РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01.12.2011г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Занкиной Е.П. единолично при секретаре Енякиной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5271/11 по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений по Самарской области, УСТАНОВИЛ: ЗАЯВИТЕЛЬ обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что дата она обратилась в Министерство имущественных отношений по Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, приложив все необходимые документы в соответствии с Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74, в том числе кадастровый паспорт земельного участка. Министерство имущественных отношений по Самарской области обязано в течение двух недель принять решение о предоставлении земельного участка в собственность. Законом установлена прямая обязанность Министерства имущественных отношений по Самарской области при получении кадастрового паспорта осуществить конкретные, предусмотренные законом, действия. Между тем, по истечении почти шести недель после принятия заявления Министерство имущественных отношений по Самарской области направило запрос в ФГУ «ЗКП» по Самарской области о предоставлении межевого плана. По прошествии еще трех недель направлен запрос в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара о предоставлении сведений, что не соответствует установленной законодательством процедуре, так как испрашиваемый ею земельный участок является сформированным и поставлен на кадастровый учет, кадастровый паспорт был приложен к заявлению. Помимо этого направлены дополнительные запросы в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о принадлежности испрашиваемого земельного участка к городским лесам и о его нахождении в границах береговой полосы водного объекта, в то время как она приобщила к заявлению письмо отдела водных ресурсов по Самарской области Федерального агентства водных ресурсов о том, что испрашиваемый земельный участок находится в водоохранной зоне, вне береговой полосы водного объекта. Подобные запросы должны направляться в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка для получения информации об испрашиваемом земельном участке с целью выяснения возможности направления обращения в уполномоченный орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного на кадастровой карте (плане) соответствующей территории. Если же испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется. Министерство имущественных отношений по Самарской области направило не предусмотренные в конкретном случае запросы, с явными нарушениями процессуальных сроков, чем нарушило ее права на получение земельного участка в установленный срок. Просит признать незаконными действия Министерства имущественных отношений по Самарской области, выразившиеся в направлении запросов в ФГУ «ЗКП» по Самарской области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в ходе рассмотрения заявления о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес; обязать Министерство имущественных отношений по Самарской области в десятидневный срок после вступления в законную силу решения суда принять решения по ее заявлению и предоставить ей в собственность испрашиваемый земельный участок. В судебном заседании ЗАЯВИТЕЛЬ и ее представитель по устному ходатайству ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-1 доводы, изложенные в заявлении, поддержали в полном объеме, дополнив, что постановка земельного участка на кадастровый учет осуществлена по заявлению ПРЕДЫДУЩИЙ ЗАЯВИТЕЛЬ, который ранее обращался с заявлением о предоставлении ему в собственность данного участка. Впоследствии Надежкину было отказано в предоставлении земельного участка. Представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-2, действующая на основании доверенности, считала заявление не подлежащим удовлетворению, пояснив, что в соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Министерство имущественных отношений по Самарской области направило необходимые запросы в уполномоченные органы. В представленном ЗАЯВИТЕЛЬ пакете документов не было координат земельного участка и с целью уточнения данной информации и оснований для его предоставления в собственность Министерство имущественных отношений по Самарской области направило запрос в ФГУ «ЗКП» по Самарской области, ответ был дан только дата, и из полученной информации установлено, что этот же участок испрашивал гражданин ПРЕДЫДУЩИЙ ЗАЯВИТЕЛЬ, а также что участок имеет общие границы с рекой РЕКА, в связи с чем направлен запрос в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, поскольку Министерству имущественных отношений по Самарской области было известно, что данный водный объект не входит в Саратовское водохранилище. Необходимо было получение картографического плана, поэтому направлен запрос в отдел водных ресурсов. В ответе представленном ЗАЯВИТЕЛЬ не было информации, по каким координатам принято соответствующее решение. В деле ПРЕДЫДУЩИЙ ЗАЯВИТЕЛЬ имелся отказ по зонированию участка, поэтому сделан запрос в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара. Министерство имущественных отношений по Самарской области направляет запросы в случае любых сомнений относительно возможности предоставления земельного участка. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин… вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению указанными земельными участками для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. дата ЗАЯВИТЕЛЬ обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 (далее – Порядок). В соответствии с п. 2.4 Порядка после принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельного участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию об участке, приложены к заявлению. Как установлено судом, представленный ЗАЯВИТЕЛЬ пакет документов не содержал информации о координатах испрашиваемого земельного участка. С целью установления координат земельного участка и основания его постановки на кадастровый учет дата Министерство имущественных отношений по Самарской области направило запрос в ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области №... о предоставлении сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в виде межевого плана спорного земельного участка. дата поступил ответ с приложением межевого плана, согласно которому основанием для постановки на кадастровый учет явилось распоряжение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от дата №... «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адрес для строительства» с указанием координат земельного участка. Также представитель Министерства пояснила суду, что постановка испрашиваемого земельного участка осуществлялась на основании обращения Министерства в рамках рассмотрения заявления ПРЕДЫДУЩИЙ ЗАЯВИТЕЛЬ от дата о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка, которому в предоставлении участка дата было отказано в связи с тем, что использование земельного участка под садоводство не соответствует видам разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны. В деле ПРЕДЫДУЩИЙ ЗАЯВИТЕЛЬ также имеется письмо от дата №... Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, согласно которому не представляется возможным установить расстояние до ближайшего водного объекта, для получения сведений о принадлежности земельного участка к водоохранной зоне и береговой полосе водного объекта. Министерством установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в бассейне реки РЕКА, которая не входит в Саратовское водохранилище. Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 1725 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. В соответствии с Положением о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 № 34, в ведении указанного Министерства находятся вопросы по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Самарской области, а также водных объектов, находящихся в собственности Самарской области. Таким образом, все вопросы, связанные с нахождением земельных участков в водоохранных зонах водных объектов кроме Куйбышевского и Саратовского водохранилищ, находятся в ведении Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды, в связи с чем именно Министерство уполномочено на выдачу достоверных сведений относительно расположения земельного участка в границах береговой полосы водных объектов. В связи с этим суд считает, что Министерство имущественных отношений по Самарской области обоснованно направило запрос в Министерство природопользования от дата №... о предоставлении сведений о том, находится ли испрашиваемый земельный участок в водоохранной зоне, в береговой полосе водного объекта с указанием координат данного земельного участка. В свою очередь Министерство природопользования перенаправило запрос в Отдел водных ресурсов по Самарской области, согласно ответу которого, поступившему дата, испрашиваемый земельный участок находится в водоохранной зоне, вне береговой полосы водного объекта. При этом суд соглашается с доводами представителя заинтересованного лица о том, что при направлении Министерством соответствующего запроса, в нем были указаны координаты спорного земельного участка, а в представленном заявителе ответе от дата указания на координаты участка отсутствовали. Суд считает также обоснованными действия Министерства имущественных отношений по Самарской области по направлению соответствующего запроса от дата №... в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования о том, относится ли испрашиваемый земельный участок к землям лесного фонда, поскольку данное обстоятельство имеет существенное значение при решении вопроса о возможности представления участка в личную собственность граждан. В связи с отменой Правил землепользования и застройки в г.о. Самара от 15.07.2010г. № 951 Министерство имущественных отношений по Самарской области направило запрос в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара от дата №... о предоставлении информации, относится ли испрашиваемый земельный участок или его часть к территории общего пользования, к какой территориальной зоне относится, а также соответствует ли использование данного земельного участка под садоводство видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны. Как следует из объяснений представителя заинтересованного лица, ответ на данный запрос Министерством до настоящего времени не получен. Суд считает необоснованными доводы ЗАЯВИТЕЛЬ о том, что Министерство имущественных отношений по Самарской области необоснованно направило вышеуказанные запросы по следующим основаниям. Предоставление земельных участков осуществляется на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Данные принципы выражаются в том, что орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный распоряжаться земельными ресурсами, прежде чем принять решение о предоставлении земельного участка, обязан обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и условиях. В соответствии с п. 2.4 Порядка Министерство направляет запросы для сбора информации, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Запросы не направляются в случае, если документы, содержащие информацию об участке, приложены к заявлению. Абзац 5 п. 2.4 устанавливает, что в случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственной кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством на направляется. Таким образом, в случае предоставления заявителем кадастрового паспорта Министерство не вправе направлять обращение об утверждении схемы расположения земельного участка, направление же запросов с целью сбора необходимой информации об участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований на предоставление земельного участка, Министерству в указанном случае не запрещено. При указанных обстоятельствах направление запросов в ФГУ «Кадастровая палата», Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство природопользования Самарской области является правомерным. Таким образом, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявления ЗАЯВИТЕЛЬ не имеется, поскольку действия Министерство имущественных отношений по Самарской области соответствуют закону и их нельзя признать нарушающими права и законные интересы ЗАЯВИТЕЛЬ На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления ЗАЯВИТЕЛЬ о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений по Самарской области – отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. В окончательной форме решение изготовлено 06.12.2011. Судья Занкина Е.П.