Заочное решение о признании права собственности на квартиру



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07.04.2011г. Октябрьский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего судьи Занкиной Е.П.,

при секретаре Боклиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1122/11 по иску ИСТЕЦ к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Самарской области о признании права собственности на квартиру,

Установил:

Истец ИСТЕЦ обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями о признании права собственности на квартиру дома по <адрес>. В обоснование исковых требований указал на то обстоятельство, что *** он назначен на должность СУДЬЯ СУД

На основании протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ СУД ДД.ММ.ГГГГ с истцом был заключен договор найма служебного жилого помещения , согласно которому ему во владение и пользование предоставлена *** квартира в доме по <адрес> для временного проживания в ней. Данная квартира является собственностью Российской Федерации и принадлежит СУД на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ). Квартира была предоставлена истцу в связи с тем, что он является судьей СУДЬЯ и не имеет другого жилья в городе Самаре.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Данная редакция пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» введена пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации 31 января 2008 года №2-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации на федерального законодателя возложена обязанность надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако до настоящего времени закон, определяющий порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не принят.

В соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Следовательно, при обеспечении жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежит применению порядок, установленный пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Согласно данной редакции пункта 3 статьи 19 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

Квартира, предоставленная истцу во временное пользование в качестве служебной, приобретена по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета.

При указанных обстоятельствах предоставленная истцу квартира в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года №2-П подлежит передаче ему в собственность бесплатно.Учитывая невозможность оформления квартиры в собственность в виду отсутствия урегулированного порядка оформления правоустанавливающих документов на приобретение такого рода недвижимого имущества, что нарушает жилищные права истца, последний обратился в суд за защитой нарушенного права. Просит признать за ним право собственности на <адрес> квартиру общей площадью *** кв.м., расположенную по адресу: <адрес>

В судебном заседании истец ИСТЕЦ исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представил.

Представитель третьего лица – СУД в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал.

В соответствии со ст.233 ГПК РФ суд рассматривает дело в заочном порядке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования ИСТЕЦ подлежат удовлетворению.

Судом, установлено что СУДЬЯ назначен на должность СУДЬЯ СУД, где истец работает по настоящее время.

На основании протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ СУД ДД.ММ.ГГГГ с ИСТЕЦ был заключен договор найма служебного жилого помещения , согласно которому истцу во владение и пользование предоставлена *** квартира в доме по <адрес> для временного проживания в ней. Указанная квартира является собственностью Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ) и находится на праве оперативного управления у СУД (свидетельство о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ).

Право оперативного управления на указанное жилое помещение зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 3 статьи 19 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв.метров или в виде отдельной комнаты.

Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

Пунктом 2 статьи 14 ФЗ от 22 августа 2004 года были внесены изменения в статью 19 Закона РФ «О статусе судей в РФ», согласно которой судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительством РФ было издано постановление от 06 декабря 2005 года № 737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году», пролонгированное постановлениями Правительства РФ от 17 июля 2006 года № 440 и от 23 февраля 2007 года № 126 (в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 21 марта 2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями»), согласно которому ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному суду Российской Федерации, Генеральной Прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном суде Российской Федерации на улучшении жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

Следовательно, федеральный законодатель отменил ранее установленный механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока в внеочередном порядке за счет бюджетных средств и делегировал полномочия по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации, никак не определив границы этого полномочия.

Правительство Российской Федерации, в свою очередь, урегулировало указанными подзаконными актами не только порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий судей, но и некоторые элементы правового режима, распространяющегося на передаваемые им жилые помещения.

Согласно статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жильм помещениям специализированного жилищного фонда относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации).

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральным законом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса" Российской Федерации).

Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92 - 98 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации.

При этом определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента РФ, определение оснований предоставления жилых помещений по договорам

найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации (пункты 6 и 7 части 1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Конституционный суд Российской Федерации указал, что по смыслу положений Федерального конституционного закона о судебной системе, прежде всего его статьи 5, Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации и закона «О статусе судей в Российской Федерации» в их нормативном единстве, принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе, который, в частности, должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.

Эти вопросы, поскольку они подлежат урегулированию самим федеральным законодателем, не могут быть предметом делегирования Правительству Российской Федерации и разрешаться по его усмотрению.

Постановлением Конституционный Суд РФ признал несоответствующим Конституции Российской Федерации оспоренное ВАС РФ законоположение в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства РФ и тем самым снижения уровня гарантий материального обеспечения судей, и обязал федерального законодателя надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу части 3 статьи 79 Федерального Конституционного закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года № 1- ФКЗ (в редакции от 02 июня 2009 года) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что федеральным законодательством судьи не отнесены к тем категориям граждан, которым предоставляется специализированное жилое помещение для временного проживания, не отнесены законодателем такие жилые помещения и к специализированному фонду РФ.

До предоставления жилого помещения истцу оно не было отнесено к категории служебного, как того требует федеральный закон - часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая то обстоятельство, что Правительство РФ является органом исполнительной власти и согласно требованиям действующего законодательства, разграничивающим компетенцию государственных органов в области жилищных отношений, не вправе принимать решения о внесении дополнений и изменений в федеральные законы, а именно: относить жилые помещения, выделяемые судьям в целях обеспечения их жилыми помещениями на основании федерального закона, к специализированному жилищному фонду после предоставления таких жилых помещений.

Указанные правоотношения являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Постановлении от 31 января 2008 года № 2-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (то есть действующей редакции пункта 3 статьи 19 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации») в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей.

В указанном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации (статьи 118, 119, 120, 121, 122 и 124 с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом.

Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия, что позволяет сохранить доверие к его независимости и беспристрастности. Статус судьи является не лично привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации), служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно - правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому.

Данное требование прямо закреплено в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», согласно части 4 статьи 5 которого во взаимосвязи со статьей 11 в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального и социально - бытового обеспечения.

Из этого исходит и Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», положения которого, основанные на Конституции Российской Федерации и Федеральном Конституционном Законе «О судебной системе Российской Федерации», являются базовыми и, следовательно, исключают в ходе последующей конкретизации и развития ограничений или снижения уровня установленных ими гарантий, к числу которых законодатель относит право судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета благоустроенным жилым помещением.

Анализируя в совокупности указанные нормы права с обстоятельствами настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что отсутствие до настоящего времени установленного законодателем во исполнение названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации порядка обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не должно препятствовать реализации права истца, как судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на получение жилья в собственность, поскольку такое право согласуется с принципом независимости судебной власти, направлено на сохранение уровня гарантий материального обеспечения истца, как судьи, соответствующего его высокому статусу.

Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что содержащееся в пункте 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ положение, в соответствии с которым судьи утратили право на получение жилья в собственность бесплатно, нарушает закрепленный в статье 19 Конституции российской Федерации принцип равенства, поскольку одни судьи могли воспользоваться правом на бесплатное получение жилья в собственность в силу прежней редакции статьи 19 Закона о статусе судей, в то время как, другие судьи такого права лишены в виду изменившегося законодательства.

Названное положение не согласуется с законодательным закреплением _ единства статуса судей (статья 3 Закона о судебной системе, статья 2 Закона о"статусе судей), гарантиями которого является и материальное обеспечение судей (часть 3 статьи 11 Закона о судебной системе, статьи 9, 19 Закона о статусе судей).

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ИСТЕЦ удовлетворить.


Признать за ИСТЕЦ право собственности на жилое помещение – *** квартиру общей площадью *** кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г. Самары заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения им копии решения.

Мотивированное решение изготовлено 12.04.11г.

Председательствующий /подпись/ Занкина Е.П.

Копия верна

Судья

Секретарь