о признании незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Доценко И.Н.,

при секретаре судебного заседания Парфеновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5461/11 по заявлению СНВ о признании незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

СНВ обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что дата она подала в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью 628,30 кв.м., для целей использования - под садоводство. Данный земельный участок используется ею уже в течение многих лет. Она на постоянной основе ухаживает за участком, выращивает на нем сад, огород, что может быть подтверждено собственником соседнего участка №.... В ответе на заявление, изложенном в письме за исх.№..., Министерство указало, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий и проезда местного значения и рекомендовало исключить из испрашиваемой площади ту часть, которая относится к территории общего пользования. Ею был скорректирован план границ земельного участка, в результате его площадь составила 438,30 кв.м. дата документы на предоставление земельного участка были поданы в Министерство. Однако в уведомлении от дата за исх. №... Министерство отказало в предоставлении земельного участка площадью 438,30 кв.м., ссылаясь на то обстоятельство, что он не свободен от прав третьих лиц. При сравнении таблиц координат проектов границ испрашиваемого заявителем земельного участка, испрашиваемого по некоему заявлению от дата №..., установлено наложение границ этих участков. Земельный участок подлежит предоставлению лицу, подавшему заявление первым. Отказ Министерства в предоставлении в собственность земельного участка не основан на нормах действующего законодательства и значительно нарушает права заявителя. Считает, что отказ должен быть признан недействительным. дата на момент подачи ею в Министерство имущественных отношений Самарской области заявления земельный участок никому не был предоставлен. Она предоставила в Министерство имущественных отношения Самарской области пакет документов, необходимый для рассмотрения заявления о предоставлении ей в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка. В соответствии с правилами предоставления земельных участков государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара, на заявителя не возлагается обязанность по предоставлению план - схемы испрашиваемого им земельного участка с обязательным нанесением на план красных линий. Все необходимые документы, достаточные для принятия решения о предоставлении участка или об отказе в его представлении собираются Министерством имущественных отношений Самарской области, как уполномоченным по распоряжению участками органом. В процессе рассмотрения ее заявления о предоставлении земельного участка в собственность, Министерством был направлен запрос в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара с просьбами о предоставлении информации о том, относиться ли испрашиваемый участок к территории общего пользования, соответствует ли его использование для ведения садоводства видам разрешенного использования, предусмотренного для данной территориальной зоны. В своем ответе (письмо от дата за исх.№...) Департамент сообщил, что использование данного земельного участка под сады, огороды соответствует вспомогательным видам использования для данной территориальной зоны. Однако в соответствии с топографическими материалами Департамента и представленными документами часть указанного земельного участка находится в границах красных линий адрес и проезда местного значения, т.е. является территорией общего пользования. Поскольку в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ территория общего пользования приватизации не подлежит, Министерством было предложено исключить из испрашиваемой площади часть земельного участка. дата в рамках исполнения сообщения Министерства она предоставила Министерству план границ участка с исключением площади мест общего пользования. В соответствии с п. 3.2. Порядка предоставления, при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 9 Закона Самарской области "О земле", с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка при прочих равных условиях принимается решение о предоставлении данного земельного участка лицу, подавшему заявление о предоставлении земельного участка первым. Считает, что именно ее заявление, поданное дата, было первым, соответственно именно она имеет преимущественное право на предоставление в собственность земельного участка. Полагает, что некое заявление от дата №...-е, на которое ссылается Министерство, не имеет преимущества перед ее заявлением. Отказ Министерства, основанный на том утверждении, что испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц, не соответствует действительности. До сегодняшнего дня земельный участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, соответственно зарегистрированные права третьих лиц на него отсутствуют. Данные обстоятельства подтверждаются уведомлением об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке от дата №.... Отказ Министерства в предоставлении земельного не соответствует нормам закона и создает препятствия в осуществлении заявителем своих конституционных прав, поскольку лишает ее права на приобретение в собственность земельного участка. Просит суд признать недействительным решение Министерства имущественных отношений Самарской области в ее отношении, изложенное в письме за исх.№...-е от дата, об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 438,30 кв.м., расположенного по адресу: адрес, ст.Козелковская, адрес, напротив участка №..., для целей использования - под садоводство; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области вынести решение о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка площадью 438,30 кв.м., расположенного по адресу: адрес. для целей использования - под садоводство.

В ходе судебного разбирательства истец СНВ уточнила заявленные требования, просит суд признать недействительным решение Министерства имущественных отношений Самарской области в ее отношении, изложенное в письме за исх.№...-е от дата, об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 438,30 кв.м., расположенного по адресу: адрес, для целей использования - под садоводство; признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области по продолжению рассмотрения по существу заявления БИЮ №...-С от дата после получения дата заключения Департамента строительства и архитектуры г.Самара от дата о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории по адресу: адрес под приусадебный участок по заявлению БИВ, выразившееся в повторном направлении дата на утверждение схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: адрес под садоводство; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области вынести решение о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка площадью 438,30 кв.м., расположенного по адресу: адрес. для целей использования - под садоводство.

В судебном заседании представитель заявителя МДВ, действующий на основании доверенности от дата, заявление поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области АЛВ, действующая на основании доверенности от дата, возражала против удовлетворения требований СНВ, пояснив, что в материалах дела отсутствуют доказательства права заявителя на испрашиваемый земельный участок, не предоставлено доказательств нарушения Министерством норм законодательства в отношении БИВ

Заинтересованное лицо БИВ в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила отзыв, в котором указала, что оспариваемые действия Министерства имущественных отношений Самарской области совершены в полном соответствии с нормами земельного законодательства и не нарушают права и интересы заявителя, заявитель не лишен возможности реализовать свое право, предусмотренное ст.9 Закона Самарской области «О земле» в установленном законом порядке; в данной ситуации она подала заявление дата, то есть намного ранее, чем заявление было подано заявителем дата.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что требования СНВ не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что дата СНВ обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью 628,3 кв.м., под садоводство (л.д. 7).

Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес Департамента строительства и архитектуры г.Самара направлен запрос от дата о предоставлении информации: относится ли земельный участок по адресу: адрес, площадью 628,3 кв.м. или его часть к территории общего пользования, которая согласно п.12 ст.85 ЗК РФ не подлежит приватизации; к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, а также соответствует ли использование земельного участка под садоводство видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны; о наличии каких-либо ограничений в части использования данного земельного участка (л.д. 8-9).

На данный запрос Департаментом строительства и архитектуры г.Самара дан ответ от дата с указанием, что земельный участок по адресу: адрес, площадью 628,3 кв.м. расположен в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж1-2), использование земельного участка под сады, огороды соответствует вспомогательным видам разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны; часть указанного земельного участка находится в границах красных линий адрес и проезда местного значения; информацию о наличии обременений предоставить невозможно в связи с отсутствием земельного участка на топографических материалах (л.д. 10-11).

На вышеуказанное заявление СНВ от дата Министерством имущественных отношений Самарской области дата отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью 628,3 кв.м., под садоводство, с указанием, что в соответствии с ответом Департамента строительства и архитектуры г.Самара от дата часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий адрес и проезда местного значения, на основании п.2.4 Постановления Правительства Самарской области от дата №... «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» предоставленный пакет документов возвращает (л.д. 12-13).

дата СНВ обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью 438,3 кв.м., под садоводство. На данное заявление Министерством имущественных отношений Самарской области дата отказано в предоставлении в собственность земельного участка с указанием, что испрашиваемый земельный участок не освобожден от прав третьих лиц и подлежит предоставлению лицу, подавшему заявление о предоставлении земельного участка первым (дата №...-с) (л.д. 14-15).

В соответствии с уведомлением ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области от дата сведения о земельном участке по адресу: адрес в государственном кадастре недвижимости отсутствуют (л.д. 17).

дата БИВ обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью 569 кв.м., под приусадебный участок (л.д. 72).

дата Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес Департамента строительства и архитектуры адрес направлено заявление об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: адрес, площадью 569 кв.м., под приусадебный участок (л.д. 65-66).

На данное заявление Департаментом строительства и архитектуры г.Самара дано заключение от дата о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, так как использование территории под приусадебный участок не соответствует установленным регламентам правового зонирования и разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне (л.д. 63).

дата БИВ было уточнено заявление в части назначения использования земельного участка в связи с принятием решения Самарским областным судом об отмене Правил землепользования и застройки г.о.Самары, утвержденных решением Думы г.о.Самары от дата №... (л.д.58).

дата Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес Департамента строительства и архитектуры г.Самара направлено заявление об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: адрес, площадью 569 кв.м., под садоводство (л.д. 56-57).

Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.Самара от дата утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 569 кв.м. по адресу: адрес (л.д. 47).

дата испрашиваемый БИВ земельный участок площадью 569 кв.м. поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0335008:1071 (л.д. ).

Из пояснений представителя Министерства имущественных отношений Самарской области и приказа Министерства имущественных отношений Самарской области следует, что земельный участок площадью 569 кв.м., расположенный по адресу адрес, предоставлен в собственность БИВ

В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Постановлением Правительства Самарской области от дата №... «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

В соответствии с ч.2 ст.9 Закона Самарской области «О земле» свободные от прав третьих лиц земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенные за границей населенных пунктов, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно для дачного строительства при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20 или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с п.2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

Суд полагает, что доводы представителя заявителя о том, что Министерство в нарушение вышеназванной нормы Порядка не отказало БИВ в предоставлении земельного участка при получении отказа Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары в утверждении схемы расположения земельного участка от дата, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку это является правом Министерства, а не обязанностью, кроме того, схема не утверждена по причине не соответствия испрашиваемого земельного участка разрешенному виду использования земельного участка, данное обстоятельство было связано с принятием решения Самарским областным судом об отмене Правил землепользования и застройки г.о.Самары, утвержденных решением Думы г.о.Самары от дата №..., БИВ было уточнено вид использования испрашиваемого земельного участка дата, что не противоречит действующему Порядку. Кроме того, на дату отказа Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары в утверждении схемы расположения земельного участка заявление от СНВ в Министерство имущественных отношений Самарской области не поступило и на рассмотрении не находилось, в связи с чем, права заявителя не могли быть нарушены.

Ссылка представителя заявителя на то, что заявление СНВ ранее находилось на рассмотрении в Министерстве, суд полагает, что является необоснованной, поскольку заявление СНВ от дата было рассмотрено и по нему было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка. После исключения СНВ площади земельного участка, относящегося к территории общего пользования, заявителем было подано новое заявление от дата. Суд полагает, что при подаче заявителем заявления после изменения площади ранее испрашиваемого земельного участка, такое заявление расценивается как заявление о предоставлении иного земельного участка.

Таким образом, суд приходит к мнению, что требование заявителя о признании незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области по продолжению рассмотрения по существу заявления БИЮ №...-С от дата после получения дата заключения Департамента строительства и архитектуры г.Самара от дата о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории по адресу: адрес под приусадебный участок по заявлению БИВ, выразившееся в повторном направлении дата на утверждение схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: адрес под садоводство заявлено необоснованно и не подлежит удовлетворению.

Согласно п.3.2 «Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством» при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 9 Закона Самарской области "О земле", с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка при прочих равных условиях принимается решение о предоставлении данного земельного участка лицу, подавшему заявление о предоставлении земельного участка первым.

Суд полагает, что заявителем обоснованно указано на нарушение Министерством имущественных отношений вышеназванного п.3.2 Порядка, поскольку на дату поступления заявления СНВ в Министерство решение по заявлению БИВ принято не было, не была утверждена схема расположения земельного участка, вследствие чего, оснований для возвращения заявления не имелось. Однако, на дату рассмотрения настоящего гражданского дела схема расположения испрашиваемого БИВ земельного участка утверждена Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара, земельный участок поставлен на кадастровый учет и Министерством имущественных отношений Самарской области принято решение о предоставлении земельного участка в собственность БИВ Вследствие чего, право СНВ на принятие Министерством заявления на рассмотрение не может быть восстановлено, поскольку в силу п.3.2 Порядка заявление СНВ подлежит отказу, так как поступило позднее заявления БИВ

Таким образом, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований СНВ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление СНВ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 29.12.2011 года.

Судья Доценко И.Н.