РЕШЕНИЕ
г. Самара 24.03.2011 года
Судья Октябрьского районного суда г. Самара Инкина О.А.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Черноталова А.Н
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Хохлова С.В. по доверенности №* от **.**.**,
при секретаре: Ильиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 12-101/11 по жалобе заместителя министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Черноталова А.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Аверьяновой С.В. от **.**.** о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении заместителя министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Черноталова А.Н.. по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, которым постановлено:
«Наложить на Черноталова А.Н. в соответствии с ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ административный штраф в размере 30000 рублей»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Аверьяновой С.В. от **.**.** должностное лицо - заместитель министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Черноталов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Черноталов А.Н. обратился в суд с жалобой, указав, что договоры хранения автотранспортных средств №*, №*, №*, №*, №*, №*, №* были заключены министерством в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ путем размещения заказа у единственного поставщика. Данной нормой определено, что: размещение заказа у единственного исполнителя осуществляется в случае, если «осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»; «заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами»; «по итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации». В соответствии с пунктом 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Условиями договора момент заключения договора может предопределяться моментом вступления его в действие, сроком, с которого договор является основанием возникновения обязательств, предусмотренных договором. До наступления указанного момента отсутствуют обязательства, возникающие из условий договора, поскольку он не действует. В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Существенные условия договоров хранения сторонами согласованы, в том числе предмет договоров - хранитель принимает на себя обязанности по хранению автотранспортного средства клиента в период с 01.04.2010 по 30.06.2010, ежемесячная оплата услуг (каждый календарный месяц), срок действия договора с 01.04.2010 по 30.06.2010, соответственно, обязательства хранителя и заказчика возникают только с 01.04.2010 по 30.06.2010. Таким образом, факт подписания большинства договоров в марте 2010 года не свидетельствуют о заключении указанных договоров с нарушением положений Федерального закона. В рассматриваемом случае следует учесть, что подписание договоров и присвоение реквизитов договорам, подписанным сторонами, не является моментом его заключения, поскольку согласованным условием сторон является действие договора с 01.04.2010. Такую оговорку, как вступление договора в действие с определенного момента, а не после его подписания сторонами, следует считать допустимой с позиций российского цивильного права, определяющих общие положения возникновения обязательств и свободу сторон в выборе условий договора. Заключая договоры хранения транспортных средств, министерство приняло на себя обязательство в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, которые в соответствии с бюджетным законодательством подлежат постановке на учет. Бюджетные обязательства, возникшие у министерства в связи с указанными договорами хранения, на учет в УФК по Самарской области были поставлены с 01.04.2010. Следовательно, заказы размещены министерством на оказание одноименных услуг на сумму до 100 000 рублей в течение квартала с соблюдением требований законодательства. Таким образом, вывод, изложенный в постановлении о том, что «указанное нарушение ставит под угрозу достижение целей закона о размещении заказов, в частности эффективного использования средств бюджетов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения злоупотреблений в этой сфере» нельзя признать обоснованным. Принимая во внимание вышеизложенное, полагает, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление от **.**.** может быть отменено и производство по делу прекращено. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Принимая решение о размещении заказа на хранение транспортных средств заявитель не предполагал, что работниками министерства будет указана дата **.**.**, поскольку видел конкретный срок действия договора с 01.04.2010 по 30.06.2010, заказ был размещен в пределах 100 000 руб., бюджетные средства были использованы по целевому назначению, никаким общественным отношениям вред не причинен. Просит отменить постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Аверьяновой С.В. от **.**.** по делу об административном правонарушении №* и прекратить производство по делу.
В судебном заседании заявитель Черноталов А.Н. доводы жалобы поддержал в полном объеме по указанным в ней основаниям, просил жалобу удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Хохлов С.В., действующий на основании доверенности №* от **.**.**, в судебное заседание предоставил по запросу суда административный материал в отношении заместителя министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Черноталова А.Н., просил в удовлетворении жалобы отказать, считая постановление от **.**.** законным и обоснованным.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы жалобы, административный материал в отношении заместителя министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Черноталова А.Н., а также, изучив доводы УФАС по Самарской области, изложенные в отзыве, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 7.29 КоАП РФ принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Судом установлено, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось принятие решения о способе размещения заказа с нарушением требований действующего законодательства при заключении договоров от **.**.** №*, №*, №*, №*,№*,№*, №* по хранению автотранспортных средств.
**.**.** заместитель министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Черноталов А.Н заключил договоры №*, №*, №*, №*, №*, №*, №* по хранению автотранспортных средств на общую сумму 80 400,00 руб.
Ранее, **.**.** Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области уже заключало договоры №* №*, №*, №*, №*, №*, №*, №* на оказание услуг по хранению автотранспортных средств на общую сумму 94 440,00 руб.
Таким образом, общая сумма одноименных услуг, закупленных в 1 квартале 2010 г. составила 174840 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа существляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноимённых работ, оказание одноименных услуг способом у единственного исполнителя заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Указанием Центрального Банка РФ от 20 июня 2007 года №1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке составляет 100 тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», заказ признается размещенным со дня заключения контракта, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что в действиях заместителя министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, при наличии вины Черноталова А.Н. как должностного лица.
Санкция ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере 30000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 29.9 КоАП РФ выносится постановление о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Отличительным признаком малозначительного правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства.
Суд считает, что в рассматриваемом случае действия заместителя министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Черноталова А.Н. формально образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, но с учетом характера и обстоятельств совершения правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных отношений. При этом, суд учитывает, что предметом договоров, заключенных заместителем министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Черноталовым А.Н. **.**.** являются аналогичные транспортные средства, что и в заключенных ранее договорах от **.**.** Договоры от **.**.** заключались на период с 01.01.2010г. по 31.03.2010г., а договоры от **.**.** заключены на период с 01.04.2010 г. по 30.06.2010г. по тем же транспортным средствам.
С учетом изложенного, суд полагает возможным освободить заместителя министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Черноталова А.Н. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от **.**.**, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Аверьяновой С.В., которым заместитель министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Черноталова А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей – отменить, освободив заместителя министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Черноталова А.Н. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, производство по административном правонарушении – прекратить.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Инкина О.А.