Решение о возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27.09.2012г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Родивиловой Е.О.,

с участием ст.помощника прокурора Октябрьского района г. Самары Устиновой Т.А.,

при секретаре Дмитриевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3711/12 по иску Магомедова А.М. к начальнику отделения СЧ по РОПД СУ Управления по г.Самаре, Управления Федерального казначейства Самарской области, Министерству Финансов РФ о возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Магомедов А.М. обратился в суд, с указанным исковым заявлением ссылаясь на то, что дата он был задержан сотрудниками Октябрьского ОБЭП г.Самары по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст.*** УК РФ, а дата он был освобожден из СИЗО – 1 г.Самара по постановлению следователя Константиновой Н.Э. на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ по реабилитирующим основаниям. На протяжении всего времени нахождения в следственном изоляторе №1, он содержался в не человеческих условиях, был лишен индивидуального спального места, содержался в одной камере с заключенными страдающими такими хроническими заболеваниями как гепатит, ВИЧ - инфекция, испытывал беспрерывные стрессы, что отрицательно сказалось на его здоровье. В данный момент он нуждается в квалифицированной медицинской и психологической помощи. Кроме того, вследствие незаконного уголовного преследования он потерял респектабельную работу в фирме «Аква - Терра» в должности технолога по деревообрабатывающему производству.

Просит взыскать с государства в его пользу причиненный незаконным преследованием моральный вред в размере *** руб.

Определением суда от 31.07.2012 г. к участию в гражданском деле в качестве заинтересованного лица привлечен прокурор Самарской области.

В судебное заседание истец Магомедов А.М. не доставлялся, отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области.

Представитель ответчиков – Министерства Финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Самарской области Миронов М.А., действующий на основании доверенности от дата, в судебном заседании исковые требования не признал, просила в их удовлетворении отказать, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, указав, что истцом не представлено доказательств причинения нравственных и физических страданий.

В судебном заседании ст.помощник прокурора Октябрьского района г. Самары Устинова Т.А. указала, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению частично, истец имеет право на возмещение морального вреда причиненного незаконным уголовным преследованием, однако считает, что факт ухудшения здоровья в следствии содержания под стражей не доказан, в связи с чем просит снизить сумму морального вреда до *** руб.

Ответчик начальник отделения СЧ по РОПД СУ Управления МВД РФ по г.Самаре Константинова Н.Е. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещалась надлежащим образом, согласно письменного ходатайства просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, заслушав мнение участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск Магомедова А.М. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Судом установлено, что дата примерно в 20:10 час., неустановленные преступники, действуя группой лиц по предварительному сговору, находясь в магазине – павильоне ООО «Лилия - А» совершили ***. В тот же день по данному факту СО при ОВД по Октябрьскому району г.о. Самара возбуждено уголовное дело №... по *** УК РФ.

дата по подозрению в совершении указанного преступления был задержан в порядке ст.91 УПК РФ Магомедов А.М.

дата постановлением Октябрьского районного суде г.Самары в отношении Магомедова А.М. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца.

дата Магомедову А.М. предъявлено обвинение в совершении преступления предусмотренного ч.1 ст.186 УК РФ, мера пресечения оставлена прежней – содержание под стражей.

дата постановлением Октябрьского районного суда г.Самары, по ходатайству следователя отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории, обслуживаемой ОМ №4 СУ при УВД по г.о.Самара Рауткина А.В. срок содержания под стражей в отношении Магомедова А.М. продлен на 2 месяца, а всего до 4-х месяцев.

дата следователем СЧ по РОПД СУ при УВД по г.Самаре Константиновой Н.Е. было вынесено постановление о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в отношении Магомедова А.М. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. за отсутствием в его действиях состава преступлений, предусмотренных *** УК РФ. Мера пресечения в виде заключения под стражу отменена. За Магомедовым А.М. признано право в соответствии со ст. 134 УПК РФ на реабилитацию.

Согласно п. 34 ст. 5 УПК РФ реабилитация означает порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещению причиненного ему вреда, в том числе морального.

Согласно п. 55 ст. 5 УПК РФ под уголовным преследованием понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Судом установлено, что в отношении Магомедова А.М. было возбуждено уголовное дело, т.е. с момента его возбуждения Магомедов А.М. имел статус подозреваемого. В дальнейшем Магомедову А.М. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного *** УК РФ, в отношении него дата была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, дата срок содержания под стражей продлен.

Данные факты свидетельствуют о том, что Магомедов А.М. подвергалась уголовному преследованию.

Уголовное дело в отношении Магомедова А.М. было прекращено по реабилитирующим основаниям – за отсутствием состава преступления, а следовательно, Магомедов А.М. имеет право на реабилитацию в контексте п. 34 ст. 5 УПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора или суда.

Согласно ч. 2 ст. 136 УПК РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, в результате иной незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме, независимо от иных должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписке о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Правила п. 3 ст. 1100 ГК РФ применяются в случаях, когда моральный вред причинен в результате нарушения имущественных интересов гражданина, а также когда вред причинен другим (помимо жизни и здоровья) нематериальным благам, перечисленным в п. 1 ст. 150 ГК РФ.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Таким образом, компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, следует возложить на Министерство финансами РФ за счет казны Российской Федерации.

Поскольку требования истца о компенсации морального вреда основаны на Законе они подлежат удовлетворению.

При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень физических и нравственных страданий истца, который на протяжении практически 4-х месяцев подвергался незаконному уголовному преследованию, фактически был лишен свободы и содержался в следственном изоляторе (дата Магомедов А.М. задержан в порядке ст.91 УПК РФ и лишь дата уголовное дело прекращено). Все вышеперечисленное безусловно вызывало у Магомедова А.М. нравственные переживания, в связи с чем, с учетом принципа разумности и справедливости, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда, взыскиваемого с ответчика за незаконное уголовное преследование в размере *** рублей. При определении суммы компенсации суд учитывает также и степень нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями Магомедова А.М.

Довод истца относительного того, что избранная в отношении него мера пресечения в виде заключения под стражу сказалась на его здоровье, и в настоящее время он нуждается в медицинской помощи, суд не может принять во внимание, поскольку в нарушении ст. 56 ГПК РФ не подтвержден объективными доказательствами.

Согласно материалам дела дата Магомедов А.М. был осмотрен в приемном отделении ММУ ГКБ №1 им. Пирогова врачом нейрохирургом Каткиным А.М. По результатам осмотра установлено, что Магомедов А.М. в оказании лечении не нуждается и может содержаться в изоляторе. Какие – либо еще данные, свидетельствующие о том, что Магомедов А.М. обращался за медицинской помощью, суду не предоставлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Магомедов А.М. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу Магомедов А.М. в качестве компенсации морального вреда денежные средства в размере *** (***) рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 02.10.2012г.

Судья Е.О.Родивилова