о признании права пользования жилым помещением, регистрации по месту жительства



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Доценко И.Н.,

при секретаре судебного заседания Парфеновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3468/11 по иску АНА, АУИ к Муниципальному предприятию по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самара, Департаменту управления имуществом г.Самара, третьему лицу Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области о признании права пользования жилым помещением, регистрации по месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

АНА, АУИ обратились в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что они, являясь супругами, постоянно проживают в жилом помещении по адресу: адрес с 2006 года по временной регистрации. Данное жилое помещение было предоставлено им МП ЭСО г.Самара на основании договоров найма от дата. Дом адрес является муниципальной собственностью. дата они обратились в МП ЭСО г.Самара с заявлением по вопросу постоянной регистрации по указанному адресу, однако получили отказ. Просят суд признать за ними право пользования по договору найма специализированного жилого помещения (комнатой), расположенной по адресу: адрес; обязать УФМС России по Самарской области зарегистрировать их по месту жительства по адресу: адрес.

В судебном заседании представители истцов ПКК, действующий на основании доверенностей от дата, уточнил исковые требования, просит суд признать за истцами право пользования жилым помещением комнатой адрес; обязать Муниципальное предприятие по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самара направить в Управление Федеральной миграционной службы по Самарской области (Отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области в Октябрьском районе г.Самара) документы для оформления постоянной регистрации истцов по месту жительства: адрес.

Представитель ответчика Муниципального предприятия по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самара КНВ, действующая на основании доверенности от дата, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что истцы были вселены в связи с осуществлением трудовой деятельности, МП ЭСО г.Самара не отказывало в постоянной регистрации, кроме того, считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать, поскольку временная регистрация еще не истекла.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.Самара, представитель третьего лица Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что постановлением Главы г.Самара от дата в муниципальную собственность г.Самара принято общежитие, расположенное по адресу: адрес (л.д. 44).

Решением Комитета по управлению имуществом г.Самара от дата передано в хозяйственное ведение МП ЭСО г.Самара общежитие, расположенное по адресу: адрес, литера Б (л.д. 45).

дата между МП ЭСО г.Самара и АНА заключен договор найма жилого помещения в муниципальном общежитии, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одного койко-места жилой площадью 9,05 кв.м., расположенное по адресу: адрес (л.д. 9-11).

На имя АНА по адресу: адрес открыт лицевой счет №... (л.д. 6).

На имя АУИ по адресу: адрес открыт лицевой счет №... (л.д. 7).

АНА, АУИ несут бремя содержания имуществом – комнатой, расположенной по адресу: адрес, что подтверждается квитанциями по оплате за содержание жилья и коммунальных услуг.

Согласно п.1 ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.

Таким образом, суд полагает, что истцы в силу названной нормы Закона и на основании договоров найма жилого помещения в муниципальном общежитии от дата приобрели право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес.

дата АНА, АУИ обращались в МП ЭСО г.Самара с заявлением, в котором просили издать распорядительный документ о разрешении на постоянную регистрацию (л.д. 12).

На данное заявление был получен ответ от дата с указанием, что для рассмотрения данного вопроса просит предоставить ходатайство с места работы на бланке Железнодорожного филиала ЗАО «ПТС-Сервис» за подписью руководителя (л.д. 13).

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

Более того, в ст. 8 названного Закона дан исчерпывающий перечень оснований ограничений прав граждан выбирать место пребывания и жительства. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона.

Как следует из части первой статьи 6 указанного Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом по смыслу части второй данной статьи представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.

Юридически значимые обстоятельства – факт вселения в жилое помещение – комнату адрес проживание в нем, подтверждается договорами найма жилого помещения в муниципальное общежитие от дата, кроме того, ответчиком Муниципальным предприятием по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самара не оспаривается право истца на пользование и владение жилым помещением.

Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3).

Согласно п.п.2, 4, 17 Постановления Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.

Муниципальное предприятие по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самара является лицом, предоставившим АНА, АУИ для проживания жилое помещение, вследствие чего и на основании п.17 указанного постановления на ответчике лежит обязанность по предоставлению документов в УФМС по Самарской области.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования АНА, АУИ удовлетворить.

Признать за АНА, АУИ право пользования жилым помещением комнатой адрес.

Обязать Муниципальное предприятие по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самара направить в Управление Федеральной миграционной службы по адрес (Отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области в Октябрьском районе г.Самара) документы для оформления постоянной регистрации АНА, АУИ по месту жительства: адрес.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самара в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 13.08.2011 года.

Судья И.Н. Доценко