Решение по признанию права собственности в порядке приватизации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03.04.2012г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Родивиловой Е.О.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1007/12 по иску Потяшевой Н.Н. в интересах несовершеннолетней дочери Потяшевой С.Д. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, третьим лицам МП ЭСО г.о. Самара, Управлению Росреестра по Самарской области о признании права собственности на комнату в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Потяшева Н.Н., действуя в интересах несовершеннолетней Потяшевой С.Д., обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что семья Потяшевых занимает комнату площадью *** кв.м., расположенную по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ***. В спорной комнате с *** года проживают наниматель Потяшева Н.Н., её супруг – *** их несовершеннолетняя дочь – Потяшева С.Д. с момента рождения (*** год). Зарегистрированы в спорном жилом помещении с постоянным местом жительства с *** года наниматель Потяшева Н.Н. и несовершеннолетняя дочь Потяшева С.Д. *** в спорной комнате зарегистрирован по месту пребывания (временно). Истица получила указанную комнату по ходатайству Профессионального лицея компьютерных технологий от Самарского техникума транспорта и коммуникаций в *** году. Наниматель занимает жилую площадь на основании договора найма от ***., заключенного с Самарским техникумом транспорта и коммуникаций, а так же на основании договора найма от ***., заключенного с МП ЭСО г.о. Самара. Потяшевы в приватизации жилья не участвовали, недвижимости в собственности не имеют. Потяшевы решили приватизировать занимаемую ими комнату в собственность только одной их несовершеннолетней дочери – Потяшевой С.Д., для чего наниматель оформила соответствующее заявление у нотариуса, копия которого прилагается. С целью реализации права приватизации занимаемого истицей жилья, она, действуя через представителя, неоднократно обращалась с необходимыми документами на приватизацию, однако в приеме было отказано. Департамент управления имуществом г.о. Самара письмом от ***. официально отказал истице в исключении занимаемой комнаты из состава муниципального специализированного жилищного фонда, однако, отказ в принятии документов на приватизацию истица считает необоснованным.

Просит суд признать за Потяшевой С.Д., *** года рождения, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату, расположенную по адресу: г. Самара, Октябрьский район, *** общей площадью *** *** кв.м., в том числе жилой площадью *** кв.м.

В судебном заседании представитель истца Потяшевой Н.Н. – Клименков П.В., действующий на основании доверенности от 27.01.2012г., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом г. Самара Гнутова С.А., действующая на основании доверенности от 19.12.2011 года, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указав. что комната находится в специальном жилом фонде.

Представитель третьего лица Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара Завьялова А.С., действующая на основании доверенности от 17.02.12г., возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, письменного отзыва не представил.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что во исполнение Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» №3020-1 от 27.12.1991г. в соответствии с решением малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «О составе муниципальной собственности города» №64 от 02.03.1992г. и областного Совета народных депутатов «О разграничении государственной собственности на территории Самарской области» от 19.11.1991г. на основании Решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г. Самары» №222 от 17.09.1992г. Трамвайно-троллейбусного управления, находящегося по адресу *** и его имущество передано в муниципальную собственность, в том числе здание общежития по адресу: г.Самара, ***

09.03.1994г. Комитетом по управлению имуществом г. Самара принято решение №98 «О закреплении муниципального имущества за муниципальным предприятием Трамвайно-троллейбусное управление», согласно которому переданы производственные площади и жилой фонд в хозяйственное ведение.

10.05.1994г. между Комитетом по управлению имуществом г. Самара и профессионально-техническим училищем №42 (правопреемником, которого является Самарский техникум транспорта и коммуникаций) заключен договор аренды, согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять в пользование за плату помещение в доме № *** по ул. *** в г. Самара в целях размещения общежития, в пункте 2.2.12 предусмотрено право арендатора передавать помещения в пользование физическим лицам с письменного разрешения арендодателя.

Министерство имущественных отношений Самарской области обращалось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г. Самара об обязании передать имущество – здание, расположенное по адресу: г. Самара, *** Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.12.07г. в удовлетворении исковых требований было отказано.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.04.08г. Самарский техникум транспорта и коммуникации г. Самара обязан возвратить Департаменту управления имуществом г.о. Самара здание, расположенное по адресу: г. Самара, ***, площадью *** кв.м. по акту приема-передачи.

Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от ***. на эксплуатацию и содержание МП ЭСО переданы объекты муниципального специализированного жилищного фонда – здания общежитий, расположенные по адресам: *** по акту приема-передачи от ***. здание общежития по адресу: ***, принято на эксплуатацию и содержание на основании договора от ***.

Согласно выписке из реестра Департамента управления имуществом г. Самара от *** объект недвижимости – комната, расположенная по адресу: г. Самара, ***, является муниципальной собственностью г.о. Самара, включен в реестр муниципального имущества ***. за номером ***-*** на основании решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов № 222 от 17.09.1992г.

На основании заявления представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара от *** произведена регистрация права собственности на объект – жилое здание общежитие, площадью *** кв.м., по адресу: г. Самара, Октябрьский район, *** за Муниципальным образованием – г. Самара, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права ***.; ***. представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о регистрации прекращения права собственности на общежитие по адресу г. Самара, Октябрьский район, ***

Из материалов дела следует, что Потяшева Н.Н. проживает в комнате №***, расположенной по адресу: г. Самара, *** Указанную комнату она получила от ГОУ СПО Самарского техникума транспорта и коммуникаций, во время работы на предприятии, на основании ходатайства.

*** между Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара и Потяшевой Н.Н. заключен договор найма жилого помещения в муниципальном общежитии, согласно п. 1 которого, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из *** в муниципальном общежитии по адресу: г. Самара, *** для временного проживания в нем.

Согласно справке паспортной службы МП ЭСО г. Самара №*** от *** по адресу: г. Самара, *** зарегистрирована Потяшева Н.Н. с ***.

На имя Потяшевой Н.Н. по адресу: г. Самара, ***, открыт лицевой счет №***.

Из материалов дела следует, что совместно с Потяшевой Н.Н. в указанной комнате зарегистрирована и постоянно проживает дочь – Потяшева С.Д., ***. рождения (свидетельство о рождении *** выданное ***. Отделом ЗАГС Октябрьского района г.о. Самара), зарегистрированная по указанному адресу с ***., законным представителем которой является Потяшева Н.Н., а также супруг – *** (свидетельство о заключении брака ***, выданное ***. Отделом ЗАГС Октябрьского района г.о. Самара), ***. рождения, имеющий временную регистрацию по указанному адресу, что подтверждается свидетельством №*** от ***.

Из имеющегося в материалах дела нотариально удостоверенного согласия *** от ***. следует, что Потяшева Н.Н., *** рождения, дала свое согласие на приватизацию жилого помещения по адресу: г. Самара, ***, без ее участия, от участия в приватизации указанной комнаты отказалась.

Согласно справки ФФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ***. за Потяшевой С.Д. строений и жилья на территории Волжского района и г. Самары не имела, право приватизации жилья не использовала.

Как следует из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ***. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Потяшевой С.Д. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества на территории г. Самара и Волжского района Самарской области.

Потяшева Н.Н., как законный представитель Потяшевой С.Д., обращалась в Департамент управления имуществом г. Самара с заявлением по вопросу исключения занимаемого жилого помещения по адресу: г. Самара, ***, из состава муниципального специализированного жилищного фонда, на которое были получены ответы с указанием, что Департамент считает нецелесообразным исключение из состава муниципального специализированного жилищного фонда занимаемого жилого помещения в общежитии.

Комната №***, расположенная по адресу: г. Самара, ***, поставлена на кадастровый учет и ей присвоен кадастровый номер ***, что подтверждается кадастровым паспортом от ***

Согласно техническому паспорту ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», составленному по состоянию на ***. площади комнаты, расположенной по адресу: г. Самара, ***, составляют: жилая площадь *** кв.м., общая площадь *** кв.м.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.

Согласно ст. 11 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как вытекает из преамбулы названного закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданами возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда. РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

В силу статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фона в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

Как указано в постановлении Конституционного суда РФ от 3.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ.

В силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40 часть 1).

В соответствии со ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.

В Определении Конституционного Суда РФ № 1510-О-О от 25.11.10 установлено, что Конституционный Суд РФ в своих решениях указывал, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение.

Как указано выше, здание по адресу: г. Самара, ***, передано от Трамвайно-троллейбусного управления в муниципальную собственность на основании Решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г. Самары» №222 от 17.09.1992г., право собственности муниципального образования г.о. Самара на общежитие здание по адресу г. Самара, ***, прекращено на основании заявления собственника Департамента управления имуществом г.о. Самары от ***. Из представленных в суд документов, решений Арбитражного суда Самарской области от 12.12.07г., 24.04.08г. следует, что в указанном жилом здании проживают граждане, семейные, в том числе с несовершеннолетними детьми.

Таким образом, суд полагает, что само здание, а также спорное жилое помещение не обладают признаками общежития. Истец проживает в спорном жилом помещении постоянно, право пользования данным жилым помещением собственником не оспаривалось.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено суду доказательств в обоснование своих возражений, что спорное жилое помещение имеет статус общежития. Выписка из реестра муниципальной собственности со ссылкой на передачу здания со статусом общежитие не может служить основанием для отнесения здания по вышеуказанному адресу к специализированному жилому помещению, поскольку данный статус был утрачен им в силу Закона (статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). В установленном порядке, который определен Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.06 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированного жилого помещения», решение органа управления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду не принималось, запись о регистрации права собственности на общежитие жилой дом по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ***, в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости и сделок с ним прекращена на основании заявления собственника.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способы защиты нарушенных гражданских прав осуществляются путем признания права.

Поскольку дом №*** в г. Самара был принят в муниципальную собственность в соответствии с Решением малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов «Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г.Самары» №222 от 17.09.1992 года, то после вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус данного дома как общежития был утрачен в силу закона и у Потяшевой С.Д., зарегистрированной и занимающей в этом доме изолированное жилое помещения на законных основаниях, имеется право приобрести его в собственность согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

То обстоятельство, что истец зарегистрирована в общежитие после введения в действие ЖК РФ, не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований ее законного представителя, поскольку из Постановления Конституционного суда РФ от 11.04.2011 года «По делу о проверке конституционности статьи 7 федерального закона "о введении в действие жилищного кодекса российской федерации" в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой» следует, что статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Таким образом, суд полагает, что истец зарегистрирована в спорном жилом помещении на законных основаниях, иного жилого помещения в собственности и по договору социального найма не имеет, право на приватизацию не использовала, вследствие чего, в соответствии с вышеназванными нормами закона и обстоятельствами дела, считает возможным удовлетворить исковые требования законного представителя истца Потяшевой Н.Н., признав за Потяшевой С.Д. право собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Потяшевой Н.Н. в интересах несовершеннолетней дочери Потяшевой С.Д., удовлетворить.

Признать за Потяшевой С.Д. право собственности на жилое помещение – комнату №***, общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., в доме №*** по *** в г. Самаре в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.04.2012г.

Судья: Родивилова Е.О.