РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28.07.2011 года Федеральный суд Октябрьского района г. Самары в составе председательствующего судьи Лещенко Л.А., с участием помощника прокурора Советского района г.о. Самары Кудашкиной А.И. при секретаре судебного заседания Лазареве Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3363\11 по иску Прокурора Советского района г.о. Самары к МП ЭСО г.Самары об устранении нарушений законодательства по пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ Прокурор Советского района г.о. Самары обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, просил признать бездействие управляющей организации - Муниципального предприятия по эксплуатации и содержанию общежитий г.о.Самара (далее по тексту МП ЭСО г.о. Самары), выражающееся в не обеспечении соблюдения требований пожарной безопасности в общежитии № 53 по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Победы, 10А незаконным, обязать МП ЭСО г.о. Самары устранить выявленные в ходе проведенной проверки нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и провести в общежитии необходимые организационно -хозяйственные мероприятия. В судебном заседании представитель истца в лице помощника прокурора Советского района г.Самары Кудашкиной А.И. уточнив исковые требования, просила обязать МП ЭСО г.о. Самары устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и провести в общежитии по адресу: г. Самара, ул. Победы, 10А необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по: обеспечению вывода сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом в подразделение Государственной противопожарной службы; заключению договора на обслуживание системы автоматической пожарной сигнализацией (АПС);установке системы оповещения людей в случае возникновения пожара; приведению в соответствие с действующими нормами по пожарной безопасности; оборудованию электроосветительных приборов плафонами предусмотренные конструкцией светильника; не допущению в общежитии эксплуатации электропроводки не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, а именно: соединению жил проводов выполненному «скруткой»; обозначению эвакуационных путей элементами ФЭС (фотолюминесцентные эвакуационные системы); произведению в общежитии замера сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки с составлением акта; произведению чистки воздуховодов в здании; выполнению пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода в соответствии с ГОСТ и ППБ ; обозначению места размещения пожарного крана по периметру фотолюминесцентной лентой шириной не менее 25 мм.; произведению огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения, выполнению люков чердачного помещения в противопожарном исполнении; отделке путей эвакуации несгораемыми материалами; установке в подвале общежития окна с приямками; оборудованию в общежитии световых указателей «Выход» над дверью центрального входа из здания с автономным питанием и от электросети, с возможностью включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения; устранению установленных на этажах самодельных кладовок, где хранятся сгораемые материалы (4-й этаж, 2-й этаж и 1-й этаж центральный выход); проведению эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц на балконах. Представитель ответчика МП ЭСО г.о. Самары Михайлова Ю.С., действующая на основании доверенности от 21.04.2011г., в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, указанным в представленном отзыве на иск, пояснив, что в соответствии с локально-ресурсной сметой №РС-096 предусмотрен ремонт системы автоматической пожарной сигнализацией 4-х этажного общежития МП ЭСО г.Самары подрядной организацией ООО «Волго-проект», также заключен договор №906 от 27.05.2011г. с ООО «Преграда центр» на разработку и изготовление планов эвакуации в количестве 94 штук, частично выполнено обозначение эвакуационных путей элементами ФЭС, предоставила фотографию 4 этажа общежития, заключен договор с ООО НПП «Регион-С» 07.06.2011г. на обработку огнезащитным препаратом деревянных конструкций чердачного помещения, дополнив, что остальной объем работы будет выполнен к сроку до 16.01.2012г. указанному в предписании ГУ МЧС России по Самарской области. Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Самарской области, управление государственного пожарного надзора Иванов Ю.Е., действующий на основании доверенности от 17.01.2011г., не возражал против удовлетворения иска. Представитель третьего лица Департамента управления имуществом г.о. Самары в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о слушании дела. Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования Прокурора Советского района г.о. Самары подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что Прокуратурой Советского района г. Самары была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальном жилом фонде, расположенном на территории Советского района г. Самары. Установлено, что на основании распоряжения заместителя начальника ОНД г.о. Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области органом государственного контроля (надзора), о проведении проверки в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий от «11» февраля 2011 года № 7 была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в общежитиях, расположенных в Советском района г.Самары. В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Так в общежитии № 53 МП ЭСО г.Самары, расположенном по адресу г.Самара, ул. Победы, 10А выявлены нарушения требований пожарной безопасности, о чем свидетельствует акт проверки № 7 от 05.04.2011, составленный отделом надзорной деятельности г.о. Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Пунктом 10 ст. 16 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Статьей 1 закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области, принятым Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006г. № 294 ( в редакции от 24.06.2010г.) (далее - Устав), к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль его исполнения. Пунктом 10 ч. 1 ст. 7 Устава установлено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в гранницах городского округа Самара также относится к вопросам местного значения. В соответствии со ст.27 Устава Департамент управления имуществом г.о.Самара является органом местного самоуправления, наделяемый уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара. Согласно п.п. «з», «и», «л» ст.47 Устава, Департамент осуществляет исполнение постановлений Администрации г.о.Самара о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных учреждений городского округа Самара в установленном порядке, утверждает уставы указанных юридических лиц. передает муниципальное имущество в оперативное управление муниципальным казенным предприятиям г.о.Самары и муниципальным учреждениям городского округа Самары, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, закрепленного за муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями городского округа Самара. Согласно ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. МП ЭСО г.о.Самары является управляющей организацией, осуществляющей содержание и обслуживание общежитий городского округа Самары на основании Договора № 1 от 01.05.2008г. на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда (далее Договор), заключенного между Департаментом управления имущества г.о. Самара и МП ЭСО г.о.Самары. Согласно п. 3.2.2. Договора МП ЭСО г.о.Самары обязано выполнять работы по технической эксплуатации, содержанию обслуживанию и ремонту объектов муниципального специализированного жилищного фонда, прилегающей территории с элементами благоустройства в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплекса от 27.09.2003г. № 170, а также другими правовыми актами. В соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Факт внесения нанимателями и собственниками жилых помещений дома по адресу: г.Самара, ул. Победы, 10А в соответствии со ст. 154 ЖК РФ платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и капитальному ремонту для собственников жилого помещения, ответчиком в суде не оспаривался. Нарушения требований пожарной безопасности в общежитии подтверждаются результатами проверки отделом надзорной деятельности г.о. Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области. Постановлением Советского районного суда г. Самары от 17.05.2011г. Муниципальное предприятие по эксплуатации и содержанию общежитий г.о.Самары признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в доход государства в размере 10 000 рублей. Бездействием ответчика нарушаются права и интересы жильцов общежития, а также неопределенного круга лиц - граждан, которые могут посещать общежитие в качестве гостей, сотрудников органов внутренних дел, медицинских работников вызываемых гражданами, проживающими в данном доме, а также в качестве любых иных лиц. Круг лиц, которые могут находиться в помещениях жилого дома или в непосредственной близости от него и могут пострадать в момент возникновения пожара, определить невозможно. Жизнь и здоровье людей подвергаются риску в связи с несоблюдением требований пожарной безопасности. Доводы представителя ответчика о том, что в соответствии с локально-ресурсной сметой №РС-096 предусмотрен ремонт системы автоматической пожарной сигнализацией 4-х этажного общежития МП ЭСО г.Самары подрядной организацией ООО «Волго-проект», заключен договор №906 от 27.05.2011г. с ООО «Преграда центр» на разработку и изготовление планов эвакуации в количестве 94 штук, частично выполнено обозначение эвакуационных путей элементами ФЭС, Не обеспечен вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом в подразделение Государственной противопожарной службы. Нарушение ППБ 01-03 п.З, НПБ 88-2001 п. 13.4.; Отсутствует договор на обслуживание системы автоматической пожарной сигнализацией (АПС). Нарушение ППБ 01-03 п. 34. п. 98.: Отсутствует система оповещение людей в случае возникновения пожара. Нарушение ППБ 01-03 п. 3: НПБ 104-03 п. 3.2, п. 5.1.: Планы эвакуации людей из здания не соответствуют действующим нормам по пожарной безопасности. Нарушение ППБ 01-03 п.З; ГОСТ Р 12.2.143-2009 п.6.2.7.; Электроосветительные приборы не оборудованы плафонами предусмотренные конструкцией светильника. Нарушение ППБ 01-03 п. 60.; В общежитии допускается эксплуатация электропроводки не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, а именно: соединения жил проводов выполнены «скруткой». Нарушение ППБ 01-03 п.57; ПУЭ п.2.1.2Г; Эвакуационные пути не обозначены элементами ФЭС (фотолюминесцентные эвакуационные системы) в соответствии с действующими нормами. Нарушение ППБ 01- 03 п.З; ГОСТ Р 12.2.143-2009 п.6.5, п.6.6.; В общежитии не произведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки с составлением акта. Нарушение ППБ 01-03 п. 57.: Не произведена чистка воздуховодов в здании. Нарушение ППБ 01-03 п. 78.; Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода выполнены вне соответствии с ГОСТ Р 51844-2009. Нарушение ППБ 01-03 п. 3, ГОСТ Р 51844-2009 п. 5.13, 5.20.; Место размещения пожарного крана по периметру не обозначено фотолюминесцентной лентой шириной не менее 25 мм. Нарушение ППБ 01-03 п. 3, ГОСТР 12.2.143-2009 п. 6.4.7.; Не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения. Основание ППБ 01-03 п.З. п.36: СниП 31-01-2003 п.7.1.14.; Люки чердачного помещения выполнены не в противопожарном исполнении. Нарушение ППБ 01-03 п. 3; СниП 21-01-97* п.5.14, 8.4.; Пути эвакуации отделаны сгораемыми материалами (пол линолеум). Нарушение ППБ 01-03 п.З; ППБ 01-03 п. 53, СниП 21-01-97 п.6.25.; В подвале общежития отсутствуют окна с приямками. Нарушение ППБ 01-03 п. 3; СниП 2.08.02-89* п. 1.12.; В общежитии отсутствует световые указатели «Выход» над дверью центрального входа из здания с автономным питанием и от электросети, с возможностью включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. Нарушение ППБ 01-03 п. 61.; На этажах установлены самодельные кладовки, где хранятся сгораемые материалы (4-й этаж, 2-й этаж и 1-й этаж центральный выход). Нарушение ППБ 01-03 п.40.; Наружные пожарные лестницы на балконах не подвергнуты эксплуатационным испытаниям. Нарушение ППБ01-03 п. 41.; С учетом установленных обстоятельств дела, норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования прокурора Советского района г.о. Самары подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Уточненные исковые требования прокурора Советского района г.о. Самары удовлетворить. Признать бездействие управляющей организации – МП ЭСО г.о.Самара, выражающееся в не обеспечении соблюдения требований пожарной безопасности в общежитии № 53 по адресу: г. Самара, ул. Победы,10А незаконным. Обязать МП ЭСО г.о. Самары устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и в связи с этим провести в общежитии по адресу: г. Самара, ул. Победы,10А необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по: - обеспечению вывода сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом в подразделение Государственной противопожарной службы, в соответствии с ППБ 01-03 п.З, НПБ 88-2001 п. 13.4.; - заключению договора на обслуживание системы автоматической пожарной сигнализацией (АПС) в соответствии с ППБ 01-03 п. 34. п. 98; - установке системы оповещение людей в случае возникновения пожара в соответствии с ППБ 01-03 п. 3: НПБ 104-03 п. 3.2, п. 5.1; - приведению в соответствии с действующими нормами по пожарной безопасности планов эвакуации людей из здания в соответствии с ППБ 01-03 п.З; ГОСТ Р 12.2.143-2009 п.6.2.7; - оборудованию электроосветительных приборов плафонами предусмотренными конструкцией светильника в соответствии с ППБ 01-03 п. 60; - не допущению эксплуатация электропроводки не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, а именно: выполнению соединения жил проводов «скруткой» в соответствии с ППБ 01-03 п.57; ПУЭ п.2.1.2Г; - обозначению эвакуационных путей элементами ФЭС (фотолюминесцентные эвакуационные системы) в соответствии с действующими нормами в соответствии с ППБ 01- 03 п.З; ГОСТ Р 12.2.143-2009 п.6.5, п.6.6; - произведению в общежитии замера сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки с составлением акта в соответствии с ППБ 01-03 п.57; - произведению чистки воздуховодов в здании в соответствии с.ППБ 01-03 п.78; - выполнению пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода в соответствии с ГОСТ Р 51844-2009 п. 5.13, 5.20.и ППБ 01-03 п.3; - обозначению места размещения пожарного крана по периметру фотолюминесцентной лентой шириной не менее 25 мм. в соответствии с ППБ 01-03 п. 3, ГОСТР 12.2.143-2009 п. 6.4.7; - произведению огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения; выполнению люков чердачного помещения в противопожарном исполнении в соответствии с ППБ 01-03 п.З. п.36: СниП 31-01-2003 п.7.1.14, ППБ 01-03 п. 3; СниП 21-01-97* п.5.14, 8.4; - отделке путей эвакуации несгораемыми материалами в соответствии с ППБ 01-03 п.З; ППБ 01-03 п. 53, СниП 21-01-97 п.6.25.; - установке в подвале общежития окна с приямками в соответствии с ППБ 01-03 п. 3; СниП 2.08.02-89* п. 1.12.; - оборудованию в общежитии световых указателей «Выход» над дверью центрального входа из здания с автономным питанием и от электросети, с возможностью включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения в соответствии с Нарушение ППБ 01-03 п. 61; - устранению установленных на этажах самодельных кладовок, где хранятся сгораемые материалы (4-й этаж, 2-й этаж и 1-й этаж центральный выход) в соответствии с ППБ 01-03 п.40; - проведению эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц на балконах в соответствии с ППБ01-03 п. 41. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированной части решения, с 01.08.2011г. Мотивированное решение изготовлено 01.08.2011г. Судья подпись Л.А. Лещенко КОПИЯ ВЕРНА. Решение вступило в законную силу______________ Судья: Секретарь:
заключен договор с ООО НПП «Регион-С» 07.06.2011г. на обработку огнезащитным препаратом деревянных конструкций чердачного помещения, не свидетельствуют об устранении нарушений следующих требований пожарной безопасности: