РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 декабря 2011 года Октябрьский районный суд г. Самара в составе: председательствующего судьи Доценко И.Н., при секретаре судебного заседания Парфеновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5133/11 по иску Департамента управления имуществом г.о.Самара к МНК, КОА, НЕС, СРВ Викторвичу, СВВ, ЛГГ, ЛЯИ, СГП, САИ, КЕЮ, АЛА, КВА, ЕСВ, КНГ, СТТ, СНБ, СДН, СИН, СОА, СДИ, третьим лицам Администрации г.Самара, Министерству имущественных отношений Самарской области об обязании зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок и произвести оценку рыночной стоимости занимаемого жилого помещения и доли земельного участка, УСТАНОВИЛ: Департамент управления имуществом г.о.Самара обратился в суд с исковым заявлением к МНК, МЕВ, МНС, КОА, ДЛЕ, НЕС, ГТА, СРВ, СВВ, САВ, ЛГГ, ЛЯИ, СГП, САИ, СВА, СВВ, третьему лицу Администрации г.Самара об обязании зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок и произвести оценку рыночной стоимости занимаемого жилого помещения и доли земельного участка, ссылаясь на то, что ответчики являются собственниками жилых помещений в доме адрес. Распоряжением Первого заместителя Главы г.о.Самара многоквартирный дом адрес признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в областную адресную программу «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2009-2011 г. Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Самарской области. В целях реализации вышеуказанной программы Департамент предложил ответчикам заключить договор мены, согласно которому ответчики обязуются передать в муниципальную собственность принадлежащие им жилые помещения, а Департамент обязуется предоставить в собственность ответчиков жилые помещения, расположенные в домах, находящихся в адрес. Однако ответчики отказались от заключения договора мены. В соответствии с Распоряжением собственникам жилых помещений в доме адрес рекомендовано осуществить снос указанного дома, тем не менее распоряжение ответчиками не исполнено. В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, в случае если собственники в установленный законом срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме. Изъятие жилых помещений осуществляется за плату. В результате неисполнения собственниками требований Распоряжения о сносе указанного дома органами местного самоуправления должно быть принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд, которое в свою очередь, подлежит регистрации в Управлении Росреестра Самарской области. Для издания такого решения необходимо идентифицировать земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, т.е. поставить его на кадастровый учет. Орган местного самоуправления не в состоянии единолично осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет, поскольку является собственником не всех жилых помещений, расположенных на данном земельном участке. Кроме того, в соответствии со ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных и муниципальных нужд путем выкупа. При определении выкупной цены в нее включается рыночная стоимость земельного участка. В соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. В связи с этим, проведение оценки рыночной стоимости изымаемого жилого помещения необходимо для определения выкупной цены указанного помещения с целью соблюдения требований статьи 32 ЖК РФ. При выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена независимым оценщиком по правилам Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Согласно статье 8 указанного закона проведение оценки объектов оценки является обязательным при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, использование услуг независимого оценщика является в данном случае обязательным в силу императивного требования статьи 8 указанного Федерального закона. Просит суд обязать МНК, МЕВ, МНС, КОА, ДЛЕ, НЕС, ГТА, СРВ, СВВ, САВ, ЛГГ, ЛЯИ, СГП, САИ, СВА, СВВ зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать СГП, САИ, СВА, СВВ произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей им доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать ЛГГ, ЛЯИ произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей им доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом № адрес; обязать СВВ, САВ произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей им доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать ГТА, СРВ произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать МНК, МЕВ, МНС произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей ей доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать КОА, ДЛЕ произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей ей доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать НЕС произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей ей доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес. В судебном заседании представитель истца Департамента управления имуществом г.Самара ЛТВ, действующая на основании доверенности от дата, уточнила исковые требования, предъявив их к МНК, КОА, НЕС, СРВ Викторвичу, СВВ, ЛГГ, ЛЯИ, СГП, САИ, КЕЮ, АЛА, КВА, ЕСВ, КНГ, СТТ, СНБ, СДН, СИН, СОА, СДИ; просит суд обязать НЕС, КОА, МНК, СВВ, ЛГГ, ЛЯИ, СГП, САИ, СВА, СВВ, КОА, НЕС, СРВ, СВВ, КЕЮ, АЛА, КВА, ЕСВ, КНГ, СТТ, СНБ, СДН, СИН, СОА, СДИ зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать СГП, САИ, произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей им доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать ЛГГ, ЛЯИ произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей им доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать СВВ, произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей им доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать СРВ произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать МНК, произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей ей доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать КОА, произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей ей доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать НЕС произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей ей доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать ЛГГ, ЛЯИ произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей им на праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать КЕЮ произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей ей на праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать АЛА произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей ей на праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать КВА произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей ей на праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать ЕСВ произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей ему на праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать КНГ произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей ей на праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес; обязать СТТ, СНБ, СДН, СИН, СОА, СДИ произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также принадлежащей ей на праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом адрес. Ответчики СНБ, МНК, СГП, САИ, представитель ответчика КЛС - ККС, действующий на основании доверенности от дата, представитель ответчика СВВ – СИЮ по доверенности от дата, возражали против удовлетворения уточненных исковых требований, пояснив, что заявленные истцом требования является правом ответчиков, а не обязанностью. Представитель третьего лица Администрации г.Самара ФОВ по доверенности от дата, оставила вопрос об удовлетворении уточненных исковых требований на усмотрение суда. Ответчики СТТ, СДН, СИН, СОА, СДИ, СРВ, КОА, НЕС, ЛГГ, ЛЯИ, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, предоставили возражения, указав, что заявленные истцом требования является правом ответчиков, а не обязанностью, просят отказать в удовлетворении исковых требований. Ответчики КЕЮ, АЛА, КВА, ЕСВ, представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы, полагает, что уточненные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что согласно Распоряжению Главы г.Самары N 2102/02р от дата многоквартирный дом по адресу: адрес признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в областную адресную программу «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2009-2011 гг., утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от дата N 254. Ответчики являются собственниками жилых помещений в доме адрес. В целях реализации вышеуказанной программы истец предложил ответчикам заключить договоры мены, по которым ответчики обязуются передать в муниципальную собственность принадлежащие им на праве собственности жилые помещения в Октябрьском районе г.Самары, но соглашения о предоставлении ответчикам взамен имеющихся в их собственности квартир иного жилого помещения в г. Самара между сторонами достигнуто не было. Ответчики отказались переселяться в указанные квартиры, что подтверждается представленными в материалы дела: смотровыми уведомлениями, лицевыми счетами, актами проверки жилищных условий, свидетельствами о государственной регистрации права собственности, договорами приватизации. Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В существующей застройке земельные участки на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О товариществах собственников жилья». В случае, если здание (помещения в нем), находящиеся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно ст. 279 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает, что требования истца не подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Статьей 9 ГК РФ определено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом. Таким образом, в данной норме закреплен один из фундаментальных принципов частного права, в соответствии с которым правообладатели осуществляют свои права самостоятельно и по своему собственному усмотрению. Данный пункт корреспондирует к п. 2 ст. 1 ГК, где говорится, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Доводы Департамента управления имуществом г.Самара о том, что он как орган местного самоуправления не в состоянии единолично осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет, так как является собственником не всех жилых помещений, расположенных на данном земельном участке, являются необоснованными. Согласно п. 4.3 постановления Конституционного суда РФ от 28.05.2010г. № 12-П положение ч. 3 ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушении конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных статьями 19 ( ч.1), 35 ( ч.1 и 2) и 36 Конституции РФ. Указанное означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и не жилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на обращение общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция. Положения ч.3 ст. 16 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ» об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений, вышеуказанным Постановлением Конституционного суда РФ признано не соответствующим Конституции РФ. Следовательно, Департамент управления имуществом, как собственник муниципального имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу : адрес имеет право и возможность самостоятельного обращения с заявлением о формировании земельного участка, занимаемого многоквартирным домом. Документов свидетельствующих об отказе в приеме такого заявления органами местного самоуправления Департаментом не представлены. Как пояснила в судебном заседании представитель истца ЛТВ, Департамент управления имуществом г.о.Самара самостоятельно не обращался в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок, занимаемый муниципальными жилыми помещениями, и, соответственно, отказа в его оформлении истцом не представлено. Требования истца об обязании ответчиков осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, не основано на законе, т.к. по смыслу ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является правом, а не обязанностью. Доводы Департамента управления имуществом г.о.Самара о том, что именно ответчики обязаны произвести оценку рыночной стоимости занимаемых ими жилых помещений и долей земельного участка суд не может принять во внимание, т.к. истец не ссылается на норму Закона, обязывающую ответчиков произвести оценку недвижимого имущества. Произведение оценки недвижимого имущества непосредственно ответчиками является их правом, а не обязанностью. Истец, как инициатор изъятия земельного участка у ответчиков, обязан самостоятельно произвести оценку недвижимого имущества, а при несогласии с размером выкупной цены, ответчики не лишены возможности предоставить свою оценку. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования необоснованны и удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Департамента управления имуществом г.о.Самара оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 30.12.2011 года. Судья И.Н. Доценко