РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 октября 2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Курмаевой А.Х., при секретаре судебного заседания Клевцур С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4571/11 по заявлению Каменевой Т.Л. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка в собственность, УСТАНОВИЛ: Каменева Т.Л. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением № о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. Все необходимые документы были сданы. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в течение 1,5 лет она трижды обжаловала бездействие Министерства имущественных отношений <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ей был направлен отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что участок обременен правами третьих лиц, чужими постройками, что Венглинской Н.М. на праве аренды принадлежит земельный участок площадью - <данные изъяты> кв.м., входящий в состав испрашиваемого. С отказом она не согласна, поскольку по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ её мать - Венглинская Н.М. подарила ей индивидуальный жилой дом и земельный участок площадью, <данные изъяты> кв.м. по вышеуказанному адресу. По результатам осмотра на испрашиваемом земельном участке расположены временные некапитальные строения (баня, сарай), принадлежащие ей, на которые она не обязана предоставлять никаких справок и выписок, так как органами техучета они не инвентаризованы, а права на них зарегистрированы не будут. Ею предоставлен исчерпывающий перечень документов в соответствии с Законом Самарской области «О земле». Справка БТИ по форме 12 была сдана при первоначальной подаче документов еще в 2010 году о наличии (отсутствии) регистрации права собственности на объекты капитального строительства на испрашиваемом земельном участке: 4 сарая, гараж, туалет, забор. Считает, что у нее возникло правомерное пользование земельным участком, домом и всеми постройками. Просит признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений <адрес> в предоставлении ей земельного участка, площадью - <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить работу с пакетом документов по расписке № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему заявлению направить запрос об утверждении схемы расположения земельного участка согласно проекта границ с координатами, расположенного по адресу: <адрес>, используемого для ведения личного подсобного хозяйства на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с округленной площадью - <данные изъяты> кв.м.; взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в её пользу компенсацию морального вреда, в размере <данные изъяты> руб., выразившегося в волокитстве, грубом нарушении государственным органом федерального законодательства, законодательных и нормативно-правовых актов Самарской области, а также прав граждан на приобретение земельных участков, гарантированных Конституцией РФ; взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в её пользу компенсацию судебных издержек - оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>) руб. В судебном заседании представитель Каменевой Т.Л. – Смирнова Е.А., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - Филюк Т.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях на заявление (л.д. 32-36). Пояснила, что согласно акту, на испрашиваемом земельном участке, расположены хозяйственные постройки (баня, сарай). Представлено также заключение ФГУП «Ростехинвентаризаия-Федеральное БТИ», из которого следует, что на земельном участке расположены строения: жилой дом, 4 гаража, туалет, забор. Регистрация строений, кроме жилого дома, не осуществлялась. Между тем, соответствующие документы на строения в Министерство не были представлены, поэтому отсутствовали основания для предоставления участка. Просит в удовлетворении заявления отказать. Представители Министерства строительства и ЖКХ Самарской области, ФГУП «Ростехивентаризация-Федеральное БТИ» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом – повестками по почте, что следует из обратного уведомления о вручении судебной повестки (л.д. 23) и справочного листа, причину неявки суду не сообщили. Суд, выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Каменева Т.Л. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением № о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 38). Каменева Т.Л. обжаловала бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области по вопросу рассмотрения ее заявления. Решением Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области по рассмотрению заявления Камневой Т.Л. о предоставлении в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по рассмотрению заявления Каменевой Т.Л. о предоставлении в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> соответствии с постановлением Правительства Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Об исполнении решения суда уведомить суд и Каменеву Т.Л. (л.д. 12-13). По результатам рассмотрения заявления, ДД.ММ.ГГГГ Министерство направило в адрес Каменевой Т.Л. отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что земельный участок обременен правами третьих лиц, чужими постройками. Кроме того, Каменевой Т.Л. в отказе разъяснено, что согласно п. 4 абз. 3 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, могут быть представлены заверенные в установленном порядке документы, подтверждающие возникновение прав на них в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их приобретения. В этом случае дополнительно должны быть представлены сведения из органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о зарегистрированных правах на данные объекты недвижимости, подтверждающие их принадлежность заявителю, а также выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на данные объекты. Согласно п. 4 абз. 4 в случае, если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до ДД.ММ.ГГГГ, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до ДД.ММ.ГГГГ, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, а также заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства. Каменевой Т.Л. соответствующие документы в министерство не предоставлены (л.д. 15-16). Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ч. 2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В соответствии с п.2.1 Порядка предоставления земельных участов, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении № к настоящему порядку. К заявлению прилагаются документы, указанные в приложении № к настоящему Порядку (п.2.2). Согласно п. 4 абз. 3 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, могут быть представлены заверенные в установленном порядке документы, подтверждающие возникновение прав на них в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их приобретения. В этом случае дополнительно должны быть представлены сведения из органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о зарегистрированных правах на данные объекты недвижимости, подтверждающие их принадлежность заявителю, а также выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на данные объекты. Согласно п. 4 абз. 4 в случае, если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до ДД.ММ.ГГГГ, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до ДД.ММ.ГГГГ, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, а также заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства. Согласно ответу ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ расположены следующие строения: жилой дом, 4 сарая, гараж, туалет, забор. Правовая регистрация жилого дома до ДД.ММ.ГГГГ проводилась, регистрация других строений не осуществлялась (л.д. 11). Кроме того, комиссией по проведению осмотра испрашиваемого в собственность земельного участка, действующей на основании распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что на земельном участке находятся хозяйственные постройки: баня, сарай, земельный участок огорожен забором, о чем был составлен акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). Вышеуказанные обстоятельства о нахождении на земельном участке построек не отрицались представителем заявителя в судебном заседании. Правоустанавливающие документы на объекты, находящие на земельном участке, а при их отсутствии документы, подтверждающие государственную регистрацию прав на объекты недвижимости либо заверенные в установленном порядке документы, подтверждающие возникновение прав на них в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их приобретения, сведения из органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о зарегистрированных правах на данные объекты недвижимости, подтверждающие их принадлежность заявителю, а также выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на данные объекты, либо акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до ДД.ММ.ГГГГ, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до ДД.ММ.ГГГГ, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, а также заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке с приложением заключения органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства, Каменевой Т.Л. в Министерство имущественных отношений Самарской области предоставлены не были. В соответствии с п.2 ст.9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в частности для садоводства. Согласно п.2.4 указанного Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Из анализа вышеназванных положений Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, следует, что обязанность по предоставлению сведений из органа, осуществляющего технический учет, возложена на заявителя. Таким образом, Министерство имущественных отношений Самарской области действовало в соответствии с действующим законодательством, права заявителя Каменевой Т.Л. не нарушены, поскольку не лишают возможности повторно обратиться в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением в отношении указанного земельного участка после устранения причин, послуживших основанием для отказа в предоставлении участка. Доводы представителя заявителя о том, что испрашиваемые документы не могут быть предоставлены, необоснованны и не могут быть приняты во внимание, т.к. не основаны на нормах действующего законодательства – п.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06 № 74. Ссылка представителя заявителя о том, что Министерство должно предоставлять доказательства, подтверждающие наличие именно объектов недвижимости на земельном участке, также не могут быть приняты во внимание, т.к. противоречат представленным доказательствам о том, что на участке расположены объекты недвижимости, которые не принадлежат заявителю на каком либо праве, в этой связи предоставление земельного участка без учета прав третьих лиц на расположенные на данном земельном участке объекты, повлечет нарушение прав последних, а также положений ст. 36 ЗК РФ. В связи с чем, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. В связи с тем, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка является законным, отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя о возобновлении работы с пакетом документов, представленных Каменевой Т.Л. по расписке № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании Министерства направить запрос об утверждении схемы расположения земельного участка, согласно проекта границ с координатами и взыскании с Министерства в пользу заявителя компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. и судебных издержек, вызванных оплатой услуг представителя, в размере <данные изъяты> руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198, ч.4 ст. 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Каменевой Т.Л. отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня принятия в окончательном виде. В окончательном виде решение суда принято 17.10.11г. Судья подпись Курмаева А.Х. КОПИЯ ВЕРНА Судья: Секретарь: