РЕШЕНИЕ 11 мая 2012 года Октябрьский районный суд города Самары в составе председательствующего судьи Якушевой Е.В., при секретаре судебного заседания Багровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1674/12 по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области к Автономной некоммерческой организации «Новая стратегия» о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ, установил: Истец обратился в суд с иском к Автономной некоммерческой организации «Новая стратегия» о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ. В обоснование исковых требований истец указал, АНО «Новая стратегия» дата за ведомственным регистрационным номером №... была включена Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области в ведомственный реестр, запись о создании Автономной некоммерческой организации «Новая стратегия» внесена в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером №.... Ответчик был обязан представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Начиная с момента регистрации данная информация о деятельности Автономной некоммерческой организации «Новая стратегия» в уполномоченный орган не представлялась. Ответчик неоднократно не исполнил предусмотренную законом обязанность по предоставлению указанных сведений. Ссылаясь на ст.61 ГК РФ, ст.32 ФЗ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» просил суд ликвидировать к Автономную некоммерческую организацию «Новая стратегия» и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц. Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие и направить копию решения суда. В судебном заседании представитель ответчика АНО «Новая стратегия» ПАС по доверенности от дата с иском не согласилось, считая его не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. По мнению истца ответчиком при осуществлении своей деятельности нарушен п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которому некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе средств, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Вместе с тем, в соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В пп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" указано, что в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе при выявлении нарушения законодательства РФ или совершении организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Такое предупреждение может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд. Приказом Минюста России от 31.03.2009 N 90 утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации (далее - Регламент). Согласно п. 81 Регламента если после вынесенного и полученного организацией предупреждения нарушения так и не устранены, специалист уполномоченного органа возбуждает дело об административном правонарушении или вносит уполномоченному должностному лицу предложение принять одно из следующих решений: о подготовке документов для приостановления деятельности некоммерческой организации или ликвидации; о необходимости проведения внеплановой проверки; о продлении сроков устранения нарушений при наличии уважительных причин, не позволивших их устранить вовремя. Если некоммерческая организация не устранит выявленные нарушения, Минюст России вправе обратиться в суд с заявлением о ее ликвидации по основаниям, предусмотренным абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ. Истцом в материалы настоящего дела представлено вынесенное в отношении нашей организации предупреждение № 03-32-5240/09 от 21.10.2009 г. Доказательств направления и получения нашей организацией данного предупреждения истцом не представлено. Данное предупреждение нашей организацией получено не было. Следовательно, полагаем, что истцом нарушен порядок обращения в суд с иском о ликвидации. Поскольку возможен, только в случае не устранения выявленных нарушений и после возбуждения дела об административном правонарушении. Между тем, согласно п. 3.1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. Сообщение о продолжении своей деятельности за период с дата по дата были поданы в Министерство юстиции РФ по Самарской области до судебного заседания. На основании вышеизложенного и руководствуясь ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях, ст. 61 ГКРФ, ст.35 ГПК РФ, просит в удовлетворении исковых требований Управлению Министерства юстиции РФ по Самарской области отказать. В судебное заседание представитель 3 лица Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области не явился, извещался надлежащим образом, поступил отзыв на исковое заявление из которого следует, что сам по себе факт неоднократного непредставления сведений является лишь основанием для обращения уполномоченного органа в суд, а не для принятия судом решения об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.05.2007 №71-Г07-6, от 16.08.2005 №4-Г05-23. от 28.11.2006 № 4-Г06-46). В силу п. 3 ст.49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, принятие судом решения об исключении организации из единого государственного реестра юридических лиц без информирования третьих лиц может повлечь нарушение частных и государственных интересов, поскольку делает невозможным удовлетворение имущественных требований, вытекающих из долгов организации, образовавшихся в период ее деятельности. Предусмотренные действующим законодательством процедуры исключения юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц (ст. 61-65 ГК РФ, ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») предполагают предварительное опубликование решения о предстоящем исключении в органах печати, в целях обеспечения прав всех заинтересованных лиц. При этом нарушение нрав и законных интересов третьих лиц является установленным законом основанием для не принятия решения об исключении юридического лица из единого государственного реестра. В силу чего такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном законом порядке (п.4 ст.21.1 Закона №129-ФЗ). По состоянию на 17.04.2012 ответчик не имеет задолженности по обязательным платежам в бюджет, что подтверждается документально. В силу изложенного, УФНС России по Самарской области разрешение данного спора оставляет на усмотрение суда. Кроме того, в соответствии с п.5 ст. 167 ГПК РФ, Управление просит суд рассмотреть дело без участия представителя Управления. Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему. Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"и статьей 61 ГК Российской Федерации. В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 61 ГК Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе и некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. В материалах дела имеется выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на дата на действующее юридическое лицо АНО «Новая стратегия», в которой содержатся сведения об учредителях, о директоре, о месте регистрации и месте нахождения юридического лица. По сведениям УФНС по Самарской области ответчик не имеет задолженности по обязательным платежам в бюджет. Из представленных ответчиком документов и пояснений представителя следует, что сообщения о продолжении деятельности ответчика было направлено и получено истцом дата. Истцом не представлены суду доказательства о проведенной им проверки в отношении ответчика, нет сведений о предупреждении ответчика, о получении ответчиком уведомления о форме и сроках представления документов. В исковом заявлении истец указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным органом исполнительной власти. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования истца не основаны на нормах законодательства РФ, не подтверждены доказательствами, заявлены преждевременно. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области к Автономной некоммерческой организации «Новая стратегия» о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ - отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд, через Октябрьский районный суд в порядке ст. 321 ГПК РФ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Е.В. Якушева
Именем Российской Федерации