РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25.04.2012г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Родивиловой Е.О. при секретаре судебного заседания Дмитриевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1863/12 по заявлению Семина Л.В. об оспаривании решения УФНС России по Самарской области о ликвидации общественной организации, УСТАНОВИЛ: Семин Л.В. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что дата на основании решения Отдела юстиции Администрации Самарской области в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации общественной организации «Причал Сельмашевский» г. Сызрань, созданная на основании ФЗ «Об общественных объединениях». дата УФНС России по Самарской области принято решение о ликвидации общественной организации и внесло соответствующую запись в ЕГРЮЛ. Он является председателем организации, и принятое УФНС решение нарушает его конституционные права. Регистрация общественных объединений происходит в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…» с учетом особенностей, установленных ФЗ «Об общественных объединениях». Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. Внесение сведений о прекращении деятельности общественного объединения также возможно по решению соответствующего органа исполнительной власти. УФНС России по Самарской области не правомочно принимать подобных решений. Просит признать незаконным и отменить решение УФНС России по Самарской области о ликвидации общественной организации «Причал Сельмашевский» г. Сызрань, обязать УФНС России по Самарской области восстановить все данные в ЕГРЮЛ об общественной организации «Причал Сельмашевский» г. Сызрань, взыскать в его пользу судебные расходы по оплате госпошлины в размере *** руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме *** руб., расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме *** руб. В судебном заседании представитель заявителя Стасиолик С.С., действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в жалобе, поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Представитель УФНС России по Самарской области Солодовников А.А., действующий на основании доверенности, полагал принятое УФНС решение законным и обоснованным. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что Общим собранием членов Общественной организации «Причал Сельмашевский» дата принято решение о создании Общественной организации «Причал Сельмашевский», что подтверждается протоколом №... общего собрания от дата Общественная организация «Причал Сельмашевский» зарегистрирована в ЕГРЮЛ дата, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения на территории РФ от дата серии №..., выданным УМНС РФ. Впоследствии Общественной организации «Причал Сельмашевский» выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002г. серии №..., выданным дата УМНС России по Самарской области. Общественная организация «Причал Сельмашевский» имеет устав, утвержденный собранием учредителей дата и зарегистрированный отделом юстиции администрации Самарской области дата под №..., что также подтверждается заключением о регистрации устава общественного объединения, утвержденным Зам. начальника отдела юстиции Администрации Самарской области. Судом установлено, что дата в ЕГРЮЛ была зарегистрирована запись за государственным регистрационным номером №... о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности Общественной организации «Причал Сельмашевский» в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001г., что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРЮЛ от дата Основанием для исключения сведений из ЕГРЮЛ послужило Решение УФНС по Самарской области. Решение принято в соответствии с п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с п. 1 ст. 21.1 ФЗ №129-ФЗ, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. В соответствии с п. 2 ст. 21.1 ФЗ №129-ФЗ, при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Согласно ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 21) для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ «Об общественных объединениях» решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. В соответствии с п. 2 ст. 26 ФЗ «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона, а именно: в случае нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократных или грубых нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения. Таким образом, юридические особенности общественных объединений, позволяющие отграничить их от юридических лиц иных видов, обусловливают необходимость истолкования предписаний статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в контексте специального правового регулирования, осуществленного применительно к общественным организациям в Федеральном законе «Об общественных объединениях». Согласно ст. 21 ФЗ «Об общественных объединениях» Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. По смыслу закрепляющих эти особенности положений статей 21, 26 Федерального закона «Об общественных объединениях», принудительное прекращение общественной организации возможно только путем обращения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации общественных объединений (в настоящее время Минюста), в суд, который принимает решение с учетом всех фактических обстоятельств, в том числе на основе данных, полученных от указанного органа, который они обязаны ежегодно информировать о продолжении своей деятельности, свидетельствующих о том, что общественная организация является недействующим юридическим лицом и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц. При этом следует учитывать, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление общественной организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является и не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли общественная организация фактически осуществлять свою уставную деятельность. Иное истолкование положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», как допускающих возможность внесудебного исключения общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц без учета специфики ее деятельности и целей, ради которых она создается, приводило бы к чрезмерному ограничению прав и свобод, гарантированных каждому статьей 30 Конституции Российской Федерации, что недопустимо. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение УФНС по Самарской области об исключении из ЕГРЮЛ Общественной организации «Причал Сельмашевский» в соответствии со ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ в связи с ликвидацией юридического лица является незаконным и необоснованным, доводы заявителя нашли свое подтверждение в судебном заседании, а потому его требование о признании решения УФНС России по Самарской области незаконным подлежит удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, в связи с чем с УФНС России по Самарской области в пользу Семина Л.В. подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя в сумме *** руб., размер которых подтверждается договором от дата об оказании юридической помощи и квитанцией об оплате юридических услуг в сумме *** руб. от дата, а также расходы по оформлению доверенности на представителя в сумме *** руб. При этом требование о взыскании с УФНС России по Самарской области расходов по уплате государственной пошлины удовлетворению не подлежат, поскольку УФНС России по Самарской области освобождено от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Заявление Семина Л.В. удовлетворить частично. Признать незаконным решение УФНС России по Самарской области о признании Общественной организации «Причал Сельмашевский» прекратившей свою деятельность. Обязать УФНС России по Самарской области погасить запись в ЕГРЮЛ от дата №... о прекращении деятельности Общественной организации «Причал Сельмашевский». Взыскать с УФНС России по Самарской области в пользу Семина Л.В. расходы по оплату услуг представителя в сумме *** руб. *** коп., расходы по оформлению доверенности на представителя в сумме *** руб. *** коп., а всего *** руб. *** коп. В удовлетворении заявления в остальной части – отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 30.04.2012г. Судья /подпись/ Родивилова Е.О.