о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Доценко И.Н.,

при секретаре судебного заседания Парфеновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4668/11 по иску БЕМ к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

БЕМ обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ее отцу ГОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» в связи с трудовыми отношениями предоставлено жилое помещение в четырехкомнатной изолированной квартиры адрес на основании внутреннего ордера вуза №... от дата. В квартире совместно с истцом проживают БМИ, БТИ Жилой дом адрес находится в федеральной собственности РФ и принадлежит Университету на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданными УФРС по Самарской области. В результате произведенного капитального ремонта жилое помещение, предоставленное истцам, представляет собой изолированную благоустроенную отдельную квартиру. Жилое помещение пригодно к эксплуатации в соответствии с назначением в качестве жилых домов с изолированными квартирами (согласно СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания») в целях их использования гражданами для постоянного проживания. Потребляемые электроэнергия, газ, другие коммунальные услуги в занимаемой квартиры учитываются отдельно. Она производит оплату за жилье и коммунальные услуги в полном объеме и по ставкам, предусмотренным для жилья в отдельной квартире. Задолженности не имеется. Дом адрес ранее являлся общежитием, но в настоящее время общежитием не является, что подтверждается копией распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области №... от дата, свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления от дата №... и свидетельством о государственной регистрации права от дата №..., выданными УФРС по Самарской области. Администрацией СГАСУ дата с ней заключен договор социального найма жилого помещения №... на жилое помещение адрес. Она обращалась с заявлением о приватизации жилого помещения в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществ Самарской области, но получила отказ. От приватизации жилого помещения Территориальное управление уклоняется, чем нарушает ее право на бесплатную приватизацию жилого помещения в собственность согласно Закона РФ от 4.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». Ранее она не участвовала в приватизации жилых помещений на территории РФ. Просит суд признать за ней право собственности в порядке приватизации на 4-комнатную изолированную квартиру, общей площадью 105,9 кв.м., в т.ч. жилой площадью 68,8 кв.м., расположенную по адресу: адрес.

В судебном заседании истец БЕМ исковые требования поддержала в полном объеме, просила признать за ней права собственности в порядке приватизации на 4-комнатную изолированную квартиру, общей площадью 105,9 кв.м., в т.ч. жилой площадью 68,8 кв.м., расположенную по адресу: адрес.

В судебном заседании третьи лица БМИ, БТИ заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель 3-его лица ГОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» СТИ, действующая на основании доверенности от дата в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренным настоящим Законом, иными нормативными актами РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Судом установлено, что жилой дом адрес находится в федеральной собственности РФ и принадлежит Университету на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата №... и свидетельством о государственной регистрации права от дата №..., выданными УФРС по Самарской области.

Жилой дом, в котором расположена спорная квартира адрес внесен в реестр Федеральной собственности и находится в оперативном управлении ГОУ ВПО СГАСУ.

На основании договора №... от дата БМИ был выдан ордер №... на вселение в общежитие №... СГАСУ по адресу: адрес, срок с дата постоянно.

дата между ГОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» и БМИ заключен договор №... о взаимной ответственности, согласно которому ему и его семье предоставлена квартира №... для проживания в адрес.

Комитет по управлению имуществом Самарской области передал в оперативное управление Самарской государственной архитектурно-строительной академии федеральное имущество, в которое входил жилой дом адрес, что подтверждается договором №...-оф от дата Данный договор отражен в качестве основания государственной регистрации права оперативного управления на объект – жилой дом адрес.

Из имеющихся в материалах дела ответа, направленного (Росимуществом) Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области БЕМ от дата №... следует, что для приватизации жилых помещений, находящихся в собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления у ГОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», наличие согласия собственника – Российской Федерации, в лице уполномоченного органа, а вопрос о заключении договора безвозмездной передачи в собственность граждан, в том числе проживающих по адресу: адрес, подлежит рассмотрению соответственно ГОУ УПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет».

Между тем, согласно ст.296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

ГОУ ВПО «СГАСУ» является высшим образовательным учреждением и вправе распоряжаться имуществом на основании Закона или договора с собственником имущества.

Однако, ни Договор №... от дата ни Закон «О высшем и послевузовом профессиональном образовании» не дают право СГАСУ распоряжаться жилым фондом, находящимся у него в оперативном управлении путем заключения договоров передачи в собственность в порядке приватизации.

Кроме того, согласно п.48 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Минэкономразвития от дата №..., Территориальный орган по поручению агентства – осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Аналогичное положение содержится в п.5 Раздела 2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами полномочия собственника по передаче федерального имущества физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральной собственностью является уполномоченным лицом по передаче федерального имущества – квартиры в доме адрес в порядке приватизации.

В процессе проживания была произведена реконструкция общежития №... частично за счет средств жильцов, в результате которой все квартиры стали изолированными и благоустроенными.

Согласно справке в квартире адрес зарегистрированы: БЕМ, БМИ, БТИ

дата между ГОУ ВПО «СГАСУ» и БЕМ заключен договор социального найма жилого помещения №..., по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 4 комнат в квартире общей площадью 105,9 кв.м., в том числе жилой 68,8 кв.м. по адресу: 443010, адрес для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг.

Согласно Распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от дата №... и от дата №... из федеральной собственности на праве оперативного управления из ГОУ ВПО «СГАСУ» из специализированного жилищного фонда исключено общежитие №... с подвалом, общей площадью 4658,90 кв.м., жилой площадью 1051,00 кв.м., Литер ДД1Д2, расположенное по адресу: адрес.

Из материалов дела следует, что право приватизации истцом не использовано, что подтверждается справкой №... от дата, выданной Чапаевским филиалом ГУП «Центр технической инвентаризации» Самарской области; справкой ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от дата.

Согласно ст. 11 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как вытекает из преамбулы названного закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданами возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда. РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

В силу статьи 4 Закона РФ «о приватизации жилищного фона в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

Как указано в постановлении Конституционного суда РФ от 3.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ.

В силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40 часть 1).

В соответствии со ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.

В Определении Конституционного Суда РФ № 1510-О-О от 25.11.2010 года установлено, что Конституционный Суд РФ в своих решениях указывал, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение.

Право истца на спорное жилье никем не оспаривается, в материалах дела имеется согласие на отказ от права на приватизацию жилой площади расположенной по адресу: адрес от БМИ и БТИ

Квартира №..., расположенная по адресу: адрес, поставлена на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом от дата.

Таким образом, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования истца, признав за ней право собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования БЕМ удовлетворить.

Признать за БЕМ право собственности на жилое помещение квартиру №... общей площадью 105,9 кв.м., жилой площадью 68,8 кв.м., в доме адрес в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 14.11.2011 года.

Судья Доценко И.Н.