РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24.10.2011г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Занкиной Е.П. единолично при секретаре Енякиной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4576/11 по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений по Самарской области, УСТАНОВИЛ: ЗАЯВИТЕЛЬ обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что на протяжении *** лет он пользуется земельным участком площадью *** кв.м. по адресу: адрес. 02.05.2007 он подал заявление в Министерство имущественных отношений по Самарской области для оформления участка в собственность бесплатно. 26.02.2008г. ему был возвращен пакет документов, ссылаясь на то, что 28.01.2008 в Министерство поступило заключение о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка, оформляемого по ранее поданному заявлению министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства для строительства зоопарка. 23.05.2011г. он повторно обратился в Министерство с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно, исключив из площади земельного участка ту его часть площадью *** кв.м., которая является лесным участком.23.08.2011г. ему были возвращены документы и сообщено, что Министерство не может принять решение о предоставлении ему земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок частично является лесным участком на землях иных категорий. Между тем, лесным участком является только часть земельного участка площадью *** кв.м., которая не включалась в площадь испрашиваемого земельного участка. Участок площадью *** кв.м. относится к участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем отказ в его предоставлении необоснован. Просит признать отказ Министерства имущественных отношений Самарской области о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, обязать Министерство имущественных отношений по Самарской области устранить допущенные нарушения и решить вопрос по существу. В судебном заседании представитель заявителя ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-1, действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в жалобе, поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным, дополнительно указав, что Министерство имущественных отношений по Самарской области не приняло во внимание ответ из Департамента строительства и архитектуры, согласно которому каких-либо препятствий для предоставления истцу в собственность земельного участка не имеется, однако Министерство имущественных отношений по Самарской области приняло во внимание лишь ответ Министерства лесного хозяйства. Представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-2, действующая на основании доверенности, считала жалобу необоснованной, представила письменные возражения, согласно которым полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений по Самарской области. Заявитель обращался в Министерство с заявлением от 23.05.2011 о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м. под садоводство в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона Самарской области «О земле». Министерство в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направило соответствующие запросы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка. В частности, был получен ответ из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о том, что земельный участок частично является лесным участком на землях иных категорий. Аналогичное указание содержится в ответе Министерства лесного хозяйства на запрос ЗАЯВИТЕЛЬ В связи с этим Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка в собственность. Принятое решение является обоснованным и законным, поскольку принято на основании ст. 6,7,9 ЛК РФ, не предусматривающих возможность нахождения лесных участков в частной собственности. Каких-либо документов, устанавливающих основания возникновения имущественных прав на земельный участок в соответствии со ст. 8 ГК ФР истцом не представлены, в связи с чем единственным возможным основанием для возникновения у истца права собственности на участок может быть решение Министерства, и истец правомочен защищать право на предоставление земельного участка, но не само право на него. Земельный участок как объект недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, существует после проведения его государственного кадастрового учета. Для предоставления земельного участка необходим его кадастровый паспорт, который в Министерство представлен не был, то есть государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен. Таким образом, с правовой точки зрения земельный участок как объект недвижимости и гражданских прав не существует, в связи с чем возможность предоставления данного земельного участка по решению Министерства исключена. При указанных обстоятельствах каких-либо нарушений со стороны Министерства допущено не было, в связи с чем просит отказать ЗАЯВИТЕЛЬ в удовлетворении жалобы. Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменный отзыв, согласно которому испрашиваемый участок площадью *** кв.м. находится адрес. Постановление Одиннадцатого Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2009 по делу №А55-15555/2008 об исключении из государственного лесного реестра определенных записей исполнено, однако поскольку указанный реестр состоит из трех разделов и записи, которые суд признал недействительными, содержатся только в одном из них, другие разделы, остающиеся действующими, содержат сведения о категории и площади земель. Кроме того, на основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 31.12.2008 № 435, Постановления Губернатора Самарской области от 31.12.2008 № 149 «Об утверждении Лесного плана Самарской области» адрес находится на землях лесного фонда. Отграничение земель лесного фонда от земель иных категорий осуществляется на основании материалов лесоустройства, которые являются основанием для разработки лесных планов субъектов РФ. Согласно Правилам проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 № 377, подготовка материалов лесоустройства осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, которая в Самарской области Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 № 34 возложена на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Земли РФ по целевому назначению подразделяются на категории. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий и не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 № 539 утвержден Генеральный план городского округа Самара. В соответствии со ст. 2 Устава г.о. Самара, городской округ Самара является муниципальным образованием и находится на территории Самарской области. В соответствии с ЗК РФ в границах населенных пунктов могут быть только земли населенных пунктов, однако в границах муниципальных образований могут быть земли любых категорий. Судебная практика подтверждает, что нахождение лесных участков в черте городского округа автоматически не изменяет их статус, появляется лишь правовое основание для осуществления обязательной в таких случаях процедуры перевода земель из категории земель лесного фонда в земли поселений. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и распоряжение такими земельными участками осуществляется РФ либо органами государственной власти субъектов РФ. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, и предоставление их физическому лицу действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, поскольку лесные участки являются местами общего пользования, их ограничение как земель общего пользования от иных земельный участков красными линиями при разработке градостроительной документации не допускается. Действие ЛК РФ распространяется и на городские леса, их предоставление в собственность гражданам также не допускается. Просит суд отказать в удовлетворении жалобы, а также рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ЗАЯВИТЕЛЬ Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: -нарушены права и свободы гражданина; -созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; -на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. дата ЗАЯВИТЕЛЬ обратился в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка предполагаемой площадью *** кв.м., под садоводство, расположенного по адресу: адрес. В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. В силу ч. 3 ст. 1 указанного Закона недвижимое имущество подлежит кадастровому учету, которым признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. При этом в силу п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, вносится в государственный кадастр недвижимости как уникальная характеристика объекта недвижимости. Таким образом, каждый земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет имеет индивидуальные характеристики, заключающиеся в возможности однозначно идентифицировать его, определить его границы со смежными участками и соответственно, имеет такую постоянную характеристику как площадь. Согласно ст. 10 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», полномочия по распоряжению лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 2.4. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. № 74, министерством имущественных отношений были направлены запросы для сбора дополнительной информации об испрашиваемом земельном участке в министерство природных ресурсов с просьбой сообщить, относится ли указанный земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов. На данное обращение в министерство поступил ответ министерства природопользования от дата №..., согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: адрес, частично находится в границах адрес, т.е. относится к землям лесного фонда. На этом основании министерство отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка, и вернуло заявителю пакет документов с приложением копии ответа министерства природных ресурсов. В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 указанного кодекса. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 ст. 91 Лесного кодекса, первичная документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, отражается в государственном лесном реестре, ведение которого осуществляет министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 № 34, Постановления Правительства Самарской области от 28.04.2011 № 165. Суд считает обоснованной позицию министерства имущественных отношений Самарской области, т.к. из анализа пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 6, п.п. 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 3, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса следует, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Также ст. 28 Земельного кодекса РФ устанавливает в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность земельных участков, установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков. Доводы заявителя о том, что он испрашивал земельный участок площадью *** кв.м., то есть без учета той его части, которая является лесным участком, не могут быть приняты судом во внимание. Представитель заявителя полагает, что ими исключена часть земельного участка площадью *** кв.м., которая являлась лесным участком, при этом ссылается на проект границ земельного участка с нанесенными на него красными линиями (л.д. 13). Однако доказательств того, что линии, отмеченные на проекте, совпадают с границами лесных участков, представителем заявителя не представлено. Позиция представителя заявителя опровергается планом границ земельных участков, предоставленных Министерством природопользования. Кроме того, в ответе на запрос суда Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования сообщило, что испрашиваемый ЗАЯВИТЕЛЬ участок находится адрес Таким образом, доводы ЗАЯВИТЕЛЬ о том, что земельный участок площадью *** кв.м. в точках 8,7,6,4,5,8 не относится к землям лесного фонда, являются необоснованными. Ссылку представителя заявителя на ответ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от дата суд также не может принять во внимание, поскольку данный документ является противоречивым. Так, в ответе указано, что земельный участок площадью *** кв.м. в границах красных линий не находится, однако ссылки по точкам 1,2,3,4,5,1 говорят о том, что речь идет об участке площадью *** кв.м., который как раз располагается в границах красных линий. В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и распоряжение такими участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов РФ (ст. 83 Лесного кодекса РФ). Оборот земельных участков в силу ст. 27 ЗК РФ осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Поскольку участки, относящиеся к землям лесного фонда, в силу п. 2 ч. 27 ЗК РФ, являются ограниченными в обороте, не предоставляются в частную собственность в силу абз. 2 ч. 2 ст. 27 ЗК РФ, предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность ЗАЯВИТЕЛЬ, даже поскольку лесным участком является лишь часть испрашиваемого участка, противоречит действующему законодательству. В соответствии с пунктом 4 статьи 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. На основании изложенного, руководствуясь ст. 234, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований ЗАЯВИТЕЛЬ – отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. В окончательной форме решение изготовлено 31.10.2011г. Судья Занкина Е.П.