РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20.12.2011 Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Семенцева С.А. единолично при секретаре Боклиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5441/11 по исковому заявлению ИСТЕЦ Министерству имущественных отношений по Самарской области, с третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требовании относительно предмета спора, Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, Департаментом управления имуществом г.о. Самара о признании недействительным отказа Министерства имущественных отношений по Самарской области в предоставлении земельного участка, обязании принять решение о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, УСТАНОВИЛ: ИСТЕЦ обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что дата он обратился в Министерство имущественных отношений по Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность за выкуп земельного участка, находящегося по адресу: адрес, поскольку на данном земельном участке расположен дом, принадлежащий ему на праве собственности. Схема расположения земельного участка утверждена, участок поставлен на кадастровый учет. дата по запросу Министерства имущественных отношений по Самарской области он представил дополнительные документы, и дата в предоставлении земельного участка ему было отказано со ссылкой на то, что земельный участок находится в границах красных линий развязки улиц адрес и является территорией общего пользования. Считает отказ Министерства имущественных отношений по Самарской области незаконным, поскольку он имеет право на получение данного земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. 36 ЗК РФ; кроме того, местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных участков, естественных границ участка. Он является собственником дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, участок сформирован, имеет кадастровый номер. Просит признать недействительным отказ Министерства имущественных отношений по Самарской области в предоставлении ему земельного участка, расположенного по адресу: адрес, кадастровый номер №...; обязать Министерство имущественных отношений по Самарской области в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ему в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: адрес, кадастровый номер №... и направить в адрес ИСТЕЦ проект договора купли-продажи с предложением о заключении соответствующего договора. В судебном заседании представитель истца ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-1, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-2, действующий на основании доверенности, полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, представил письменный отзыв, в котором указал, что в соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. Решение Министерства имущественных отношений по Самарской области об отказе в представлении земельного участка основано на том, что земельные участки общего пользования приватизации не подлежат в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ. В соответствии со ст. 56 Градостроительного кодекса РФ, сведения о красных линиях, обозначающих границы территорий общего пользования, содержатся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. На запрос Министерства имущественных отношений по Самарской области, направленный в соответствии с п. 2.4 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара поступил ответ, согласно которому испрашиваемый истцом земельный участок находится в границах красных линий развязки улиц адрес и является территорией общего пользования. При указанных обстоятельствах Министерство имущественных отношений по Самарской области отказало истцу в предоставлении в собственность земельного участка, в связи с чем отказ является правомерным и не нарушает права истца. Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором указал, что схема расположения спорного земельного участка Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара не утверждалась в связи с отсутствием соответствующих полномочий. Между тем, в соответствии с Уставом г.о. Самара полномочия по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара, относятся к исключительной компетенции Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара. На обращение Министерства имущественных отношений по Самарской области Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара направлен ответ, согласно которому земельный участок находится в границах красных линий развязки улиц адрес и является территорией общего пользования. Указанные красные линии разработаны в составе транспортной схемы, утвержденной постановлением Администрации города Самары от 25.03.1994 № 423 «О комплексной транспортной схеме г. Самары». В настоящее время данная транспортная схема входит в состав Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539. Согласно имеющимся данным в отношении территории, в границы которой входит испрашиваемый земельный участок, изъятие либо резервирование для государственных или муниципальных нужд не производилось. Вместе с тем, исключительное право на получение земельных участков в собственность имеют лица, имеющие на земельном участке в собственности, пользовании строения или сооружения. При этом границы земельных участков определяются с учетом фактически используемой площади участка, красных линий и естественных границ. Поскольку земельный участки, являющиеся местами общего пользования, не подлежат приватизации, в удовлетворении исковых требований следует отказать. Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению указанными земельными участками для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. дата ИСТЕЦ обратился в Министерство имущественных отношений по Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность за выкуп земельного участка площадью *** кв.м. под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком по адресу: адрес. дата Министерство имущественных отношений по Самарской области направило в адрес ИСТЕЦ ответ об отказе в предоставлении ему испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на то, что в соответствии с заключением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от дата №..., согласно топографическим материалам Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара и предоставленным документам, земельный участок находится в границах красных линий развязки улиц адрес и является территорией общего пользования. В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территория в красных линиях предназначена для размещения автомобильных дорог, инженерных коммуникаций и других подобных сооружений. Соблюдение красных линий обязательно при оформлении документов гражданам и юридическим лицам на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и строениями, размещенными на них. В случае, если земельный участок является территорией общего пользования, то согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ, этот земельный участок не подлежит приватизации. Из представленных материалов следует, что ИСТЕЦ на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата серии №.... Указанный жилой дом приобретен ИСТЕЦ в собственность на основании договора купли-продажи жилого дома от дата, заключенного между ПОКУПАТЕЛЬ и ПРОДАВЕЦ, согласно которому ПОКУПАТЕЛЬ купил у ПРОДАВЕЦ жилой дом №..., общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: адрес. Указанный жилой дом принадлежал продавцу ПРОДАВЕЦ на основании решения Октябрьского районного суда г. Самара от дата и определения Октябрьского районного суда г. Самара от дата. В частности, согласно определению от дата о разъяснении решения от дата, вступившим в законную силу, установлено, что права ПРОДАВЕЦ на жилой дом перешли к нему в порядке наследования. Так, после смерти НАСЛЕДОДАТЕЛЬ-1 жилой дом перешел по наследству к НАСЛЕДНИК-1 и НАСЛЕДНИК-2 После смерти НАСЛЕДНИК-1 его доля перешла к НАСЛЕДНИК-2, после смерти которого целое домовладение перешло по наследству к НАСЛЕДНИК-3 и ПРОДАВЕЦ После смерти НАСЛЕДНИК-3 часть жилого дома перешла по наследству к ПРОДАВЕЦ Как следует из ч.1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В силу ст. 15 Земельного кодекса граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан участков, находящихся в муниципальной собственности за исключением изъятия участков из оборота, установленного запрета на приватизацию участков. Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 №1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее переданных им в установленном земельном законодательством порядке в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается. В силу с абз. 2 ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений. В судебном заседании установлено, что ИСТЕЦ имеет в собственности жилой дом на спорном земельном участке, право частной собственности на дом возникло до принятия и вступления в законную силу Закона СССР «О собственности в СССР», в связи с чем ИСТЕЦ имеет право на приватизацию земельного участка под домом на основании ст. 36 ЗК РФ путем приобретения спорного земельного участка в собственность за выкуп. В соответствии с п.1, 3 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если здание (помещение в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами...Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №..., границы участка, его назначение и категория определены распоряжением от дата №... Департамента управления имуществом г.о. Самара, местоположение границ земельного участка согласовано. Министерство имущественных отношений по Самарской области направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара запрос и дата из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара получен ответ №... в котором указано, что согласно топографическим материалам Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара и представленным документам земельный участок не находится в охранных зонах инженерных коммуникаций, земельный участок находится в границах красных линий развязки улиц адрес, является территорией общего пользования и расположен в зоне линейной инженерной и транспортной инфраструктуры *** выделенной в целях развития системы городских дорог и улиц магистрального и общегородского значения, формирования инженерной инфраструктуры города. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Согласно п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. В силу п. 1 ст. 6 Правил застройки и землепользования в г. Самара объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. В соответствии с п. 6 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Согласно выкопировке из генерального плана городского округа Самара, проектируемые магистральные улицы общегородского значения и красные линии нанесены и утверждены решением № 539 Думы городского округа Самара 20.03.2008. Таким образом, право пользования земельным участком у истца возникло на законных основаниях до момента внесения изменений в градостроительное и земельное законодательство, и наличие на спорном земельном участке красных линий не может каким-либо образом ограничить право истца на юридическое оформление права собственности, так как действующее в этой части законодательство предусматривает сохранение за гражданами всех прав в отношении спорного земельного участка в тех размерах и границах, как они фактически сложились. Право частной собственности на жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, возникло ранее, так же как и право на испрашиваемый земельный участок, вследствие чего, указанные обстоятельства не могут являться основанием для ограничения права истца на приватизацию земельного участка. Кроме того, суд учитывает следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. В силу ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Согласно п. 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ 22.07.2008 № 561, решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Поскольку решения о резервировании земельного участка, испрашиваемого ИСТЕЦ, суду не представлено, оснований для отказа в предоставлении указанного земельного участка истцу не имеется. При указанных обстоятельствах отказ Министерства имущественных отношений по Самарской области в предоставлении ИСТЕЦ земельного участка в связи с нахождением его в красных линиях не может быть признан обоснованным. Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 (далее – Порядок). В соответствии с п. 2.4 Порядка после принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельного участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию об участке, приложены к заявлению. Из материалов дела следует, что Министерство имущественных отношений по Самарской области направило необходимые запросы для определения наличия или отсутствия оснований для предоставления истцу земельного участка в собственность. Судом установлено, что иных оснований для отказа в предоставлении ИСТЕЦ земельного участка помимо оспариваемого, не имеется, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить требование истца об обязании Министерства имущественных отношений по Самарской области в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу предоставить ИСТЕЦ спорный земельный участок и направить в его адрес проект договора купли-продажи с предложением о заключении соответствующего договора. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ИСТЕЦ удовлетворить. Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений по Самарской области в предоставлении ИСТЕЦ в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: адрес, кадастровый номер №.... Обязать Министерство имущественных отношений по Самарской области в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ИСТЕЦ в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: адрес, кадастровый номер №..., и направить в адрес ИСТЕЦ проект договор купли-продажи с предложением о заключении соответствующего договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: адрес, кадастровый номер №.... Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. В окончательной форме решение изготовлено 26.12.2011. Судья /подпись/ Семенцев С.А.