РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25.06.2012г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Родивиловой Е.О. при секретаре Дмитриевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3131/12 по заявлению Пожарской М.В. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка и действий по возврату документов, УСТАНОВИЛ: Пожарская М.В. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением ссылаясь на то, что *** г. она обратилась в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, *** используемого под приусадебный участок, приложив все необходимые документы. Письмом от *** г. № ***-а ей было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что использование земельного участка под приусадебный участок не соответствует разрешенным видам использования для территориальной зоны Р-2». Считает данный отказ незаконным, поскольку Министерство отказывает ей в предоставлении земельного участка со ссылкой на ст. 9 Закона Самарской области «О земле», однако заявитель просила предоставить испрашиваемый земельный участок по другим правовым основаниям, а именно по ст. 36 Земельного кодекса РФ. Кроме того, заявитель указала, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом и находящийся непосредственно под ним земельный участок. Испрашиваемый земельный участок площадью *** кв.м. является смежным и непосредственно прилегает к указанным объектам недвижимости и необходим для доступа в этот дом; он используется как приусадебный с момента постройки дома, в его границы включены в объекты недвижимого имущества, необходимые для обслуживания и эксплуатации жилого дома: бетонный выгреб ёмк. *** м3, подземный погреб, бетонная площадка для парковки автомобилей и ассенизации выгреба площадью *** м2, беседка, металлическое ограждение на стальных бетонированных опорах, проезд на участок и он необходим для использования ее жилого дома, что подтверждается «Технико-экономическим обоснованием на использование приусадебного земельного участка для эксплуатации жилого дома», выданного ЗАО фирма «Горжилпроект». Просит признать незаконными отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от *** в предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, *** используемого под приусадебный участок и действия по возврату ей письмом № *** от *** документов, представленных для приобретения прав на данный земельный участок; обязать Министерства имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка принять решение о представлении земельного участка ей в собственность. В судебном заседании представитель истца Струков И.А., действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить. Представитель Министерства имущественных отношений Фитчина А.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении заявления просила отказать, пояснив, что в заявлении Пожарской М.В. указана просьба о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность бесплатно, однако испрашиваемый земельный участок находится в зоне парков, бульваров, набережных (Р-2) и предоставлен в соответствии со ст.9 Закона Самарской области «О земле» быть не может. Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Пунктом 28 Постановления №2 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установлено, что исходя из положения ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту. Судом установлено, что Пожарской М.В. (девичья фамилия – ***), на праве собственности принадлежит жилой дом и находящийся непосредственно под ним земельный участок, расположенный по адресу: г.Самара, *** которые она приобрела по договору купли-продажи земельного участка и жилого дома, удостоверенного нотариусом Купцовой О.Д. *** г. по реестру №***, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права. В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74 (далее Порядок). *** года заявитель обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением № *** о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, *** используемого под приусадебный участок. К указанному заявлению Пожарская М.В. приложила документы, предусмотренные Порядком предоставления земельных участков, а также доказательства того, что испрашиваемый земельный участок фактически находящийся в пользовании Пожарской М.В., является необходимым для использования и эксплуатации её жилого дома, расположенного на смежном земельном участке, а здание жилого дома и прилегающая к нему территория составляют единый и неотъемлемый технологический комплекс («Технико-экономическое обоснование на использование приусадебного земельного участка для эксплуатации жилого дома», выданное ЗАО фирма «Горжилпроект»). *** года письмом за № ***-а Пожарской М.В. было отказано в предоставлении выше указанного земельного участка со ссылкой на пункт 2 статьи 9 Закона Самарской области, так как использование земельного участка под приусадебный участок не соответствует разрешённым видам использования для территориальной зоны Р-2. При этом в письме указано, что согласно имеющейся в министерстве информации из департамента от *** № *** в соответствии с действующими правилами застройки и землепользования в городе Самаре испрашиваемый земельный участок находится в зоне парков, бульваров, набережных (Р-2) и в соответствии с пунктом 2.4 указанного Порядка, в связи с выявлением препятствий для предоставления земельного участка Пожарской М.В. было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка и возвращены приложенные к заявлению документы. В соответствии со ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно ч.2 ст.36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Как указано в ч. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Согласно ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством. При этом, согласно п.1 ст.249 ГПК РФ, орган принявший акт должен доказать его соответствие закону Из представленного суду заявления от *** года следует, что заявитель просил предоставить земельный участок в собственность бесплатно под приусадебный участок. При таких обстоятельствах довод представителя Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что указание в заявление на бесплатное предоставление земельного участка означает его обращение в порядке ст.9 Закона Самарской области «О земле» суд считает несостоятельным, так как в статье 36 ЗК РФ также, наряду с возмездным, предусмотрена и безвозмездное выделение земли. В свою очередь заявителем в Министерство имущественных отношений были представлены документы, в том числе свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом и Технико-экономическое обоснование на использование приусадебного земельного участка для эксплуатации жилого дома, что свидетельствует о волеизъявлении лица, подавшего заявление, выделить ему земельный участок именно как собственнику строения. При таких обстоятельствах, несмотря на то, что принадлежащий Пожарской М.В. жилой дом находится на земельном участке смежным с испрашиваемым, но его (дома) содержание и эксплуатация невозможно без использования последнего. Соответственно, отказ Министерства со ссылкой на основания, предусмотренные ст.9 Закона Самарской области «О земле» является незаконным. Здание жилого дома и прилегающая к нему территория составляют единый и неотъемлемый технологический комплекс. Испрашиваемый Пожарской М.В. земельный участок площадью *** который она фактическим пользуется необходим для содержания жилого дома, принадлежащего заявительнице, и, располагающегося на смежном участке, что подтверждается заключением ЗАО фирмы «Горжилпроект», приложенному к заявлению от *** № *** в виде Технико-экономического обоснования. Довод представителя Министерства имущественных отношений о том, что указанное Технико-экономическое обоснование к заявлению Пожарской М.В. при его подаче не прилагалось, суд не может принять во внимание, поскольку одновременно с уведомлением об отказе в предоставлении земельного участка, направленному Пожарской М.В., Министерством возвращены документы на 24-х листах, включая и данный документ. В судебном заседании представитель госоргана не смог пояснить, какие документы, в случае исключения из данного количества листов Технико-экономического обоснования, были приложены в таком количестве. В связи с чем, исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявитель Пожарская М.В., обращаясь в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, в качестве правового основания для предоставления ей земельного участка предусматривала ст. 36 Земельного кодекса РФ. Поскольку оспариваемый отказ и действия Министерства имущественных отношений Самарской области совершены без учета положений части 2 статьи 35 и пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, действия Министерства по отказу в предоставлении земельного участка заявителю не могут быть признаны законными и обоснованными. В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд должен полно, всесторонне и объективно исследовать обстоятельства дела. При исследовании доказательств по делу судом установлено, что государственным органом также не был соблюдён установленный порядок принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка. Согласно п.2.4. Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. *** г. Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара направлено обращение об утверждении схемы расположения земельного участка, испрашиваемого заявителем, что исходя из смысла п. 2.4 Порядка, свидетельствует о том, что на *** г. у Министерства имущественных отношений имелась необходимая информация и основания, предусмотренные действующим законодательством для предоставления земельного участка. Однако, не дождавшись ответа из Департамента строительства и архитектуры на обращение от *** г. об утверждении (невозможности утверждения) схемы расположения земельного участка, *** г. Министерство имущественных отношений письмом за № ***-а отказывает Пожарской М.В. в предоставлении земельного участка со ссылкой на информацию из Департамента строительства и архитектуры от *** г. Вместе с тем, исходя из буквального толкования п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, отказ в предоставлении земельного участка после направления обращения об утверждении схемы расположения земельного участка, возможен лишь при выявлении препятствий для предоставления земельного участка, полученных на основании ответа из Департамента управления имуществом на поданное Министерством обращение, а следовательно, ссылка Министерства на информацию из департамента от ***, т.е. полученную почти за три года до подачи Пожарской М.В. заявления от ***, является неправомерной. Ответ же из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары на обращение Министерства имущественных отношений от *** г. был получен ими только *** г., т.е. после направления ответа заявителю и не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, испрашиваемого заявителем. Таким образом, из анализа представленных документов, суд приходит к выводу, что отказ Министерства имущественных отношений о предоставлении испрашиваемого земельного участка по изложенным в нем основаниям является незаконным, иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в письме от ***. не содержится. Заявителем также заявлено требование об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка принять решение о представлении земельного участка в собственность заявителя. Суд считает, что данное требование подлежит удовлетворению частично - в части обязании Министерство имущественных отношений принять решение по заявлению Пожарской М.В. о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку в настоящее время отсутствуют как распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары об утверждении схемы расположения земельного участка, так и кадастровый паспорт земельного участка, и будет ли испрашиваемый заявителем земельный участок поставлен на кадастровый учет неизвестно, следовательно, решение суда по второму требованию заявителем заявлено на будущее время. На основании изложенного, руководствуясь ст. 234, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Пожарской М.В. удовлетворить частично. Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений от *** № ***-а в предоставлении Пожарской М.В. в собственность земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, *** используемого под приусадебный участок. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить работу по заявлению Пожарской М.В. от *** г. № ***-а и принять решение, предусмотренное Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74, по заявлению Пожарской М.В. о предоставлении в собственность земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, *** используемого под приусадебный участок. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. В окончательной форме решение изготовлено 02.07.2012г. Судья /подпись/ Е.О. Родивилова