о признании незаконным решения МИО



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10.05.2011г. Федеральный суд Октябрьского района г.о. Самара в составе:
председательствующего судьи: Лещенко Л.А.,

при секретаре судебного заседания: Жуковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2472/11 по заявлению Ефимова А.В. о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений по Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Ефимов А.В. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, просил признать решение Министерства имущественных отношений по Самарской области (далее Министерство) от 01.02.2011г. №12-1\3699\09 «Об отказе в предоставлении земельного участка» незаконным, обязать Министерство в двухнедельный срок принять решение о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, площадью 2023 кв.м., расположенного по адресу: адрес, участок б\н напротив участка №... под огородничество, указывая, что 13.10.2009г. он обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений по Самарской области (далее Министерство) о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 2023 кв.м., расположенного по адресу: адрес, участок б\н напротив участка №... под огородничество. 01.02.2011г. Министерство возвратило заявителю документы по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне естественного природного ландшафта и зеленых насаждений защитного назначения (Р2), что не соответствует основным видам разрешенного использования, установленным для указанной зоны. Не согласившись с принятым Министерством решением, он обратился в суд с вышеуказанным заявлением.

В судебное заседание заявитель не явился, извещался надлежащим образом, причин уважительности неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений по Самарской области Сынтин А.Е., действующий на основании доверенности от 29.12.2010г. №340, заявленные требования не признал, по основаниям, указанным в отказе в предоставлении земельного участка.

Суд, выслушав представителя Министерства, исследовав доказательства в их совокупности, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 2 ст.9 Закона Самарской области «О Земле» № 94-ГД от 11.03.2005 г. (далее Закон) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.

Судом установлено, что 13.10.2009г. Ефимов А.В. обратился с заявлением (регистрационный номер №12) в Министерство о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка расположенного по адресу: адрес, участок б\н напротив участка №... под огородничество.

Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка (далее Постановление).

В соответствии с п. 2.4 указанного Постановления в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.

При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.

На основании обращения Министерства в соответствии с ЗК РФ, ГрК РФ, законом Самарской области «О земле», Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. №74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара» Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары было вынесено Распоряжение от 22.07.2010г. №РД-64р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2023,00 кв.м., адрес, участок б\н напротив участка №... в Красноглинском районе г. Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре под огородничество.

Согласно ст.ст. 32,35 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Однако в связи с утверждением Решением Думы г.о. Самары №951 от 15.07.2010г. новых «Правил землепользования и застройки г.о. Самары» согласно ответа департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от 13.12.2010г. №Д05-01-01\17786-0-1 на обращение Министерства в связи с рассмотрением заявления Ефимова А.А., испрашиваемый земельный участок согласно карты градостроительного зонирования указанных правил оказался расположенным в зоне естественного природного ландшафта и зеленных насаждений защитного назначения (Р2). Использование земельного участка под огородничество в указанной зоне не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки г.о. Самара зона естественного природного ландшафта и зеленых насаждений защитного назначения выделена в целях сохранения особо ценного естественного природного ландшафта, зеленых массивов, создания комфортных условий для отдыха населения. К основным видам разрешенного использования относятся: земли естественного природного ландшафта (луга, овраги, озера, болота, поймы рек и т.п.); лугопарки; зеленые массивы. К вспомогательным видам разрешенного использования относятся: почво-защитные посадки; благоустройство (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.). К условно разрешенным видам использования относятся: пляжи; лодочные и спасательные станции; временные постройки (беседки, пункты хранения инвентаря); причалы и стоянки водного транспорта; киоски, лоточная торговля; инженерная защита территории; гидротехнические сооружения.

В связи с несоответствием испрашиваемого земельного участка целям использования, определенных в зоне, в которой он находится, Министерство возвратило заявителю представленный им пакет документов для оформления в собственность бесплатно спорного земельного участка, что подтверждается Решением Министерства об отказе в предоставлении земельного участка №12-1\3699\09 от 01.02.2011г.

Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ (далее - ЗК РФ) основанием для отказа в предоставлении земельных участков служит установленный федеральным законом запрет на их приватизацию.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закон Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности отказа Министерства имущественных отношении по Самарской области в предоставлении заявителю спорного земельного участка, площадью 2023,00 кв.м., адрес, участок б\н напротив участка №... в Красноглинском районе г. Самары, в связи с чем заявленные Ефимовым А.В. требования удовлетворению не подлежат.

Представленный заявителем в обоснование заявленных доводов ответ Департамента строительства от 13.08.2009г., согласно которого испрашиваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2), не принимается во внимание, поскольку указанная зона была определена правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. В то время как на момент рассмотрения обращения заявителя Министерством после получения распоряжения Департамента строительства об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории 22.07.2010г., действовали Правила землепользования и застройки г.о. Самары от 15.07.2010г.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 246 и 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Заявление Ефимова А.В. о признании решения министерства имущественных отношений по Самарской области от 01.02.2011г. №12-1\3699\09 об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, обязании Министерства в двухнедельный срок принять решение о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 2023 кв.м., расположенного по адресу: адрес, участок б\н напротив участка №... под огородничество оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Федеральный суд Октябрьского района г.Самары в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированной части решения суда, с 16.05.2011года.

В окончательной форме решение суда изготовлено 16.05.2011 года.

Судья подпись Л.А. Лещенко

КОПИЯ ВЕРНА

Решение суда __ вступило в законную силу______

Судья:

Секретарь: