предоставлении земельных участков служит установленный федеральным законом запрет на их приватизацию. В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закон Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 2Г. 12.2001 № 178-ФЗ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой Карте), отказа Министерства имущественных отношении по Самарской области в предоставлении заявителю спорного земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес> в <адрес>, в связи с чем заявленные Глушневым В.Н. требования удовлетворению не подлежат. Представленный заявителем в обоснование заявленных доводов ответ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 01.09.2009г., согласно которого испрашиваемый земельный участок находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р5), не принимается во внимание, поскольку указанная зона была определена правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. В то время как на момент рассмотрения обращения заявителя Министерством после получения заключения Департамента строительства о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой Карте) соответствующей территории 25.04.2011г. действовали Правила землепользования и застройки г.о. Самара от 15.07.2010 г. В действиях Департамента и Министерства отсутствовала неправомерность по принятию решения в отношения испрашиваемого заявителем земельного участка, не допущено нарушение законодательства или норм права действовавших на момент принятия решения, вместе с тем, Глушнев В.Н. не лишен возможности повторного обращения в Министерство с аналогичным заявлением, на момент действия в настоящее время Правил №61, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных им требований и признания действий Департамента и Министерства недействительными у суда не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 246 и 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Глушнева В.Н. о признании незаконным решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары № СП-9/05350-0-3 от 22.02.2011г. о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка б/н, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, обязании утвердить схему расположения вышеуказанного земельного участка – оставить без удовлетворения. Заявление Глушнева В.Н. о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.04.201г. № 12-1/3519/09 об отказе в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка б/н, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированной части решения, с 03.10.2011 г. Мотивированное решение изготовлено 03.10.2010 г. Судья подпись Л.А.Лещенко
№ Д 0501/2635 от 07.09.2011г., заявленные требования не признала, по основаниям, указанным в отзыве на заявление.