Решение об отказе в признании участником боевых действий



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18.10.2011 г. Октябрьский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего Занкиной Е.П.

единолично

при секретаре Енякиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4401/11 по иску ИСТЕЦ к Главному управлению внутренних дел Министерства внутренних дел России по Самарской области о признании ветераном боевых действий,

УСТАНОВИЛ:

ИСТЕЦ обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в период с 1996 по 2008 год он проходил службу в системе МВД, в период с 1999 по 2006 год проходил службу в ГУВД Самарской области. В указанный период он неоднократно выезжал в служебные командировки на территорию Чеченской республики для выполнения поставленных задач по поддержанию конституционного строя РФ, что подтверждается соответствующим Приказами ГУВД. При выполнении служебных обязанностей в период нахождения в Чеченской Республике он непосредственно принимал участие в боевых действиях в ходе проводимых контртеррористических операциях, обеспечивал правопорядок и общественную безопасность на территории СКР РФ. В указанные периоды неоднократно поощрялся руководством. В период с 07.09 по 27.09.2000 находился в служебной командировке и выполнял служебно-боевые задачи в составе Мобильного отряда МВД России на территории СКФ РФ, в частности, в составе сводного отряда милиции особого назначения ГУВД Самарской области выполнял задачи по обеспечению законности на территории Чеченской Республики, принимал непосредственное участие в «зачистках», нес службу на блокпостах, неоднократно в составе разведгруппы выходил в рейды с целью обнаружения огневых точек боевиков и выявления мест наилучшего ведения огня, для их подавления. Во время несения службы на блокпостах и проведения рейдов разведгруппа неоднократно подвергалась обстрелам со стороны боевиков и вступала в боестолкновения. Награжден нагрудными знаками «Участник боевых действий МВД», «За отличную службу в МВД», «За отличие в охране общественного порядка». Считает, что на основании ФЗ «О ветеранах» и Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ он имеет право быть признанным ветераном боевых действий. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУВД Самарской области с заявлением о признании его ветераном боевых действий, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в связи с тем, что подтверждающие факты выполнения служебно-боевых задач на территории Чеченской республики отсутствуют. Считая данный отказ необоснованным, он вынужден обратиться в суд с указанным иском, в котором просит признать его ветераном боевых действий на территории Чеченской Республики РФ, обязать ГУВД по Самарской области выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.

В судебном заседании истец и его представитель ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-1, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. ИСТЕЦ дополнительно указал, что он направлялся в Аргонский район с. Высокое Чеченской Республики по приказу от ДД.ММ.ГГГГ по командированию. По прибытии он участвовал в несении постов, охранял федеральную трассу, сопровождал взрывотехническую группу, участвовал в «зачистках». Боевые столкновения были в ночное время, задачей было погасить огневую точку противника и прикрыть товарищей. В Гудермесском районе на их территории была мельница для мирных жителей, в их задачи также входило охранять дорогу к ней.

Представитель ответчика ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменный отзыв, согласно которому документов, подтверждающих факт непосредственного участия в служебно-боевых задачах на территории Чеченской Республики, истцом не представлено. Копии приказов о командировании на территорию Чеченской Республики, удостоверение участника боевых действий, государственные награды не могут служить основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий. В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в других государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ. В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» в системе внутренних дел РФ, утвержденной Приказом МВД РФ от 07.05.2004 № 282 основанием выдачи удостоверений является факт выполнения задач в ходе контртеррористической операции. Факт участия лица в контртеррористической операции подтверждается такими документами, как приказ о выплате денежного вознаграждения сотрудникам органов внутренних дел, принявшим фактическое участие в контртеррористической операции в территории СКР РФ и зачете выслуги лет в льготном исчислении. Периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников Штабов, оперативных и иных групп и утверждаются руководителем Регионального оперативного штаба. Аналогичное положение содержится в Постановлении Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций». Истцом таких доказательств не представлено, так же как и не представлено документов, подтверждающих непосредственное его участие в контртеррористической операции. Данные выводы подтверждаются судебном практикой по аналогичным заявлениям, в связи с чем исковое заявление ИСТЕЦ удовлетворению не подлежит.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Порядок выдачи удостоверений ветеранов боевых действий в силу п. 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 № 763 утверждается соответствующими органами исполнительной власти. Во исполнение указанной нормы Приказом МВД РФ от 07.05.2004 № 282 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России. Согласно п. 3 данной Инструкции в редакции, действовавшей на момент обращения ИСТЕЦ с заявлением в ГУВД по Самарской области о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, основанием для выдачи удостоверений лицам, выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, является факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

В силу указанного п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 № 65 факт выполнения задач на территории Северо-Кавказского региона устанавливается в отношении следующих лиц:

а) проходящих службу (военную службу) в воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях, органах и подразделениях уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - воинские части и органы), дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики;

б) командированных в воинские части и органы, указанные в подпункте "а";

в) направленных в Республику Дагестан, Республику Ингушетия и Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территориях указанных республик);

г) участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти;

д) проходящих службу (военную службу) в воинских частях и органах, дислоцированных на постоянной основе на территории Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики и Республики Северная Осетия - Алания;

е) командированных в воинские части и органы, указанные в подпункте "д";

ж) направленных в Кабардино-Балкарскую Республику, Карачаево-Черкесскую Республику и Республику Северная Осетия - Алания в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территориях указанных республик).

Действующая на момент обращения истца в суд редакция Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, в качестве документов, подтверждающих факт выполнения лицом задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, указывает выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона. Согласно подп. «в» п. 4 Постановления от 09.02.2004 № 65 время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операций устанавливается на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.

Таким образом, законодателем установлен закрытый перечень документов, которые могут подтвердить факт непосредственного участия в контртеррористических операциях, дающих право на присвоение звания ветеран боевых действий. Согласно послужному списку, ИСТЕЦ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность инструктора по боевой и физической подготовке группы кадров отряда милиции особого назначения при ГУВД Самарской области, по контракту, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность инспектора отделения по обеспечению массовых мероприятий отдела обеспечения общественного порядка управления обеспечения общественного порядка ГУВД области, по контракту. В указанный период Приказом от ДД.ММ.ГГГГ он был включен в личный состав рабочей группы по обследованию мест дислокации сил ОВД Самарской области на территории Чечни, Приказом от ДД.ММ.ГГГГ включен в список сотрудников, убывающих к местам дислокации сводного отряда ППСМ ГУВД Самарской области и ОМОН УВД <адрес>, находящихся в Чеченской Республике, Приказом от ДД.ММ.ГГГГ включен в список сотрудников аппарата ГУВД, направляемых для сопровождения и охраны автоколонны в район временной дислокации сводных отрядов ГУВД Самарской области. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность инспектора отделения организации работы подразделений ППСМ и ОМОН отдела обеспечения общественного порядка управления обеспечения общественного порядка ГУВД области. В указанный период Приказом от ДД.ММ.ГГГГ включен в список сотрудников ГУВД области, направляемых для сопровождения отрядов ОМОН УВД <адрес> и ППСМ ГУВД Самарской области. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность старшего инспектора отделения организации работы подразделений ППСМ и ОМОН отдела обеспечения общественного порядка управления обеспечения общественного порядка ГУВД Самарской области. В указанный период Приказом от ДД.ММ.ГГГГ направлен в служебную командировку для сопровождения ОМОН ГУВД Самарской области к месту временной дислокации в Северо-Кавказский регион; Приказом от ДД.ММ.ГГГГ включен в список сотрудников ГУВД Самарской области, направляемых для сопровождения и организации охраны в Северо-Кавказский регион; Приказом от ДД.ММ.ГГГГ включен в список сотрудников, сопровождающих сводный отряд ОМОН УВД <адрес> в служебную командировку Северо-Кавказский регион; Приказом от ДД.ММ.ГГГГ включен в список сотрудников ГУВД Самарской области, выезжающих в служебную командировку для проведения проверки организации несения службы, обеспечения боеспособности и жизнедеятельности и оказания практической помощи отрядам ГУВД Самарской области в Северо-Кавказском регионе; Приказом от ДД.ММ.ГГГГ включен в список сотрудников, направляемых для сопровождения и организации охраны сводного ОМОН ГУВД Самарской области в Северо-Кавказский регион; Приказом от ДД.ММ.ГГГГ л/с за период нахождения в Северо-Кавказском регионе выплачено единовременное пособие. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность старшего инспектора отдела обеспечения общественного порядка на улицах и иных общественных местах управления обеспечения общественного порядка ГУВД Самарской области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность заместителя начальника отдела по вопросам гражданства паспортно-визового управления ГУВД Самарской области, с ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности в связи с прикомандированием к Федеральной миграционной службе УФМС России по Самарской области. За период несения службы награжден нагрудными знаками «Участник боевых действий», «За отличную службу в МВД», медалями «За отличие в охране общественного порядка», «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Оценив представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что они подтверждают факт нахождения ИСТЕЦ на территории Чеченской Республики и Северо-Кавказского региона, однако не свидетельствуют о его непосредственном участии в контртеррористических операциях, факт которого необходим для признания его ветераном боевых действий, причем данные документы не могут быть признаны основанием для установления факта участия в боевых действиях ни в силу действующей редакции Инструкции, ни в силу предыдущей редакции, действовавшей на момент обращения ИСТЕЦ с заявлением в ГУВД. Как указал Верховный Суд РФ в Определении от 12.08.2011 по делу № 20-В11-14, сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона РФ в период, начиная с 01.08.1999 г. в составе Объединенной группировки войск (сил), направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона РФ, без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий. Наличие оснований для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба или (с 1999 по 2000 годы) руководителем Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона РФ.

ИСТЕЦ в подтверждение факта участия в боевых действиях представлены копии выписок из приказов начальника ГУВД Самарской области об откомандировании его в Северо-Кавказский регион РФ, однако в данных приказах нет конкретных сведений об участии истца в контреррористических операциях.

Допрошенный в качестве свидетеля СВИДЕТЕЛЬ-1, пояснил суду, что с ИСТЕЦ он знаком с 1999 года, они вместе служили в ГУВД Самарской области в управлении по охране общественного порядка. Он (СВИДЕТЕЛЬ-1) был заместителем командира сводного отряда ОМОН в г. Аргон. ИСТЕЦ приезжал к ним, все были задействованы в «зачистках», всех операций он не помнит. ИСТЕЦ нес службу на блокпосту, участвовал в «зачистках», был рядом с г. Гудермес. Пояснил, что сам он является участником боевых действий, удостоверение ему было выдано в обычном порядке.

Допрошенный в качестве свидетеля СВИДЕТЕЛЬ-2, пояснил суду, что ИСТЕЦ является его сослуживцем и другом. Они вместе проходили службу в селе Комсомольское. Командиром был Вьюнов, сам он был начальником штаба. ИСТЕЦ приезжал к ним. Любой военнослужащий обязан подчиняться приказам, ИСТЕЦ был офицером, был или помощником дежурного, или дежурным. Осуществлял проверку наряда, выходил на боевые задания, участвовал в боевых действиях, в «зачистках». Сам он также является ветераном боевых действий, удостоверение ему выдано за период с 1996 по 2001 год.

Суд считает, что свидетельские показания не могут быть положены в основу решения, поскольку они не могут заменить собой необходимый в силу закона приказ об участии в контртеррористической операции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ИСТЕЦ – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24.10.2011 г.

Судья Занкина Е.П.