РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 декабря 2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Доценко И.Н., при секретаре судебного заседания Парфеновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-5177/11 по иску СНВ к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, третьему лицу Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: СНВ обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что дата она была вселена постоянно в комнату №... по адресу: адрес. До этого времени приживала в общежитии по указанному адресу с 2006 года. На нее был открыт лицевой счет. В настоящее время общежитие по адресу: адрес, находится на эксплуатации и обслуживании МП ЭСО г.Самара. Она обратилась в Департамент управления имуществом адрес с заявлением о приватизации жилого помещения по адресу: адрес, комната №.... Однако письмом от дата ей было отказано. Просит суд признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: адрес, комната №.... В судебном заседании представитель истца ЧГП, действующая на основании доверенности от дата, исковое заявление поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные существу заявления. Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.Самара ЛТВ, действующая на основании доверенности от дата, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду. Представитель третьего лица Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил отзыв, в котором указал, что решение об исключении спорного жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда истцом не предоставлено; право на приватизацию истцом не приобретено; просит отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть дело без его участия. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что во исполнение Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» №... от дата в соответствии с решением малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «О составе муниципальной собственности города» №... от дата и областного Совета народных депутатов «О разграничении государственной собственности на территории Самарской области» от дата на основании Решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г.Самары» №... от дата МП «***», и его имущество передано в муниципальную собственность, в том числе здание общежития по адресу адрес, указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось. Решением Комитета по управлению имуществом г.Самара от дата МП «Ремстройблагоустройство» передано общежитие по адрес (л.д. 28). Распоряжением Главы Администрации г.Самара №...-р от дата с дата на Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самара возложены функции по эксплуатации и содержанию имущества муниципальной казны, в том числе здание по адресу: адрес. В соответствии с выпиской из реестра Департамента управления имуществом г.Самара от дата объект недвижимости – общежитие по адресу: адрес, является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества дата за номером 007482 на основании решения Малого совета Самарского горсовета народных депутатов №... от дата В соответствии со справкой Администрации сельского поселения Прогресс Хворостянского района Самарской области от дата СНВ была зарегистрирована по адресу: адрес с дата по дата (л.д. 42). Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания №... от дата СНВ зарегистрирована по адресу: адрес с дата по дата (л.д. 41). Согласно справке паспортной службы Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о.Самара от дата СНВ зарегистрирована по адресу: адрес, комната №... с дата (л.д. 4). На имя СНВ по адресу: адрес, комната №... открыт лицевой счет №... (л.д. 5). дата между Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г.о.Самара и СНВ заключен договор найма жилого помещения в муниципальном общежитии, согласно которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одного койко-места, расположенное по адресу: адрес, комната №..., для временного проживания в нем; жилое помещение предоставляется в связи с работой в ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самара (л.д. 28-31). СНВ обратилась в Департамент управления имуществом г.Самара с заявлением по вопросу приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, комната №.... На данное заявление от Департамента управления имуществом г.Самара поступил ответ от дата с указанием, что спорный объект недвижимости относится к специализированному жилищному фонду, использовался и используется в качестве общежития, законные основания для передачи в собственность в порядке приватизации жилого помещения отсутствуют (л.д. 7). Согласно справке ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» Хворостянский филиал от дата за СНВ ни частного, ни приватизированного жилья не зарегистрировано, право приватизации жилья в Хворостянском районе не использовано (л.д. 6). В соответствии со справкой ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от дата СНВ до дата строений и жилья на территории г.Самара и Волжского района не имела; право на приватизацию на территории г.Самара и Волжского района не использовала (л.д. 14). Как следует из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах СНВ на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества на территории г.Самара и Волжского района Самарской области. Согласно техническому паспорту ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», составленному по состоянию на дата площади комнаты №... адрес в адрес составляют: общая площадь 13,0 кв.м., жилая площадь 13,0 кв.м. (л.д. 8-12). Таким образом, в судебном заседании установлено, что СНВ комната в общежитии предоставлена в связи с осуществлением своей трудовой деятельности, объект недвижимости включен в реестр муниципального имущества. В соответствии со ст. 2 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Согласно ст. 11 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как вытекает из преамбулы названного закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданами возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости. В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда. РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. В силу статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фона в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях. Как указано в постановлении Конституционного суда РФ от 3.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ. В силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40 часть 1). В соответствии со ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов. В Определении Конституционного Суда РФ № 1510-О-О от 25.11.2010 года установлено, что Конституционный Суд РФ в своих решениях указывал, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение. Как указано выше, здание по адресу адрес является муниципальной собственностью, включено в реестр муниципального имущества дата на основании Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов от дата, в указанном жилом здании проживают граждане. Таким образом, суд полагает, что само здание, а также спорное жилое помещение не обладают признаками общежития, часть жилых помещений передано в собственность жильцов в порядке приватизации. Согласно п.6 ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено суду доказательств в обоснование своих возражений, что спорное жилое помещение имеет статус общежития. Выписка из реестра муниципальной собственности со ссылкой на передачу здания со статусом общежитие не может служить основанием для отнесения здания по вышеуказанному адресу к специализированному жилому помещению, поскольку данный статус был утрачен им в силу Закона (статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). В установленном порядке, который определен Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006 года «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированного жилого помещения», решение органа управления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду не принималось. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способы защиты нарушенных гражданских прав осуществляются путем признания права. Поскольку дом адрес был принят в муниципальную собственность, то после вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус данного дома как общежития был утрачен в силу закона и у истцов, занимающих в этом доме изолированное жилое помещения на законных основаниях, имеется право приобрести его в собственность согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". То обстоятельство, что истец вселена в общежитие после введения в действие ЖК РФ, не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований ЯТГ, поскольку из Постановления Конституционного суда РФ от дата «По делу о проверке конституционности статьи 7 федерального закона "о введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан ЕАС и ЕЕЮ» следует, что статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после дата (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты. Таким образом, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования истца СНВ признав за ней право собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования СНВ удовлетворить. Признать за СНВ право собственности на жилое помещение комнату №... общей площадью 13,0 кв.м., жилой площадью 13,0 кв.м. в доме адрес в порядке приватизации. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 30.12.2011 года. Судья И.Н. Доценко