решение о признании бюездействия незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05.07.2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Вербицкой Л.Б.

при секретаре судебного заседания Дёма О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3274/11 по иску прокурора Советского района г. Самары, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Муниципальному предприятию по эксплуатации и содержанию общежитий г.о.Самара о признании незаконным бездействия по не обеспечению соответствия общежития требованиям пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Самары, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному предприятию по эксплуатации и содержанию общежитий г.о.Самара о признании незаконным бездействия по не обеспечению соответствия общежития требованиям пожарной безопасности, указывая, что прокуратурой Советского района г. Самары была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальном жилом фонде, расположенном на территории Советского района г. Самары. Установлено, что на основании распоряжения заместителя начальника ОНД г.о. Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области Б* от дата №... в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в общежитиях, расположенных в Советском района г.Самары. В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Так, в общежитии №... МП ЭСО г.Самары, расположенном по адресу адрес, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, о чем свидетельствует акт проверки федерального органа исполнительной власти №... от дата, составленный отделом надзорной деятельности г.о. Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области. До настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности в общежитии не устранены, что подтверждается результатами проверки, проведенной отделом надзорной деятельности г.о. Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области. Полагает, что неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности, возложенных на него как на управляющую компанию, является недопустимым. Просит суд признать незаконным бездействие управляющей организации – Муниципального предприятия по эксплуатации и содержанию общежитий г.о.Самара, выражающееся в не обеспечении соблюдения требований пожарной безопасности в общежитии №... по адресу: адрес; обязать Муниципальное предприятие по эксплуатации и содержанию общежитий г.о.Самары устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и в связи с этим провести в общежитии по адресу: адрес, необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по:

-оборудованию помещения автоматической пожарной сигнализацией;

-оборудованию помещений системой оповещения людей о пожаре;

-обеспечению вывода сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом в подразделение Государственной противопожарной службы;

-оборудованию дверей лестничных клеток доводчиками, уплотнениями в притворах;

-разделу выхода из лестничной клетки на чердак противопожарным люком 2-го типа с размерами 0,6 на 0,8 метра. Нарушение: ППБ 01-03 п.3; СниП 21-01-97* п. 8.4;

-отделке путей эвакуации несгораемыми материалами;

-выполнению двери помещения электрощитовой с пределом огнестойкости не менее 30 минут (EI 30);

- обеспечению эксплуатационными испытаниями ограждения по периметру кровли;

- демонтажу глухих металлических решеток на окнах здания. Нарушение: ППБ 01-03 п. 40;

- доведению транзитных металлических коробов вентиляции до требуемого предела огнестойкости. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СниП 41-01-2003 п.7.11.8;

- разделу коридоров, длиной более 60 метров противопожарными перегородками 2-го типа;

- очищению вентиляционной системы от сгораемых отложений;

- разработке на вентиляционные системы инструкции по эксплуатации, паспорта, журналы ремонта и эксплуатации. Нарушение: ППБ 01-03 п.3; ГОСТ 12.4.021-75 п. 3.1.1;

- очистке места под лестничными маршами лестничных клеток от горючих материалов;

- проведению проверки работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода, с составлением акта проверки (проверка должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью);

-выполнению электрической проводки в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетики (без соединения жил электропроводки выполненного путем скруток);

-установке на лампы освещения защитных колпаков (рассеивателей) предусмотренных конструкцией светильника;

-установке замера сопротивления изоляции электропроводов и кабелей;

- разработке плана (схемы) эвакуации людей в случае пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- обеспечению путей эвакуации знаками пожарной безопасности, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- выполнению пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода в соответствии с ГОСТ Р 51844-2009;

-обеспечению персонала общежития индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Советского района г. Самары Пискарева И.В. заявленные исковые требования уточнила, указав, что часть организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности МП ЭСО г.Самары выполнена. Просила суд признать бездействие управляющей организации – Муниципального предприятия по эксплуатации и содержанию общежитий г.о.Самара, выражающееся в не обеспечении соблюдения требований пожарной безопасности в общежитии №... по адресу: адрес, незаконным; обязать Муниципальное предприятие по эксплуатации и содержанию общежитий г.о.Самары устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, провести в общежитии №... по адресу: по адресу: адрес, необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по:

-оборудованию помещения автоматической пожарной сигнализацией;

-оборудованию помещений системой оповещения людей о пожаре;

-обеспечению вывода сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом в подразделение Государственной противопожарной службы;

-разделу выхода из лестничной клетки на чердак противопожарным люком 2-го типа с размерами 0,6 на 0,8 метра. Нарушение: ППБ 01-03 п.3; СниП 21-01-97* п. 8.4;

-отделке путей эвакуации несгораемыми материалами;

- установке и обеспечению эксплуатационными испытаниями ограждения по периметру кровли;

- доведению транзитных металлических коробов вентиляции до требуемого предела огнестойкости. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СниП 41-01-2003 п.7.11.8;

- разделу коридоров, длиной более 60 метров противопожарными перегородками 2-го типа;

- очищению вентиляционной системы от сгораемых отложений;

- проведению проверки работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода, с составлением акта проверки (проверка должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью);

-выполнению электрической проводки в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетики (без соединения жил электропроводки выполненного путем скруток);

-установке замера сопротивления изоляции электропроводов и кабелей;

- выполнению пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода в соответствии с ГОСТ Р 51844-2009.

Представители ответчика МП ЭСО г.о.Самары Ульянов В.А., действующий на основании доверенности от дата №..., Михайлова Ю.С., действующая на основании доверенности от дата №..., уточненные исковые требования признали.

Представитель третьего лица- Главного управления МЧС России по Самарской области Исаев В.А., действующий на основании доверенности №... от дата, просил суд уточненный иск прокурора удовлетворить, считая заявленные требования законными и обоснованными.

Представитель третьего лица -Департамента управления имуществом городского округа Самара Симкина А.С., действующая на основании доверенности №... от дата, с уточненными исковыми требованиями согласилась.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Самары была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальном жилом фонде, расположенном на территории Советского района г. Самары.

На основании распоряжения заместителя начальника ОНД г.о. Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области Б* от дата №... органом государственного контроля (надзора) была проведена проверка в отношении МП ЭСО г.Самары на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в общежитиях, расположенных в Советском района г.Самары.

В ходе проверки были выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Так, в общежитии №... МП ЭСО г.Самары, расположенном по адресу: адрес, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, о чем свидетельствует акт проверки федерального органа исполнительной власти №... от дата, составленный отделом надзорной деятельности г.о. Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области, а именно:

1.                        Помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; НПБ 110-03 п. 3 таб.1 п. 6.1. ;

2.                        Помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре. Нарушение: ППБ 01-03 п.3; НПБ 104-03 п. 5.1 таблица 2 п. 18.;

3.                        Не обеспечен вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом в подразделение Государственной противопожарной службы. Нарушение: ППБ 01-03 п.3, НПБ 88-2001 п. 13.4. а;

4.                        Двери лестничных клеток не оборудованы доводчиками, уплотнениями в притворах. Нарушение: ППБ 01-03 п.3 СниП 21-01-97* п.6.18.;

5.                        Выход из лестничной клетоки на чердак не разделен противопожарным люком 2-го типа с размерами 0,6 на 0,8 метра. Нарушение: ППБ 01-03 п.3; СниП 21-01-97* п. 8.4.;

6.                        Пути эвакуации отделаны сгораемыми материалами (пол линолеум). Нарушение: ППБ 01-03 п.3; ППБ 01-03 п. 53, СниП 21-01-97 п.6.25. ;

7.                        Дверь помещения электрощитовой не выполнена с пределом огнестойкости не менее 30 минут (EI 30). Нарушение: ППБ 01-03 п.3; СниП 21-01-97* п.5.14* таб. 2*, п.7.4 СниП 2.08.02-89* п.1.82.;

8.                        Отсутствуют эксплуатационные испытания ограждения по периметру кровли. Нарушение: ППБ 01-03 п.41.;

9.                        Установлены глухие металлические решетки на окнах здания. Нарушение: ППБ 01-03 п. 40.;

10.                    Транзитные металлические короба вентиляции не доведены до требуемого предела огнестойкости. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СниП 41-01-2003 п.7.11.8.;

11.                    Корридоры, длинной более 60 метров, не разделены противопожарными перегородками 2-го типа. Нарушение: ППБ 01-03 п.3; СниП 21-01-97* п.6.26.;

12.                    Вентиляционная система не очищена от сгораемых отложений. Нарушение: ППБ 01-03 п. 78.;

13.                    На вентиляционные системы не разработаны инструкции по эксплуатации, паспорта, журналы ремонта и эксплуатации. Нарушение: ППБ 01-03 п.3; ГОСТ 12.4.021-75 п. 3.1.1.;

14.                    Под лестничными маршами лестничных клеток хранятся горючие материалы. Нарушение: ППБ 01-03 п.40.;

15.                    Не проведена проверка работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода, с составлением акта проверки. (проверка должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Нарушение: ППБ 01-03 п.89.;

16.                    Электрическая проводка выполнена в нарушении с требованиями нормативных документов по электроэнергетики (соединение жил электропроводки выполнено путем скруток). Нарушение: ППБ 01-03 п.3 п.57 ПУЭ п.2.1.21.;

17.                    Лампы освещения без защитных колпаков (рассеивателей) предусмотренными конструкцией светильника. Нарушение: ППБ 01-03 п.60.;

18.                    Отсутствует замер сопротивления изоляции электропроводов и кабелей. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 57, ПТЭЭП п.2.12.17.;

19.                    Не разработаны план (схемы) эвакуации людей в случае пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009. Нарушение: ППБ 01-03 п.3, 16.;

20.                    Не обеспечено на путях эвакуации наличие знаков пожарной безопасности, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009. Нарушение: ППБ 01-03 п.27, 51.;

21.                    Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода выполнены вне соответствии с ГОСТ Р 51844-2009. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, ГОСТ Р 51844-2009 п. 5.13, 5.20.;

22.                    Персонал общежития необеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания. Нарушение: ППБ 01-03 п. 129.

дата в отношении МП ЭСО г.Самары был составлен протокол №... об административном правонарушении.

Постановлением Советского районного суда г. Самары от дата МП ЭСО г.Самары было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного *** и назначено административное наказание в виде штрафа в доход государства в размере ***

Однако, как было установлено в судебном заседании, до настоящего времени выявленные проверкой нарушения требований пожарной безопасности в общежитии устранены не в полном объеме.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Пунктом 10 ст. 16 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Статьей 1 закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области, принятым Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006г. № 294 ( в редакции от 24.06.2010г.) (далее - Устав), к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль его исполнения.

Пунктом 10 ч. 1 ст. 7 Устава установлено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара также относится к вопросам местного значения.

В соответствии со ст.27 Устава Департамент управления имуществом г.о.Самара является органом местного самоуправления, наделяемый уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.

Согласно п.п. «з», «и», «л» ст.47 Устава, Департамент осуществляет исполнение постановлений Администрации г.о.Самара о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных учреждений городского округа Самара в установленном порядке, утверждает уставы указанных юридических лиц, передает муниципальное имущество в оперативное управление муниципальным казенным предприятиям г.о.Самары и муниципальным учреждениям городского округа Самары, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, закрепленного за муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями городского округа Самара.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

МП ЭСО г.о.Самары является управляющей организацией, осуществляющей содержание и обслуживание общежитий городского округа Самары на основании Договора №... от дата на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда, заключенным между Департаментом управления имущества г.о. Самара и МП ЭСО г.о.Самары.

Согласно п. 3.2.2. указанного Договора МП ЭСО г.о.Самары обязано выполнять работы по технической эксплуатации, содержанию обслуживанию и ремонту объектов муниципального специализированного жилищного фонда, прилегающей территории с элементами благоустройства в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплекса от 27.09.2003г. № 170, а также другими правовыми актами.

Наниматели и собственники жилых помещений дома по адресу: адрес, в соответствии со ст. 154 ЖК РФ своевременно вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и капитальному ремонту для собственников жилого помещения.

Однако в настоящее время выявленные проверкой нарушения требований пожарной безопасности в общежитии не устранены по 13 пунктам.

Неисполнение МП ЭСО г.о.Самары своих обязанностей по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности возложенных на нее как на управляющую компанию, является недопустимым.

Бездействием МП ЭСО г.Самары прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения Конституции Российской Федерации, иного законодательства РФ и единообразного его применения на всей территории РФ.

Суд также полагает, что бездействием ответчика нарушаются права и интересы жильцов общежития, а также неопределенного круга лиц – граждан, которые могут посещать общежитие в качестве гостей, сотрудников органов внутренних дел, медицинских работников вызываемых гражданами, проживающими в данном доме, а также в качестве любых иных лиц. Круг лиц, которые могут находиться в помещениях жилого дома или в непосредственной близости от него и могут пострадать в момент возникновения пожара, определить невозможно. Жизнь и здоровье людей подвергаются риску в связи с несоблюдением требований пожарной безопасности.

Таким образом, суд полагает подлежащим удовлетворению уточненный иск прокурора Советского района г. Самары в части не устраненных нарушений законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, признанных ответчиком и третьими лицами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г. Самары, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Признать бездействие управляющей организации – Муниципального предприятия по эксплуатации и содержанию общежитий г.о.Самара, выражающееся в не обеспечении соблюдения требований пожарной безопасности в общежитии №... по адресу: адрес, незаконным.

Обязать Муниципальное предприятие по эксплуатации и содержанию общежитий г.о.Самары устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, провести в общежитии №... по адресу: адрес, необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по:

-оборудованию помещения автоматической пожарной сигнализацией;

-оборудованию помещений системой оповещения людей о пожаре;

-обеспечению вывода сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом в подразделение Государственной противопожарной службы;

-разделу выхода из лестничной клетки на чердак противопожарным люком 2-го типа с размерами 0,6 на 0,8 метра. Нарушение: ППБ 01-03 п.3; СниП 21-01-97* п. 8.4;

-отделке путей эвакуации несгораемыми материалами;

- установке и обеспечению эксплуатационными испытаниями ограждения по периметру кровли;

- доведению транзитных металлических коробов вентиляции до требуемого предела огнестойкости. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СниП 41-01-2003 п.7.11.8;

- разделу коридоров, длиной более 60 метров противопожарными перегородками 2-го типа;

- очищению вентиляционной системы от сгораемых отложений;

- проведению проверки работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода, с составлением акта проверки (проверка должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью);

-выполнению электрической проводки в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетики (без соединения жил электропроводки выполненного путем скруток);

-установке замера сопротивления изоляции электропроводов и кабелей;

- выполнению пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода в соответствии с ГОСТ Р 51844-2009.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 08.07.2011г.

Судья Вербицкая Л.Б.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200