РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22.08.2011года Октябрьский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи: Лещенко Л.А. при секретаре: Лазареве Р.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3364/11 по иску Волкова Г.В. к Главному управлению МВД РФ по Самарской области о возложении обязанности рассчитать и выплатить пенсию с учетом инфляции, компенсацию за санаторно-курортное лечение, судебные издержки, УСТАНОВИЛ: Волков Г.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Самарской области (ранее ГУВД по Самарской области) о возложении обязанности рассчитать и выплатить ему пенсию за выслугу лет с 19.12.2005г. по настоящее время с учетом инфляции, выплатить ему и членам его семьи компенсацию за санаторно-курортное лечение за период с 2006 по 2011 год в сумме 7200 рублей, с учетом инфляции, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200рублей, указав, что 19.12.2005г. приказом Средневолжского УВД на транспорте он был уволен из органов внутренних дел по п.«а» ст. 19 Закона «О милиции» (по собственному желанию). 30.06.2010г. отделом кадров ЛОВД на ст.Сызрань был составлен расчет его выслуги лет для назначения пенсии, который с необходимым пакетом документов был направлен в Центр пенсионного обеспечения, являющийся подразделением ГУВД по Самарской области, осуществляющий назначение пенсии. В числе представленных документов было решение Сызранского городского суда Самарской области от 11.02.2010г., которым ЛОВД на ст. Сызрань было обязано включить Волкову Г.В. в стаж государственной службы период службы в армии по призыву в льготном исчислении из расчета 1 день службы в армии за 2 дня государственной службы, и его выслуга составила более 20 лет. ГУВД по Самарской области расчет его выслуги лет до настоящего времени не согласовало, пенсию ему не назначило. Считает, что в назначении пенсии ему отказывают необоснованно, поскольку на основании решения Сызранского городского суда от 11.02.2010г. он имеет право на получение пенсии за выслугу лет с момента увольнения, то есть с 19.12.2005г. Определениями суда от 06.07.2011года, 26.07.2011года к участию в деле в качестве 3-х лиц без самостоятельных исковых требований привлечены Сызранский ЛОВДТ УТ МВД России по ПФО ( правопреемник ЛОВД на ст.Сызрань) и МВД РФ. В судебном заседании истец Волков Г.В. свои исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить. Представители ГУ МВД России по Самарской области Федорова Г.Н., действующая на основании доверенности от 25.07.2011г., Куркина С.Н., действующая на основании доверенности от 05.07.2011г., а также представляющая по доверенности от 07.07.2011г. интересы 3-го лица МВД РФ, исковые требования не признали по основаниям, указанным в возражении на исковое заявление, просили в удовлетворении заявленных требований отказать. Выслушав пояснения участников процесса, представленные суду письменные доказательства суд считает, что исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Решением от 11.02.2010г., вступившим в законную силу, Сызранский городской суд Самарской области обязал «… ЛОВД на ст. Сызрань засчитать Волкову Г.В. в стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву с дата по дата из расчета один день военной службы за два дня государственной службы». Истец обосновывая данным судебным решением наличие у него выслуги более 20 лет, возникновение права на назначение пенсии и наличие спора с ГУ МВД России по Самарской области обратился в суд с вышеуказанным иском. Суд считает доводы истца несостоятельными по следующим основаниям. Согласно ст.10 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ, федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. В свою очередь, ст.17 Закона РФ от 18.04.1991 года №1026-1 «О милиции» (далее – Закон о милиции), действовавшего на момент увольнения Волкова Г.В., определено, что сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации. Из ст.17 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.2004 №4202-1, следует, что работодателем сотрудника органов внутренних дел является Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице начальника соответствующего органа внутренних дел, уполномоченного министром внутренних дел Российской Федерации. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Статус сотрудника милиции, круг его полномочий и обязанностей определены Законом о милиции и Положением о службе. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, Типовые должности сотрудников органов внутренних дел определяются ведомственными нормативными актами. Для получения пенсии за выслугу лет федеральному служащему необходимо соблюдение ряда условий. Так, вопросы, связанные с подсчетом стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, подтверждением этого стажа, регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2003 № 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях федеральных государственных служащих, определяемых Президентом Российской Федерации» и приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 09.12.2004 №312, согласно которых в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включается продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы. Обязательным условием назначения пенсии государственному служащему, достигшему предельного возраста пребывания на службе, является то обстоятельство, что на момент освобождения от должности он имел право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), а также стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет и непосредственно перед увольнением замещал должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» мужчины имеют право на трудовую пенсию по старости, если достигли возраста 60 лет (женщины – 55 лет). Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 28.04.2003 №247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан» установлено, что назначение федеральным государственным служащим пенсии за выслугу лет и перерасчет ее размера осуществляются Пенсионным фондом РФ. Процедуру обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, процедуру рассмотрения заявлений о назначении (приостановлении, возобновлении) пенсии за выслугу лет, порядок ее назначения и перерасчета регулируют соответствующие Правила, утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития от 30.07.2003 №44. Так пунктом 6 раздела 3 названных Правил установлено, что заявление о назначении пенсии рассматривает кадровая служба федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением. Представление о назначении пенсии за выслугу лет, при соблюдении всех установленных условий, утверждается руководителем федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность перед увольнением. Прием документов для назначения пенсии за выслугу лет от федеральных органов осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, который, на основании документов, подтверждающих стаж государственной службы, принимает решение о назначении государственному служащему пенсии за выслугу лет, либо об отказе в ее назначении. Также Пенсионным фондом, при возникновении соответствующих обстоятельств, принимается решение о приостановлении (возобновлении) выплаты пенсии государственным служащим. Таким образом, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение государственных служащих, является Пенсионный фонд Российской Федерации, а не Министерство внутренних дел Российской Федерации, таким образом, ГУ МВД России по Самарской области не является органом, уполномоченным разрешать вопрос о назначении Волкову Г.В. пенсии за выслугу лет как государственному служащему. Для сотрудников органов внутренних дел предусмотрен иной, льготный порядок исчисления и назначения пенсии. Начисление и выплата пенсии сотрудникам органов внутренних дел производится по нормам и в порядке, закрепленном Законом от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон №4468-1). Названным нормативным актом установлены виды пенсий и условия, определяющие право на их получение. Пенсия за выслугу лет, согласно статье 13 Закона №4468-1, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более (пункт «а»), вместе с тем, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигшим на день увольнения 45-летнего возраста и имеющим общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба. В соответствии со ст.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.2004 №4202-1, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которым, в установленном настоящим Положением порядке, присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, следовательно, по своему содержанию термин «служба» включает в себя только периоды нахождения на должностях, имеющих специальные звания. «Выслуга», выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе прохождения службы, однако включает в себя также и периоды, не относящиеся к службе, так, например, согласно статье 63 Положения о службе в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел засчитывается время учебы на очных отделениях высших и средних специальных учебных заведений из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Такой порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с прохождением военной и иной приравненной к ней службы, позволяет увеличивать выслугу лет для сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на получение пенсии. Это положение нашло свое подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 №6-П. Порядок исчисления выслуги лет, порядок назначения и выплаты пенсий и пособий сотрудникам органов внутренних дел определен постановлением Правительства 22.09.1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». В статье 1 Постановления №941 приведен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии. Пунктом 5 Постановления №941 предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении. Из материалов дела следует, что Волков Г.В., 1970 г.р., на основании своего рапорта, был уволен из органов внутренних дел приказом СУВДТ МВД России от 19.12.2005г. №282 л/с, выслуга лет на момент увольнения составила 17 лет 07 месяцев 12 дней, следовательно, оснований для назначения Волкову Г.В. пенсии за выслугу лет по линии МВД России не имеется. В статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (№173-ФЗ), имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (№4468-1), и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» мужчины имеют право на трудовую пенсию по старости, если достигли возраста 60 лет (женщины – 55 лет). Таким образом, для сотрудников органов внутренних дел предусмотрен иной, льготный порядок исчисления и назначения пенсии, а также возможность выхода на пенсию до достижения 60 лет (55 лет для женщин). Статья 13 Закона №4468-1 содержит исчерпывающий перечень условий, определяющих право на пенсию за выслугу лет. Судом установлено, что Волков Г.В. проходил военную службу по призыву в период с 24.11.1989г. по 27.04.1992г. в должности курсанта, командира отделения, что является самостоятельным правовым основанием зачета данного периода службы в календарном исчислении, поскольку он не входит в определенный Законом РФ №4468-1 круг лиц, к которым применима рассматриваемая льгота. К ним относятся лишь офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы или проходившие службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Доводы истца о том, что решение Сызранского городского суда адрес имеет преюдициальное значение для разрешение данного спора, суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.61 ГПК РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела лишь те обстоятельства, которые установлены вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, в котором участвуют те же лица. При рассмотрении гражданского дела по иску Волкова Г.В. к ЛОВД на ст.Сызрань о перерасчете выслуги лет, ГУ МВД России по Самарской области не привлекалось, в деле не участвовало, помимо этого, указанным решением право на получение пенсии за выслугу лет по линии МВД России за Волковым Г.В. признано не было. На основании вышеизложенного суд считает, что исковые требования Волкова Г.В. об обязании ГУ МВД России по Самарской области произвести ему расчет и выплату пенсию за выслугу лет с 19.12.2005г. по настоящее время, с учетом инфляции, не подлежат удовлетворению. Поскольку требование о взыскании компенсации на санаторно-курортное лечение является производным от первоначального требования в удовлетворении которого истцу отказано, т.к. только за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении, сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы МВД России, а также на оплату санаторно-курортного лечения, то данное исковое требование также не подлежит удовлетворению. В силу ст.98 ГПК РФ при отказе истцу в удовлетворении исковых требований оснований для возмещения судебных расходов не имеется. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Волкова Г.В. к ГУ МВД России по адрес об обязании произвести расчет и выплату пенсию за выслугу лет с 19.12.2005 по настоящее время с учетом инфляции, взыскании компенсации за санаторно-курортное лечение за период с 2006 по 2011 год с учетом инфляции, расходов по оплате государственной пошлины – оставить без удовлетворения. Решении может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированной части решения суда, с. 29.08.2011г. Решение изготовлено в окончательной форме 29.08.2011г. Судья: подпись Лещенко Л.А. КОПИЯ ВЕРНА. Судья: Секретарь:
Вместе с тем, отказывая в назначении пенсии по линии МВД, ГУВД лишило истца права на оплату ему и членам его семьи санаторно-курортного лечения, поскольку за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении, сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы МВД России, а также на оплату санаторно-курортного лечения.