о присуждении к включению в выслугу лет для назначения пенсии время работы на должностях по бухгалтерским специальностям



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05.12.2011 года Октябрьский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего Маркина А.В.,

единолично

при секретаре Усковой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4691/11 по иску Вороновой Т.Н. к ГУ МВД России по Самарской области о присуждении к включению в выслугу лет для назначения пенсии время работы на должностях по бухгалтерским специальностям,

УСТАНОВИЛ:

Воронова Т.Н. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в период с дата по дата проходила службу в Федеральной службе налоговой полиции РФ по Самарской области и имела специальное звание старшего лейтенанта. В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ приказом Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Самарской области от дата №...-лс она была уволена из органов ФСНП по пункту «е» ст. 45 (по сокращению штатов) Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции.

При увольнении Вороновой Т.Н. из органов ФСНП в её выслугу лет не обоснованно не были включены периоды работы на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово – экономическим и бухгалтерским специальностям, предшествующие ее службе в органах налоговой полиции, в том числе:

- с дата по дата – экономист магазина №...;

дата по дата – экономист магазина №...;

дата по дата – нормировщик магазина №...;

- с дата по дата – бухгалтер 2 категории магазина №...;

- с дата по дата – главный бухгалтер ТОО магазин «***»;

дата по дата – экономист 1 категории финансового отдела ***

Общий период работы на указанных должностях составил 12 лет 6 месяцев 3 дня.

Истица полагает, что в связи с данными обстоятельствами было нарушено законное право Вороновой Т.Н. на пенсионное обеспечение по нормам, предусмотренным Законом РФ от 12.02.1993 № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей», действие которого было распространено на сотрудников налоговой полиции в соответствии со статьей 17 Закона РФ от 24.06.1993 № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции».

Просила суд обязать ответчика в выслугу лет Вороновой Т.Н. для назначения пенсии включить периоды ее работы на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово – экономическим и бухгалтерским специальностям, предшествующие её службе в органах налоговой полиции:

- с дата по дата – экономист магазина №...;

дата по дата – экономист магазина №...;

дата по дата – нормировщик магазина №...;

- с дата по дата – бухгалтер 2 категории магазина №...;

- с дата по дата – главный бухгалтер ТОО магазин «***»;

дата по дата – экономист 1 категории финансового отдела ***

Впоследствии истец уточнила исковые требования и указала, что указанные магазины №...,№... в период времени, когда истица работала в них, не являлись самостоятельными юридическими лицами, а входили в состав Куйбышевского Горпромторга (магазин №... – до 01.01.1986г.) и Городского розничного торгового объединения «Промтовары» (магазин №... – с 01.01.1986 г. и магазины №... и №...).

Просит суд обязать ответчика включить в выслугу лет Вороновой Т.Н. для назначения пенсии включить периоды ее работы на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово – экономическим и бухгалтерским специальностям, предшествующие её службе в органах налоговой полиции:

- с дата по дата – экономист магазина №... Куйбышевского Горпромторга, а с дата –Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;

дата по дата – экономист магазина №... Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;

дата по дата – нормировщик магазина №... Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;

- с дата по дата – бухгалтер 2 категории магазина №... Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;

- с дата по дата – главный бухгалтер ТОО магазин «***»;

дата по дата – экономист 1 категории финансового отдела ***

В судебном заседании истец Воронова Т.Н. поддержала уточненное исковое заявление в полном объеме, просила его удовлетворить.

В судебном заседании представитель истца Гафуров Р.В., по доверенности от 22.08.2011 года 63 АА 0784212, уточненный иск поддержал. Пояснил, что согласно письма Минтруда России от 10.06.2003 года № 913 -21 должность «нормировщик» (шифр 7330) в соответствии с Перечнем наименований должностей служащих по классификационным группам относится к группе 7 – специалисты, занятые инженерно- техническими и экономическими работами). Истец занималась экономической деятельностью. Обязанности у истца были не технические, а экономические.

Представитель ответчика ГУ МВД России по Самарской области Куркина С.Н., по доверенности от 05.07.2011 года № 105/19 – 145, иск не приз0нала, предоставила письменный отзыв на иск. Пояснила, что «нормировщик» - это специалист инженерного профиля. Исходя из Постановления Правительства № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семьям в РФ», действие которого распространено на сотрудников ФСНП ст. 17 ФЗ «О федеральных органах налоговой полиции», признала период с дата по дата – работа в должности экономиста 1 ***. Кроме того заявила ходатайство о пропуске Вороновой Т.Н. срока исковой давности. В 2003 году Воронова Т.Н. подавала исковое заявление к УФСКН по Самарской области об обязании включения в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы до поступления на работу в УФСКН. 10.10.2003 года исковое заявление Вороновой было удовлетворено. 15.04.2004 года Президиум Самарского областного суда вынес определение об отмене решения Октябрьского районного суда от 10.10.2003 и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд. 03.06.2004 года исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с вторичной неявкой истца. Определением суда от 09.09.2008 года в удовлетворении заявления Вороновой об отмене определения об оставлении без рассмотрения отказано. 07.10.2008 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда оставила определение от 09.09.2008 года без изменения, а частную жалобу Вороновой Т.Н. без удовлетворения.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск Вороновой Т.Н. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в период с дата по дата Воронова Т.Н. проходила службу в Федеральной службе налоговой полиции РФ по Самарской области и имела специальное звание старшего лейтенанта, что подтверждается записью в трудовой книжке.

До службы в органах налоговой полиции Воронова Т.Н. работала на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово – экономическим и бухгалтерским специальностям:

- с дата по дата – экономист магазина №... Куйбышевского Горпромторга, а с дата –Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;

дата по дата – экономист магазина №... Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;

дата по дата – нормировщик магазина №... Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;

- с дата по дата – бухгалтер 2 категории магазина №... Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;

- с дата по дата – главный бухгалтер ТОО магазин «***»;

дата по дата – экономист 1 категории ***

Рассмотрев заявление Вороновой Т.Н. о включении в выслугу лет для начисления пенсии вышеуказанных периодов, ГУВД по Самарской области в расчет выслуги лет для назначения пенсии не включило вышеуказанные периоды работы Вороновой Т.Н., что подтверждается ответом ГУВД по Самарской области от 24.06.2009 г. и не отрицается ответчиком.

Согласно справки от дата №... ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самары, Вороновой Т.Н. при назначении пенсии по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Решением комиссии ГУ-УПФР в Железнодорожном районе г.Самары от дата в страховой стаж для исчисления пенсии были засчитаны следующие периоды: с дата по дата – работа в магазине №... Куйбышевского Горпромторга; с дата по дата – работа в магазинах №... Городского розничного торгового объединения «Промтовары»; с дата по дата – работа в ТОО магазин «***»; с дата по дата – работа в Приволжском окружном Управлении материально - технического и военного снабжения МВД РФ; с дата по дата -служба в Федеральных органах налоговой полиции; с дата по дата – работа в Инспекции МНС по Железнодорожному району г.Самары (л.д.36).

Согласно письма Министерства труда и социального развития РФ от дата №... должность «нормировщик» (шифр 7330) в соответствии с Перечнем наименований должностей служащих по классификационным группам относится к группе 7 – специалисты, занятые инженерно- техническими и экономическими работами (л.д.37).

Согласно справки от дата, выданной ООО «Юлия», Воронова Т.Н. находясь на должности нормировщика магазина №... ГРТО «Промтовары» выполняла следующие обязанности:

1.                               Анализ финансово – хозяйственных показателей магазина №... ГРТО «Промтовары»;

2.                               Планирование экономических показателей по прибыли магазина №... ГРТО «Промтовары»;

3.                               Расчет приработка по заработной плате сотрудников предприятия по системе КТУ (коэффициент трудового участия);

4.                               Проведение занятий по экономике о новых условиях хозяйствования.

В обязанности Вороновой Т.Н. входило выполнение п.2 и п.3 по 9-ти предприятиям Объединения «Промтовары» и проведение 6 инвентаризаций в год по магазинам ГРТО «Промтовары» в качестве ревизора согласно графика (л.д.44).

Согласно справке ООО магазин «Шарм» от дата, Воронова Т.Н. в период с 1987 г. по 1990 г., находясь в штате магазина №... Городского розничного торгового объединения «Промтовары» в должности нормировщика, была прикреплена к магазину для проведения в нем планово- экономической работы. Воронова Т.Н. осуществляла финансово-экономические расчеты по магазину, обсчитывала издержки обращения по статьям расходов с разбивкой по кварталам с целью определения прибыли на предстоящий год, а затем перед наступлением квартала проводила расчет плановых показателей на предстоящие месяца квартала (л.д.45).

Согласно справке ООО магазин «Промтовары» от дата, Воронова Т.Н. в период работы нормировщиком магазина №... объединения «Промтовары», производила финансово – экономические расчеты по магазину №... объединения (планирование издержек, прибыли) в период с 1987 г. по 1990 г.(л.д.46).

Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 г. №5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.1993 г., выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчитывается указанным лицам в выслугу лет федеральных органов налоговой полиции.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года.

В силу статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.

Пунктом 6 Указа Президента РФ от 15.05.1996 года № 718 «Вопросы министерства Российской федерации по налогам и сборам» предписано: «Установить, что при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям».

Из материалов дела следует, что в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ приказом Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Самарской области от дата №...-лс она была уволена из органов ФСНП по пункту «е» ст. 45 (по сокращению штатов) Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции. Выслуга лет для назначения пенсии на дата составляет: календарная – ***, льготная – ***, учеба – ***, всего - ***. (л.д.9).

На момент исключения Вороновой Т.Н. из списков личного состава органов налоговой полиции, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".

Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.

В части 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции Федерального закона от 30 июня 2002 года), законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.

Иное толковании указанных правовых норм не может рассматриваться иначе, как нарушение законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Вороновой Т.Н. о включении в выслугу лет для назначения пенсии стажа работы на предприятиях, учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На момент увольнения Вороновой Т.Н. из органов налоговой полиции ч. 5 ст. 54 ФЗ № 86 от 30.06.2003 г. звучала следующим образом:

Срок службы сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленный в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или на государственной службе.

Федеральным законом от 22.07.2005 N 121-ФЗ часть 5 ст. 54 ФЗ № 86-ФЗ от 30.06.2003 г. была изложена в новой редакции, а именно: «Выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит».

Согласно ст. 3 ФЗ от 22.07.2005 г. № 121-ФЗ он вступает в силу с 1 января 2006 года и распространяет действие на правоотношения, возникшие с 1 июля 2003 года.

Из дословного толкования ч. 5 ст. 54 ФЗ № 86 следует, что выслуга лет для сотрудников налоговой полиции должна быть исчислена в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, то есть по нормам, установленным данным Положением, и только в этом случае она не подлежит перерасчету.

Иное толкование данной нормы закона, по мнению суда, привело бы к ущемлению прав и законных интересов бывших работников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.

Вороновой Т.Н. выслуга лет для назначения пенсии при увольнении из органов налоговой службы была подсчитана неверно, не по нормам установленным данным Положением. Согласно ч. 3 ст. 50 Положения сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации.

Как указано выше, в силу статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, следовательно, ГУ МВД России по Самарской области было не лишено возможности осуществить расчет выслуги лет Вороновой Т.Н. с учетом правовых гарантий, установленных Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ и по нормам данного Положения.

В соответствии со ст. 208 ГК РФ, «Исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом»;

С учетом продолжающегося нарушения прав истца, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства ответчика об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требований Вороновой Т.Н. удовлетворить.

Обязать ГУ МВД РФ по Самарской области в выслугу лет Вороновой Т.Н. для назначения пенсии включить периоды ее работы на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово – экономическим и бухгалтерским специальностям, предшествующие её службе в органах налоговой полиции:

- с дата по дата – экономист магазина №... Куйбышевского Горпромторга, а с 01.01.1985 г. –Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;

дата по дата – экономист магазина №... Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;

дата по дата – нормировщик магазина №... Городского розничного торгового объединения «Промтовары» (согласно письму Минтруда России от дата №... – 21 должность «нормировщик» (шифр7330) в соответствии с Перечнем наименований должностей служащих по классификационным группам относится к группе 7 – специалисты, занятые инженерно – техническими и экономическими работами);

- с дата по дата – бухгалтер 2 категории магазина №... Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;

- с дата по дата – главный бухгалтер ТОО магазин «***»;

дата по дата – экономист 1 категории финансового отдела ***

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней с момента изготовления решения в мотивированном виде.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 12.12.2011г.

Судья (подпись) А.В.Маркин