Решение о признании решения об исключении из ЕГРЮЛ незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11.05.2012г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Родивиловой Е.О.

при секретаре судебного заседания Дмитриевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1861/12 по заявлению Ляшевского В.Н. о признании незаконным действий УФНС России по Самарской области, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

Ляшевский В.Н. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что религиозная организация Епархиальное управление «Церкви Божьей» зарегистрировано в ЕГРЮЛ с дата Ему стало известно, что дата ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности общества в связи с исключением из реестра на основании п. 2 ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Между тем, поскольку Епархиальное управление «Церкви Божьей» является религиозной организацией, ее государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…» с особенностями, установленными ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Принудительное прекращение религиозной организации возможно только путем обращения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации общественных объединений, в суд. Неосуществление религиозной организацией в течение последних 12 месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету не может служить доказательством прекращения ее деятельности, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания и полномочия для принятия решения о прекращении деятельности юридического лица. Просит признать действия УФНС по Самарской области и ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара незаконными, обязать ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара погасить запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности Религиозной организации Епархиальное управление «Церковь Божья» ГРН №..., вынесенную дата

В судебном заседании Ляшевский В.Н. доводы жалобы поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении, указав, что о вынесенном решении ему стало известно дата, выписку из ЕГРЮЛ он получил в марте 2012 года. В Управлении Минюста ему пояснили, что решение о ликвидации ЕУ «Церковь Божья» в Управлении не принималось.

Представитель ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара Корольчук С.А., действующий на основании доверенности, оставил решение вопроса на усмотрение суда, представил письменный отзыв, согласно которому Ляшевским В.Н. пропущен трехмесячный срок для обжалования действия регистрирующего органа, о данном факте заявителю стало известно дата, что подтверждается выпиской.

Представитель УФНС России по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Религиозная организация Епархиальное Управление «Церкви Божьей» была создана дата, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года серии №..., выданным дата УФНС России по Самарской области. Организация зарегистрирована на основании решения Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области.

Судом установлено, что дата в ЕГРЮЛ была зарегистрирована запись за государственным регистрационным номером №... о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности Религиозной организации Епархиальное Управление «Церкви Божьей» в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001г., что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРЮЛ от дата

Основанием для исключения сведений из ЕГРЮЛ послужило Решение УФНС по Самарской области №... от дата (л.д. 11).. Решение принято в соответствии с п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данное решение было принято на основании предоставленных ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара справок от дата об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам и о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 21.1 ФЗ №129-ФЗ, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 21.1 ФЗ №129-ФЗ, при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 11) религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (в настоящее время - Министерство юстиции Российской Федерации), или его территориальным органом, и на основании этого решения уполномоченный регистрирующий орган (Федеральная налоговая служба) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц предусмотренные федеральными законами сведения, в том числе о создании, реорганизации и ликвидации религиозной организации.

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации могут быть ликвидированы как по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, так и по решению суда - в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации и федеральных законов либо в случае систематического осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям), а также в случае неоднократного непредставления в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, юридические особенности религиозных организаций, позволяющие отграничить их от юридических лиц иных видов, обусловливают необходимость истолкования предписаний статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в контексте специального правового регулирования, осуществленного применительно к религиозным организациям в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Как указано выше, согласно п. 4 ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных данным Федеральным законом.

По смыслу закрепляющих эти особенности положений статей 8, 11 и 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», принудительное прекращение религиозной организации возможно только путем обращения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации общественных объединений (в настоящее время Минюста), в суд, который принимает решение с учетом всех фактических обстоятельств, в том числе на основе данных, полученных от указанного органа, который они обязаны ежегодно информировать о продолжении своей деятельности, свидетельствующих о том, что религиозная организация является недействующим юридическим лицом и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.

При этом следует учитывать, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление религиозной организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения религиозной организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли религиозная организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.

Иное истолкование положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», как допускающих возможность внесудебного исключения религиозной организации из Единого государственного реестра юридических лиц без учета специфики ее деятельности и целей, ради которых она создается, приводило бы к чрезмерному ограничению прав и свобод, гарантированных каждому статьями 28 и 30 Конституции Российской Федерации, что недопустимо.

Вышеприведенная позиция суда нашла свое отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 06.12.2011 № 26-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 21.1 и п. 7 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина».

Суд считает не подлежащим удовлетворению ходатайство представителя заинтересованного лица об отказе в удовлетворении жалобы в связи с пропуском срока для обращения в суд, поскольку, как следует из пояснений Ляшевского В.Н., о внесении сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности религиозной организации ему стало известно в марте 2012 года, доказательств обратного заинтересованным лицом суду не представлено. Кроме того, в силу ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока для обращения в суд не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение УФНС по Самарской области об исключении из ЕГРЮЛ Религиозной организации Епархиального Управления «Церкви Божьей» в соответствии со ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ в связи с ликвидацией юридического лица является незаконным и необоснованным, доводы заявителя нашли свое подтверждение в судебном заседании, а потому его заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Заявление Ляшевского В.Н. - удовлетворить.

Признать незаконным решение УФНС России по Самарской области №... от дата о признании Религиозной организации Епархиальное Управление «Церкви Божьей» прекратившей свою деятельность.

Обязать УФНС России по Самарской области погасить запись в ЕГРЮЛ от дата №... о прекращении деятельности Религиозной организации Епархиальное Управление «Церкви Божьей».

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 14.05.2012г.

Судья /подпись/ Родивилова Е.О.