о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Доценко И.Н.,

при секретаре судебного заседания Парфеновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3338/11 по иску БАВ, действующего и в интересах несовершеннолетнего БМА, к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, третьим лицам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г.о.Самара, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

БАВ, действующего и в интересах несовершеннолетнего БМА, обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что они зарегистрированы и проживают в общежитии, расположенном по адресу: адрес. В настоящее время они занимаются оформлением указанного жилого помещения в собственность. Собрав необходимый пакет документов, они обратились к ответчику с заявлением об исключении комнаты из состава муниципального специализированного жилого фонда, но получили отказ, мотивированный тем, что помещения в общежитии в соответствии со ст.94 ЖК РФ не подлежат приватизации. С данным ответом не согласен. Просит суд признать за ними право общей долевой собственности по 1/2 доли каждому на жилое помещение общей площадью 37,50 кв.м., расположенное по адресу: адрес.

В судебном заседании представитель истца ХМГ, действующая на основании доверенности от дата, исковое заявление поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные существу заявления, а также дополнила, что согласно ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» здание и соответственно жилые комнаты утратили статус специализированного жилья, применению подлежат нормы, регулирующие отношения по договору социального найма, БАВ проживает в общежитии с 2006 года, БМА с 2009 года, на вселение в жилое помещение был выдан ордер, в последствие заключен договор найма жилого помещения.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.Самара ЛТВ, действующая на основании доверенности от дата, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что требования не подлежат удовлетворению в соответствии со ст.4 Федерального закона РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества», спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Департамента семьи, опеки и попечительства Администрации г.о.Самара в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Представитель третьего лица Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил отзыв, в котором указал, что истец не предоставил суду доказательства, что у него возникло право на приобретение жилой комнаты в порядке приватизации, жилая комната относится к специализированному жилому помещению, просит суд рассмотреть дело в их отсутствии.

В судебное заседание третье лицо БЕС не явилась, извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила. Ранее в ходе судебного разбирательства пояснила, что проживает с 2005 года совместно с мужем, с детьми и свекровью - БЛА, по адресу: адрес.

В судебном заседании третье лицо - БЛА, пояснила, что является матерью истца БАВ, проживает совместно с сыном по адресу: адрес, постоянной регистрации на территории Самарской области не имеет, имеет статус беженца, ожидает получение жилья по договору социального найма, участия в приватизации не принимает.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что во исполнение Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» №... от дата в соответствии с решением малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «О составе муниципальной собственности города» №... от дата и областного Совета народных депутатов «О разграничении государственной собственности на территории Самарской области» от дата на основании Решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности адрес» №... от дата Трамвайно-троллейбусного управления, находящегося по адресу адрес, и его имущество передано в муниципальную собственность, в том числе здание общежития по адресу адрес, указанное обстоятельство сторонами не обжаловалось.

дата Комитетом по управлению имуществом г.Самара принято решение №... «О закреплении муниципального имущества за муниципальным предприятием Трамвайно-троллейбусное управление», согласно которому переданы производственные площади и жилой фонд в хозяйственное ведение.

дата между Комитетом по управлению имуществом г.Самара и профессионально-техническим училищем №... (правопреемником является Самарский техникум транспорта и коммуникаций) заключен договор аренды, согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять в пользование за плату помещение в доме адрес в целях размещения общежития, в пункте дата предусмотрено право арендатора передавать помещения в пользование физическим лицам с письменного разрешения арендодателя.

Министерство имущественных отношений Самарской области обращалось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.Самара об обязании передать имущество – здание, расположенное по адресу: адрес. Решением Арбитражного суда Самарской области от дата в удовлетворении исковых требований было отказано.

Решением Арбитражного суда Самарской области от дата Самарский техникум транспорта и коммуникации г.Самара обязан возвратить Департаменту управления имуществом г.о.Самара здание, расположенное по адресу: адрес, площадью 4225 кв.м. по акту приема-передачи.

Распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от дата на эксплуатацию и содержание МП ЭСО переданы объекты муниципального специализированного жилищного фонда – здания общежитий, расположенные по адресам: адрес, по акту приема-передачи от дата здание общежития по адресу адрес принято на эксплуатацию и содержание на основании договора от дата.

Согласно выписке из реестра Департамента управления имуществом г.Самара от дата объект недвижимости – комнаты, расположенные по адресу: адрес, являются муниципальной собственностью г.о.Самара, включен в реестр муниципального имущества дата за номером 007617-301,302 на основании решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов №... от дата.

Из материалов регистрационных дел, представленных в адрес суда Управлением Росреестра по Самарской области следует, что на основании заявления представителя Департамента управления имуществом г.о.Самара от дата произведена регистрация права собственности на объект - жилое здание общежитие площадью 4094,4 кв.м. по адресу адрес за Муниципальным образованием – г.Самара, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права дата; дата представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о регистрации прекращения права собственности на общежитие по адресу адрес.

В соответствии с уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: здание по адресу: адрес в связи с его ликвидацией (преобразованием).

Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: жилой дом по адресу: адрес.

Согласно справкам паспортной службы МП ЭСО г.Самара от дата по адресу: адрес зарегистрированы БАВ с дата, и БМВ дата года рождения с дата.

На имя БАВ по адресу: адрес открыт лицевой счет №....

дата между МП ЭСО г.Самара и БАВ заключен договор найма жилого помещения в муниципальном общежитии, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из комнат, расположенное по адресу: адрес для временного проживания в нем; время, на которое заключен договор, не указано.

дата между МП ЭСО г.Самара и БАВ заключен договор найма жилого помещения в муниципальном общежитии, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты жилой площадью 37,7 кв.м., расположенное по адресу: адрес, для временного проживания в нем; время, на которое заключен договор, не указано, указан обстоятельство – на время работы в ИП КСВ

Согласно справке от дата №..., БАВ работает в ИП КСВ с дата по настоящее время в должности Экспедитора.

В соответствии с уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от дата, дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах БАВ, БЕС и БМА на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.Самара и Волжского района Самарской области.

БАВ в период с дата по дата проживал и был зарегистрирован по адресу: адрес в приватизации участия не принимал, что подтверждается справками от дата, выданной администрацией Андреевского сельсовета Каменского района Пензенской области (л.д.89), от дата, выданной отделением УМС России по Пензенской области в Каменском районе (л.д.100)

БАВ в период с дата по дата проживал по адресу: адрес, в приватизации участия не принимал, что продтверждается справкой от дата, выданной администрацией сельского поселения Максимовка муниципального района Богатовский Самарской области (л.д.89)

БМА в период с дата по дата зарегистрирован по адресу: адрес, что подтверждается справкой, выданной администрацией сельского поселения Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области (л.д.91)

Согласно выпискам из ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от дата, дата, от дата, БАВ, БЕС, БМА до дата строений и жилья на территории г. Самара и Волжского района не имели; право на приватизацию на территории г. Самара и Волжского района не использовали.

БАВ обращался в Департамент управления имуществом г.Самара с заявлением по вопросу исключения занимаемого жилого помещения по адресу: адрес, из состава муниципального специализированного жилищного фонда, на которое был получен ответ от 2009 года с указанием, что департамент считает нецелесообразным исключение из состава муниципального специализированного жилищного фонда занимаемого жилого помещения в общежитии.

Согласно техническому паспорту ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», составленному по состоянию на дата, площади комнат, расположенных по адресу: адрес, составляют: жилая площадь 31,60 кв.м., общая площадь 37,50 кв.м.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.

Согласно ст. 11 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как вытекает из преамбулы названного закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданами возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда. РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

В силу статьи 4 Закона РФ «о приватизации жилищного фона в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

Как указано в постановлении Конституционного суда РФ от 3.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ.

В силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40 часть 1).

В соответствии со ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.

В Определении Конституционного Суда РФ № 1510-О-О от 25.11.2010 года установлено, что Конституционный Суд РФ в своих решениях указывал, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение.

Как указано выше, здание по адресу адрес передано от Трамвайно-троллейбусного управления в муниципальную собственность на основании Решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г.Самары» №... от дата, право собственности муниципального образования г.о.Самара на общежитие здание по адресу адрес прекращено на основании заявления собственника Департамента управления имуществом г.о.Самары от дата. Из представленных в суд документов, решений Арбитражного суда Самарской области от дата, дата следует, что в указанном жилом здании проживают граждане, семейные, в том числе с несовершеннолетними детьми.

Из пояснений представителя истца, следует, что жильцы комнаты в указанном здании самостоятельно осуществляют ремонт не только занимаемых им комнат, но и мест общего пользования (санузлы, душевые), в комнатах находится личная мебель жильцов, постельные принадлежности личные, комендантом не выдаются.

Таким образом, суд полагает, что само здание, а также спорное жилое помещение не обладают признаками общежития.

Таким образом, суд полагает, что само здание, а также спорное жилое помещение не обладают признаками общежития. Что же касается договора найма жилого помещения в муниципальном общежитии №... от дата, заключенного с БАВ, то суд полагает, что он носит формальный характер, истец проживает в спорном жилом помещении постоянно, длительное время, право пользования данным жилым помещением собственником не оспаривалось, после расторжения трудового договора требований об освобождении жилого помещения не предъявлялось истцу, что позволяет суду сделать вывод, что договор заключен без указания на временный характер. Вследствие чего, суд полагает, что по своей сущности названный договор можно расценивать как договор социального найма жилого помещения, предметом которого является комната №... жилой площадью 37,7 кв.м., договор заключен без установления срока его действия.

Согласно п.6 ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено суду доказательств в обоснование своих возражений, что спорное жилое помещение имеет статус общежития. Выписка из реестра муниципальной собственности со ссылкой на передачу здания со статусом общежитие не может служить основанием для отнесения здания по вышеуказанному адресу к специализированному жилому помещению, поскольку данный статус был утрачен им в силу Закона (статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). В установленном порядке, который определен Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006 года «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированного жилого помещения», решение органа управления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду не принималось, запись о регистрации права собственности на общежитие жилой дом по адресу адрес в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости и сделок с ним прекращена на основании заявления собственника.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способы защиты нарушенных гражданских прав осуществляются путем признания права.

Поскольку дом адрес был принят в муниципальную собственность в соответствии с Решением малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г.Самары» №... от дата, то после вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус данного дома как общежития был утрачен в силу закона и у истцов, занимающих в этом доме изолированное жилое помещения на законных основаниях, имеется право приобрести его в собственность согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

То обстоятельство, что истец вселена в общежитие после введения в действие ЖК РФ, не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований БАВ, действующего и в интересах несовершеннолетнего БМА, поскольку из Постановления Конституционного суда РФ от дата «По делу о проверке конституционности статьи 7 федерального закона "о введении в действие жилищного кодекса российской федерации" в связи с жалобой граждан ЕАС и ЕЕЮ» следует, что статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после дата (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Таким образом, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования истцов БВА БМА, признав за ними право общей долевой собственности по 1/2 доли каждому на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования БАВ, БМА, удовлетворить.

Признать за БАВ, БМА право общей долевой собственности по 1/2 доли каждому на жилое помещение комнату №... общей площадью 37,5 кв.м., жилой площадью 31,6 кв.м. в доме адрес в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26.09.2011 года.

Судья И.Н. Доценко