о взыскании задолженности по земельному налогу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07.12.2011 года Федеральный суд Октябрьского района г. Самары в составе:

председательствующего судьи Маркина А.В.

при секретаре Усковой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4598/11 по иску ИФНС России по Октябрьскому району г.Самара к Сайфулину Ф.Т. о взыскании земельного налога,

У С Т А Н О В И Л :

ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары обратилась в суд с исковым заявлением к Сайфулину Ф.Т., ссылаясь на то, что согласно имеющимся сведениям Земельного Комитета у ответчика в собственности имеется земельный участок, расположенный по адресу: адрес адрес, в соответствии со ст. 388 НК РФ, Законом РФ от 11.10.1991 г. № 738 – 1 «О плате за землю» он является плательщиком земельного налога.

Налогоплательщику (ответчику) заказным письмом было направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога на сумму 910.419,68 рублей.

По состоянию на 24.02.2011 года налогоплательщик имеет задолженность по земельному налогу за 2007,2008, 2009 годы на общую сумму 910.419,68 рублей.

На основании ст. 69 НК РФ должнику было направлено требование об уплате земельного налога по состоянию на 24.02.2011 года. Срок исполнения требования – 17.03.2011 года. Однако до настоящего времени требование не исполнено.

Просит суд взыскать с должника Сайфулина Ф.Т. подлежащей к уплате суммы задолженности по земельному налогу за 2007,2008,2009 год в размере 910.419,68 рублей (без учета пеней).

В ходе рассмотрении дела ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары исковое заявление было уточнено. Просит взыскать с Сайфулина Ф.Т. подлежащую к уплате сумму задолженности по земельному налогу за 2007, 2008,2009 года в сумме 240.960,41 рублей ( с учетом пеней).

Истец указал, что в силу ст. 396 п.1 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п.п. 15 и 16 данной статьи.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло позднее 15 – го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав ( п.7 ст. 396 НК РФ). Земельный налог исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, налоговой ставки и коэффициента, отражающего соотношение количества полных месяцев владения земельным участком и количества месяцев в отчетном периоде (12 мес.). Исходя их чего за 2007 года земельный налог за участок, имеющий кадастровый номер №... согласно Решения Росреестра №... от дата об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях об объекте недвижимости, имеющем кадастровый номер №... расположенный по адресу: адрес, составит 56.367,88 рублей; За 2008 года – 56367,88 рублей; За 2009 года за земельный участок кадастровый номер №..., расположенный по адресу: адрес, составит 16.955,94 рублей, за земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес – 71.638,18 рублей; за земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес – 48.856,09 рублей. Общая сумма начисленного налога за 2007-2009 года составляет 250185,97 рублей. Налогоплательщик оплатил сумму в размере 13.190,31 рублей, задолженность за 2007 – 2009 год составляет 236995,66 рублей.

Пунктом 1 статьи 72 НК РФ определено, что пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в вязи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Действующее законодательство не предусматривает уменьшение пени. Поскольку налогоплательщик не произвел оплату в указанный срок ему были начислены пени в размере 9.526,67 рублей.

В судебном заседании представитель истца Попугаева О.И., по доверенности от 11.05.2011 года № 04-05/1216,уточненный иск поддержала. Пояснила, что расчета пени, подлежащих взысканию с ответчика нет, поскольку его делает электронная программа. Указала, что ссылка налогоплательщика на п.2 ст. 5 НК РФ неправомерна, в связи с тем, что Федеральный закон № 283-ФЗ не устанавливает новых налогов, не повышает ставки налога, не отягчает ответственность за нарушение законодательства о налогах, не устанавливает новые обязанности налогоплательщика. Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 283 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», вступившим в силу с 01.01.2010 года, п. 4 ст. 397 НК РФ был дополнен абзацами 2 и 3. В соответствии с абзацем 2 указанного пункта направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абз.1 п.4 ст. 397 НК РФ, уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления указанного в абз.2 данного пункта.

Таким образом, с 01.01.2010 года, налоговый орган может направить уведомление на уплату физическим лицом земельного налога по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.10.2005, не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Поскольку налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (п.1 ст. 393 НК РФ), допускается направление в 2010 г. уведомления об уплате указанного налога за 2007 -2009 года.

Представитель ответчика Засыпкин Д. Н., по доверенности от 09.12.2009 года, иск с учетом уточнения не признал. Пояснил, что истец не имел права предъявлять требования об уплате налога за три года, так как это ухудшает положение налогоплательщика. Сроки взыскания налога по указанным годам истекли.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.12.1996 г. № 20-П разъяснил, что налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены и охраняемые законные интересы других лиц, а также государства.

Статьей 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 85, 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Вышеуказанные сведения представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию объектов недвижимости, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с Приказом Росрегистрации N 221, ФНС РФ N САЭ-3-21/906@ от 28.12.2006 сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества представляются Управлением федеральной службы государственной регистрации (далее Управление Росреестра по Самарской области), кадастра и картографии по Самарской области в налоговые органы в электронном виде в соответствии с единым форматом передачи данных.

В ИФНС по Октябрьскому району г.Самары из Управления Росреестра по Самарской области поступили сведения, что налогоплательщик Сайфулин Ф.Т. имеет в собственности земельные участки, расположенный по адресу: адрес.

В силу п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п. п. 15 и 16 данной статье.

В соответствии со ст. 388 НК РФ, Законом РФ от 11.10.1991 г. № 738 – 1 «О плате за землю» ответчик является плательщиком земельного налога.

Налогоплательщику (ответчику) заказным письмом было направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога на сумму 910.419,68 рублей (л.д.8-14).

На основании ст. 69 НК РФ должнику было направлено требование об уплате земельного налога по состоянию на дата за 2007-2009 год и пени (л.д.6-7). Срок исполнения требования – 17.03.2011 года. До настоящего времени требование полностью не исполнено.

Решением №... от дата о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд, в связи с неисполнением налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, начальником инспекции принято решение взыскать налог (сбор), пени и (или) присужденный штраф за счет имущества Сайфулина Ф.Т., в пределах сумм, указанных в требовании №... от 28.04.2011, от 24.02.2011 года №...: налог 910.419,68 рублей, пени 9526,67 рублей (л.д.4).

В силу ст. 396 п.1 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п.п. 15 и 16 данной статьи.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло позднее 15 – го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав ( п.7 ст. 396 НК РФ). Земельный налог исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, налоговой ставки и коэффициента, отражающего соотношение количество полных месяцев владения земельным участком и количества месяцев в отчетном периоде (12 мес.).

Согласно представленного истцом расчета за 2007 года земельный налог за участок, имеющий кадастровый номер №... согласно Решения Росреестра №... от дата об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях об объекте недвижимости, имеющем кадастровый номер №...), расположенный по адресу: адрес, составит 56.367,88 рублей; За 2008 года – 56367,88 рублей; За 2009 года за земельный участок кадастровый номер №..., расположенный по адресу: адрес, составит 16.955,94 рублей, за земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес – 71.638,18 рублей; за земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес – 48.856,09 рублей. Общая сумма начисленного налога за 2007-2009 года составляет 250185,97 рублей. Налогоплательщик оплатил сумму в размере 13.190,31 рублей, задолженность за 2007 – 2009 год составляет 236995,66 рублей.

Согласно ч. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

В соответствии с ч. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Пунктом 11 ч. 1 ст. 21 НК РФ установлено, что налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.

Согласно ч. 1 ст. 22 НК РФ порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу абзаца 12 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 НК РФ права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Частью 4 ст. 397 НК РФ (в редакции, действующей спорный период) предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно абзаца второго ст. 52 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица,

не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно ч. 4 ст. 69 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пунктом 8 постановления Самарской Городской Думы от 24 ноября 2005 г. № 188 «Об установлении земельного налога» предусмотрено, что налогоплательщики -физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают земельный налог единым платежом без уплаты авансовых платежей не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Право налоговых органов направлять налоговые уведомления не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, предусмотренное абзацем вторым ч. 4 ст. 397 НК РФ, возникло на основании п. 10 ст. 4 Федерального закона от 28 ноября 2009 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.11.2009 г. № 283-ФЗ статья 4 данного Федерального закона вступила в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующим налогам.

Согласно ч. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

То есть изменения, внесенные в НК РФ данным законом № 283-ФЗ, вступили в силу с 01 января 2010 г.

Таким образом, на момент предоставления истцу права требования уплаты за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, ИФНС уже утратило по действующему тогда законодательству права требования уплаты налога за 2007, 2008 годы.

Вновь принятый закон не может регулировать правоотношения, срок по которым истек на момент принятия данного закона.

На основании изложенного, на указанную дату ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары утратила право взыскивать налог за 2007 -2008 г.г. Суд полагает, что обоснованным, в данном случае, является требование о взыскании земельного налога только за 2009 год.

По налоговому уведомлению об уплате земельного налога за 2009 г. по земельным участкам с кадастровыми номерами №... с учетом фактического использования земельного участка и зонированием территории Сайфулин Ф.Т. уплатил налог в размере 5 568, 83 руб., что подтверждается копией квитанции и не оспаривается истцом.

Суд, учитывая, что налоговые уведомления за 2007,2008, 2009 года направлены только в ноябре 2010 года (л.д.8-14), не находит оснований для взыскания с ответчика пени за просрочку оплату налога, поскольку как пояснила в судебном заседании представитель истца, соответствующий расчет она представить не может, пояснить какая сумма, за какой год подлежит взысканию и когда наступила просрочка не смогла.

Кроме того суд учитывает, что истцом изменены исковые требования в части расчета задолженности по налогу и пеням за 2007, 2008 год дата (л.д.38). Налоговых уведомлений на эти суммы ответчику не направлялись, что нарушает требования налогового законодательства и права налогоплательщика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г.Самара удовлетворить частично.

Взыскать с Сайфулина Ф.Т. неуплаченный земельный налог за 2009 год на общую сумму 137.450 (сто тридцать семь тысяч четыреста пятьдесят) рублей 21 копейка.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Федеральный суд Самарской области через Федеральный суд Октябрьского района г. Самары в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательном виде изготовлено 12.12.2011 года.

Председательствующий: (подпись) Маркин А.В.