№ 2-3483/12 о признании незаконным отказа включить в льготном исчислении службу в вооруженных силах РФ в стаж работы в органах внутренних дел



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2012 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Курмаевой А.Х.,

при секретаре судебного заседания Кузиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3483/12 по иску Кочеткова В.А. к ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконным отказа включить в льготном исчислении службу в вооруженных силах РФ в стаж работы в органах внутренних дел,

УСТАНОВИЛ:

Кочетков В.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая, что приказом №... от дата Ставропольского РОВД Самарской области был принят на службу в органы внутренних дел. Приказом об увольнении ГУ МВД России по Самарской области от дата №... л/с уволен из органов внутренних дел с выслугой лет - *** год, *** месяцев, *** дней. С дата по дата он проходил срочную военную службу в рядах Вооруженных сил СССР, из которых с дата по дата проходил службу командиром отделения дизель - генераторов на атомной подводной лодке. При увольнении из органов внутренних дел, при исчислении выслуги лет по работе в органах внутренних дел, ответчик не включил ему в выслугу лет срочную службу в вооруженных силах в льготном исчислении. На его заявление, направленное в адрес ГУВД по Самарской области с требованием включить в выслугу лет службу по срочному призыву в рядах вооруженных сил период службы, ему направили дата извещение (исх. №... с отказом включить в выслугу лет службу на атомном подводном крейсере. Полагает отказ со стороны ответчика включить в выслугу лет службу на атомном подводном крейсере в льготном исчислении незаконным. Просит признать отказ ГУВД по адрес (иcx.№...) от дата включить ему военную службу по призыву в вооруженных силах в выслугу лет для исчисления пенсии по линии МВД России не подлежащим зачету в льготном исчислении незаконным; включить в выслугу лет по службе в органах внутренних дел в стаж государственной службы как государственному служащему, один месяц службы по срочному призыву в рядах вооруженных сил период с дата по дата за полтора месяца работы в органах внутренних дел.

В судебном заседании Кочетков В.А. исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика ГУ МВД России по Самарской области по доверенности №... от дата – Вдовина С.Н. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что в соответствии с действующим законодательством, военная служба по призыву засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России в календарном, а не в льготном исчислении.

Выслушав стороны, изучив материалы дела суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Из пунктов 6, 8 раздела 2 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 27.05.2005 №418 (далее – Инструкция об организации пенсионного обеспечения) следует, что «Пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующим пенсионным органом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы».

Начисление и выплата пенсии сотрудникам органов внутренних дел производится по нормам и в порядке, закрепленном Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон №4468-1). Названным нормативным актом установлены виды пенсий, условия, определяющие право на их получение… Пенсия за выслугу лет, согласно статье 13 рассматриваемого Закона, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более (пункт «а»).

Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе прохождения службы.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии регламентируется Законом № 4468-1. При этом в части 2 статьи 18 этого Закона прямо сказано, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона, к которым, в частности, относятся офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы или проходившие службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в указанном Законе не значатся.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона №4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного Закона, такой порядок определен постановлением Совета Министров РФ №941 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семьям в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 18 Закона №4468-1 установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии (в том числе время прохождения службы в особых условиях и время начала льготного исчисления) лицами, проходившими военную службу, согласно частям 2 и 3 указанной статьи входит в исключительную компетенцию правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, принимая нормативный акт, регулирующий порядок исчисления времени прохождения службы в особых условиях и времени начала льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.

Что касается пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную военную службу), то в соответствии с ч. 2 ст. 2 названного Закона оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Во исполнение требований Закона №4468-1 Правительством Российской Федерации 22.09.1993 года принято постановление №941, пунктом 5 которого, предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении.

Кочетков В.А. проходил службу в период с дата по дата по срочному призыву, следовательно, льготный порядок исчисления выслуги лет на него не распространяется. Ответчик правомерно включил указанный период в календарном исчислении.

Исходя из оснований зачисления на военную службу, условий и порядка ее прохождения, военнослужащие объединены в две категории: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. Осуществление указанной деятельности происходит как в форме воинской обязанности (прохождение военной службы по призыву), так и в добровольном порядке (прохождение военной службы по контракту).

Установление различного порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии в зависимости от того, осуществлялась военная служба на профессиональной, контрактной основе либо по призыву, будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Таким образом, законодатель, определяя объем пенсионных прав военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной службы по призыву в специальный стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в выслугу лет, дающую право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении, не усмотрев в этом ограничения конституционных прав и свобод таких лиц, и нарушения конституционного принципа равенства.

При таких обстоятельствах иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Кочеткова В.А. к ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконным отказа включить в льготном исчислении службу в вооруженных силах РФ в стаж работы в органах внутренних дел, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.

В окончательном виде решение суда принято 03.09.2012г.

Судья: подпись Курмаева А.Х.

КОПИЯ ВЕРНА

Судья:

Секретарь: