РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 сентября 2012 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Доценко И.Н., при секретаре судебного заседания Кузнецовой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4192/12 по заявлению Струков И.А. о признании незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области УСТАНОВИЛ: Струков И.А. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что дата он приобрел в собственность капитальный гараж №..., расположенный по адресу: адрес, по договору купли-продажи, зарегистрировано право собственности на гараж было дата дата он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного под гаражом №... по указанному адресу, площадью *** кв.м. Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок находится в красных линиях перспективного направления улиц, на территории общего пользования. С данным отказом заявитель не согласен. Просит суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от дата в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, гараж №..., площадью *** кв.м., действий по возврату документов, предоставленных для приобретения права на данный земельный участок, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить препятствия к осуществлению прав и свобод граждан и подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: адрес, гараж №..., площадью *** кв.м., между Министерством имущественных отношений Самарской области и Струковым И.А. В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил требования, просит суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от дата в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: адрес гараж №..., площадью *** кв.м., и действия по возврату ему письмом №... от дата документов, предоставленных для приобретения прав на данный земельный участок, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить работу по заявлению Струкова И.А. о предоставлении указанного участка в собственность за выкуп, обратиться в Департамент управления имуществом г.о.Самара с письмом об утверждении схемы расположения земельного участка. В судебном заседании заявитель уточненные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что право пользования земельным участком возникло на законных основаниях. Представитель заинтересованного лица Фитчина А.О., действующая на основании доверенности от дата, возражала против удовлетворения уточненного заявления, пояснив, что решение об отказе в предоставлении испрашиваемого участка в собственность было принято на основании информации, поступившей из Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара на обращение Министерства имущественных отношений Самарской области, о расположении участка в границах красных линий, права заявителя не нарушены, поскольку препятствий для заключения договора аренды не имеется. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что уточненные требования Струкова И.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Струков И.А. является собственником нежилого помещения гаража №... площадью *** кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата (л.д.12). Постановлением №... от дата Администрация г.о.Самара на основании картографического материала, согласованного с главным архитектором города, администрации адрес сроком на *** лет был предоставлен земельный участок площадью *** кв.м. в адрес, для размещения гараж-стоянки, с правом последующего распределения выделяемого земельного участка (л.д.31,32) Постановлением №... от дата адрес был утвержден акт приемочной комиссии законченного строительством гаража-стоянки, ГСТ-***, выстроенной по адрес (л.д.30). дата Струков И.А., в лице своего представителя Ходячевой Е.Ю., обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, распложенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., занимаемого капитальным гаражом (л.д.42), о принятии заявления и приложенных документов от представителя Струкова И.А. была составлена расписка от дата №... (л.д.51). К заявлению были приложены, в том числе, уведомление от дата об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на земельный участок, расположенный по адресу: адрес (л.д.46), выписка от дата из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии в Едином государственном реестре прав на указанный участок (л.д.47), а также сведения об отсутствии информации о предоставлении кому-либо испрашиваемого земельного участка по состоянию на дата. (л.д.48). Министерством имущественных отношений Самарской области дата было направлено обращение в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара о предоставлении сведения, относится ли испрашиваемый земельный участок или его часть к территории общего пользования, в ответ на которое Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара сообщил, что земельный участок по адресу: адрес, расположен в красных линиях перспективного направления улицы, на территории общего пользования (л.д.37,38). дата Министерством имущественных отношений адрес было отказано Струкову И.А. в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью *** кв.м., занимаемого капитальным гаражом, по адресу адрес, в связи с тем, что были выявлены препятствия для предоставления земельного участка согласно п.12 ст.85 ЗК РФ, часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий и относится к территории общего пользования (л.д.34-36). В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата №... «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). В соответствии со ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством. В соответствии с п.2.4 вышеназванного Порядка при выявлении препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. Таким образом, Министерством имущественных отношений по Самарской области принято решение об отказе Струкову И.А. в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп в пределах полномочий, установленных нормативным документом. Между тем, суд полагает, что Министерством имущественных отношений Самарской области принято решение без учета обстоятельств дела и в нарушение действующих норм законодательства. Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9). В силу п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз.2 п.1 данной статьи ЗК РФ предусмотрено исключительное право граждан – собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. В соответствии со ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Из статьи 28 ЗК РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В Определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 года № 187-О указано: как установлено Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85). Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. Если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей. Как указано выше, испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах красных линий, Министерством имущественных отношений Самарской области Струкову И.А. в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп отказано на том основании, что земельный участок относится к территории общего пользования со ссылкой на п.12 ст.85 ЗК РФ. Между тем, суд полагает, что Министерством необоснованно в данном случае применена названная норма закона. Пункт 12 ст.85 ЗК РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. В судебном заседании установлено, что также было известно Министерству при рассмотрении заявления Струкова И.А., на испрашиваемом земельном участке, находящемся в границах красных линий расположен капитальный гараж №..., принадлежащий Струкову И.А. на праве собственности, в пользовании находится только у заявителя, никто иной этим земельным участком не пользуется, не владеет, то есть по факту испрашиваемый заявителем земельный участок не относится к земельному участку общего пользования. В соответствии с ответом Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары красные линии на испрашиваемом заявителем земельном участке нанесены в соответствии с комплексной транспортной схемой г.Самары в составе Генерального плана города, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от дата №..., то есть указанный земельный участок фактически зарезервирован для муниципальных нужд (п.4 ст.28 ЗК РФ). Суд полагает, что указанное обстоятельство в данном случае не может служить основанием для отказа заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, так как вышеназванная норма ЗК РФ регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятых объектами недвижимости, и допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд. При этом, суд также учитывает, что при предоставлении Администрацией *** Администрации *** земельного участка площадью *** кв.м. в адрес было предусмотрено строительство гаража-стоянки, доказательства резервирования указанного земельного участка для государственных или муниципальных нужд заинтересованным лицом не представлены. Суд полагает, что Министерством имущественных отношений Самарской области при принятии решения об отказе Струкову А.И. в предоставлении земельного участка за выкуп нарушены нормы ст.36 ЗК РФ, а также нарушено право Струкова А.И. на получение земельного участка в собственность. Также, суд полагает, что заявителем обоснованно уточнены требования об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области о принятии к рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп, поскольку земельный участок не поставлен на кадастровый учет, вследствие чего, не может являться предметом договора купли-продажи, кроме того, Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара предусматривает выполнение определенных мероприятий до обращения заявителя с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет. В соответствии с п.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом, на основании вышеизложенных норм закона, с учетом обстоятельств дела, суд полагает, что требования Струкова А.И о признании незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, о возложении обязанности на Министерство имущественных отношений Самарской области о возобновлении рассмотрения его заявления заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Суд полагает, что требование об обязании Министерства имущественных отношений направить в Департамент управления имуществом г.о.Самара письмо об утверждении схемы расположения земельного участка заявлены необоснованно, поскольку, как указано выше, Министерство имущественных отношений Самарской области выполняет мероприятия, установленные вышеназванным Порядком. В силу п.3 ст.258 ГПК РФ в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Струков И.А. удовлетворить частично. Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области №... от дата об отказе в предоставлении в собственность за выкуп Струков И.А. земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу адрес Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение заявление от дата (регистрационный номер №... о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу адрес. Об исполнении решения суда уведомить суд и Струков И.А.. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 25.09.2012 года. Судья Доценко И.Н.