об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 октября 2012 года Октябрьский районный суд г.о. Самары в составе:

председательствующего судьи Маркина А.В.,

с участием помощника прокурора Сендик И.Г.

при секретаре судебного заседания Усковой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4375/12 по иску Прокурора Октябрьского района. г.Самара в интересах ребенка- инвалида Зумориной А.О., дата года рождения к ГБУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов октябрьского района г.о.Самара» о об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов и обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.о.Самара обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов ребенка-инвалида Зумориной А.О, дата года рождения с указанными требованиями. В обоснование требований указал, что прокуратурой Октябрьского района г.о.Самара была проведена проверка законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что согласно справки филиала № 28 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области от 30.05.2011г. Зумориной А.О. является ребенком-инвалидом. На основании заявления представителя Зумориной А.О. – З. с приложенной справкой для получения путевки от 16.05.2011г., Зумориной А.О. поставлена на учет в ГБУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района г.о.Самара» 28.06.2011г. на получение санаторно-курортного лечения.

Однако, ГБУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района г.о.Самара» до настоящего времени не обеспечило Зуморину А.О. соответствующей путевкой. Просит суд обеспечить Зуморину А.О. соответствующей путевкой на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, обеспечить сопровождающее лицо Зумориной А.О. бесплатным проездом и соответствующей путевкой на санаторно-курортное лечение, в связи с тем, что окончание срока реализации права на получение санаторно-курортного лечения истекает 03.09.2012г., обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением суда от 25.09.2012г. в порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социально-демографического развития Самарской области.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Самары Сендик И.Г. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме.

Представители ответчика – ГБУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района г.о.Самара» Маркова Н.Н. по доверенности № 27 от 09.10.2012г. и Исаев Р.Д. по доверенности № 28 от 09.10.2012г. иск не признали по основаниям, изложенном в письменном отзыве.

Представитель соответчика – Министерства социально-демографического развития Самарской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать, дело рассмотреть без участия представителя Министерства.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу в их совокупности, находит иск не подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, следует из справки филиала № 28 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области от 30.05.2011г., что Зуморина А.О. дата года рождения, является ребенком- инвалидом, инвалидность установлена ей до дата; законным представителем Зумориной А,О. является ее мать – З.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Не определяя конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Из этого следует, что законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной защиты и вправе избирать и изменять формы их предоставления (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N 105-О-О, от 23 июня 2009 года N 908-О-О и др.).

Реализуя свои полномочия, законодатель в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установил систему гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, определил правовые основы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предусмотрел для них гарантии материального обеспечения, социально-бытового обслуживания, получения образования и профессиональной подготовки, обеспечения занятости. Названным Федеральным законом также установлен ряд специальных гарантий для детей-инвалидов, в том числе в области их воспитания и обучения, обеспечения жилой площадью.

Наряду с другими категориями граждан, детям-инвалидам в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При этом инвалиды I группы и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

В соответствии со ст. 9 федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «о социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

В силу ст. 10 федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Санаторно-курортное лечение включается в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 12.11.2010).

2.2. Правовой механизм предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, введенный Федеральным законом "О государственной социальной помощи", предполагает учет права граждан на получение социальных услуг, в том числе отражение необходимых сведений в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также надлежащее финансовое и организационное обеспечение предоставления социальных услуг.

В соответствии с п. 9 ст. 6.1 федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О государственной социальной помощи», право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

Согласно п. 1.1 ст. 6.2 федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Согласно ст. 6.3. Федерального закона № 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение является календарный год. Если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей статьей, периодом предоставления ему социальной услуги является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальной услуги. Прямых указаний об обязательном предоставлении санаторно-курортной путевки в течение календарного года в Законе не имеется.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009г. № 2103-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Самарской области о передаче Правительству Самарской области осуществления части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Министерство является органом, ответственным за реализацию переданных федеральных полномочий.

В целях реализации указанного Соглашения принято Постановление Правительства Самарской области от 21.01.2010г. № 11 «О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», регламентирующее Порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, проживающих на территории Самарской области, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги.

В соответствии с п. 2.1. вышеуказанного порядка основанием для постановки граждан на учет для получения путевок на санаторно-курортное лечение и выдачи путевки является справка получения путевки формы № 070/у-04, выданная лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства граждан в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004г. № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение».

Согласно п. 3.2 Порядка путевки на санаторно-курортное лечение выдаются гражданам по дате постановки их на учет в ЦСО по месту жительства.

В соответствии с п. 4.1 Порядка обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Министерству, с учетом поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета на осуществление полномочий по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Выдача путевок гражданам осуществляется государственными учреждениями Самарской области – центрами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (ЦСО).

В судебном заседании было установлено, что ЦСО Октябрьского района Зумориной А.О. и лицу, ее сопровождающему, в 2010г. выделялись путевки в санаторий «Автотранспортник России» заезд с 25.11.2010 по 15.12.2010 (по заболеванию ***).

Повторно представителем Зумориной А.О. – З. заявление о предоставлении санаторной путевки было подано в ЦСО Октябрьского района г.Самары 28.06.2011 года и с этой же даты Зуморина А.О. была поставлена на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение болезни ***

24.07.2012г. Зумориной А.О. и ее представителю были предложены путевки в санаторий «Молодецкий курган». Заявителем был дан отказ, о чем составлен акт заседания Комиссии по социальным вопросам ГБУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района г.о.Самара» от 06.08.2012г.

Согласно указанному акту 24.07.2012г. во второй половине дня состоялся телефонный разговор между сотрудником ЦСО – Марковой Н.Н. и мамой Зумориной А.О. – З. по вопросу предоставления ее дочери путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий «Молодецкий курган» с 09.08. по 29.08.2012г. № 931, на что мама дала согласие на получение путевки. Однако, 06.08.2012г. в 11-00 часов З. позвонила в Учреждение по телефону и от предложенной ей путевки отказалась, сославшись на то, что данный санаторий их не устраивает.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации - как федеральный орган исполнительной власти, которому законодатель поручил разработать и принять Порядок предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, установило срок предоставления льгот данной категории льготников.

Таким образом, Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, закрепляют механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяет источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.

Установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения части 2 статьи 6.3 данного Федерального закона, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования.

На момент рассмотрения дела Зумориной А.О. утрачено право на обеспечение санаторно-курортной путевкой, поскольку инвалидность установлена до достижения Зумориной А.О. 18-летнего возраста. дата Зумориной А.О. исполнилось 18 лет, в связи с чем, ею утрачен статус ребенка-инвалида, и предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение по данному основанию не представляется возможным.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что в настоящее время право Зумориной А.О. ответчиками не нарушается и не может быть нарушено в силу закона, основания к удовлетворению иска отсутствуют.

Зуморина А.О. не лишена возможности, в установленном порядке, зарегистрироваться у ответчика в качестве льготника другой категории, для предоставления предусмотренных законом мер социальной поддержки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Прокурора Октябрьского района. г.Самара в интересах ребенка- инвалида Зумориной А.О., дата года рождения к ГБУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов октябрьского района г.о.Самара» о об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов и обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.о. Самары в течение месяца дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 15.10.2012 года.

Председательствующий: А.В.Маркин