РЕШЕНИЕ
г. Самара 11.03.2011 года
Судья Октябрьского районного суда г. Самара Гурова Г.Н.
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, - директора МОУ СОШ № г.о. Самара Щерба Н.В.,
при секретаре судебного заседания: Ядровой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по жалобе директора МОУ СОШ № г.о. Самара Щерба Н.В. на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Аверьяновой С.В., в отношении директора МОУ СОШ № г.о. Самара Щерба Н.В., которым она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Аверьяновой С.В. № о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - директор МОУ СОШ № г.о. Самара Щерба Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей (л.д.10-11).
Щерба Н.В. обратилась в <адрес> с жалобой, указав, что данное постановление было получено ею ДД.ММ.ГГГГ, считает постановление от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным, поскольку ДД.ММ.ГГГГ МОУ СОШ № г.о. Самара было получено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, которое содержало требование оборудовать физкультурно-спортивную площадку и провести замену изношенных спортивных снарядов (требование СанПин 2.4.2.1178-02). В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Соответственно, выполнение требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ являлось для МОУ СОШ № г.о. Самара обязательным. Согласно п. 1.4 Устава организационно-правовая форма Школы - муниципальное учреждение. Учредителем Школы является муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара МОУ СОШ № г.о. Самара. П. 6.2 Устава МОУ СОШ № г.о. Самара предусмотрено, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Школы являются бюджетные и внебюджетные средства. Таким образом, МОУ СОШ № г.о. Самара осуществляет расходование бюджетных и внебюджетных средств исключительно в установленных пределах. МОУ СОШ № г.о. Самара устранить нарушение, содержащееся в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, за счет средств учреждения не имело возможности. Департамент образования Администрации г.о. Самара является главным распорядителем бюджетных средств по отрасли «Образование». Она, как директор МОУ СОШ № г.о. Самара, неоднократно обращалась в Департамент образования Администрации г.о. Самара с просьбой выделить денежные средства на выполнение требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ„ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). Однако денежные средства на устранение нарушения, содержащегося в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, были выделены МОУ СОШ № г.о. Самара приказом Департамента образования Администрации г.о. Самара №-од от ДД.ММ.ГГГГ «О перечислении денежных средств». ДД.ММ.ГГГГ МОУ СОШ № г.о. в ее лице заключило муниципальный контракт № с ООО РСУ «Самара-Энерго-Ресурс» на выполнение работ по капитальному ремонту спортивной площадки. Основанием заключения контракта избран п. 6 ч.2 ст. 55 ФЗ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем, применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования). К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом, а также копия заключенного контракта. Действующее законодательство РФ не содержит понятие «обстоятельства непреодолимой силы» и «чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства», а также не содержит исчерпывающего и четкого перечня обстоятельств непреодолимой силы. В связи с чем, по ее мнению, указанное понятие является оценочным понятием. Поскольку ремонтно-строительные работы должны происходить на территории школы, сроки выполнения работ сокращаются до наступления сезона осенних осадков. Кроме того, неосвоенные МОУ СОШ № г.о. Самара до конца календарного года денежные средства возвращаются в бюджет городского Самара. Таким образом, в целях соблюдения интересов детей МОУ СОШ № г.о. Самара, а также выполнения требования предписания № от ДД.ММ.ГГГГ основанием заключения муниципального контракта избран п. 6 ч.2 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № УЗ-57 Управление по контролю за соблюдением законодательства о размещении заказов, рассмотрев по поручению руководителя Главного управления государственного финансового контроля аппарата <адрес> обращение Департамента образования Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № относительно правомерности заключения муниципальных контрактов на выполнение строительно-монтажных работ по устройству спортивной площадки в МОУ СОШ № г.о. Самара с единственным поставщиком, сообщило о наличии обстоятельств непреодолимой силы. Таким образом, полагает, что у МОУ СОШ № было достаточно оснований полагать, что иной способ размещения заказа, нежели указанный в п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», нецелесообразен. В связи с чем, полагает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ. На основании изложенного выше, просит суд признать незаконным постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, приостановить исполнение данного постановления до вступления решения по настоящему делу в законную силу (л.д.5-8).
Определением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данная жалоба передана на рассмотрение по подведомственности в Октябрьский районный суд г. Самары (л.д.3).
ДД.ММ.ГГГГ жалоба Щерба Н.В. поступила в Октябрьский районный суд <адрес> и принята к производству (л.д.1,2).
В судебном заседании заявитель Щерба Н.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме по указанным в ней основаниям, просила жалобу удовлетворить.
Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Б*, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, а также Х*, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание предоставили по запросу суда административный материал в отношении директора МОУ СОШ № г.о. Самара Щерба Н.В., а также отзыв на жалобу, в котором просили в удовлетворении жалобы отказать, считая постановление от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы жалобы, административный материал в отношении директора МОУ СОШ № г.о. Самара Щерба Н.В., а также, изучив доводы УФАС по <адрес>, изложенные в отзыве, приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 7.29 КоАП РФ принятие должностным лицом муниципального заказчика решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явился выбор должностным лицом муниципального заказчика способа размещения заказа с признаками нарушения действующего законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ МОУ СОШ № г.о. Самара в лице директора Щерба Н.В. заключило муниципальный контракт № с ООО РСУ «Самара-Энерго-Ресурс» на выполнение работ по капитальному ремонту спортивной площадки на сумму 699 997, 16 руб.
Основанием заключения контракта избран п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), то есть обстоятельство непреодолимой силы.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о размещении заказов) размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Согласно ч.2 ст. 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, и понуждение к его заключению не допускается. ГК РФ (подпункт 1 пункта 1 статьи 202, пункт 3 статьи 401) под «непреодолимой силой» понимает чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Анализ указанной нормы свидетельствует, что непреодолимая сила носит непредвиденный характер, проистекает независимо от воли человека, имеет признаки происхождения извне и непредотвратимости.
В ходе проверки установлено, что необходимость оборудования спортивной площадки установлена Предписанием Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Муниципальный контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ. Окончание финансового года и наступление сезона осенних осадков не являются непредвидимыми обстоятельствами. Таким образом, у заказчика имелось достаточно времени для размещения заказа путем проведения торгов.
При указанных обстоятельствах, применение п.6 ч.2 ст. 55 Закона о размещении заказов недопустимо. Действия по размещению заказа без проведения торгов препятствуют достижению целей Закона о размещении заказов (ч 1 ст. 1 Закона о размещении заказов).
Доводы Щерба Н.В. о том, что поскольку работы должны проходить на территории школы, то, в целях соблюдения качества, сроки освоения денежных средств сокращаются до наступления сезона осенних осадков, нельзя признать состоятельными, поскольку с момента выявления потребности ремонта площадки (Предписание Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ) до заключения контракта (ДД.ММ.ГГГГ) прошло 1 год и 7 месяцев. Значительный временной период позволял разместить заказ путем проведения торгов. Выделение денежных средств в сентябре 2010 года не оправдывает заключение данного контракта в порядке п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов. Площадка использовалась для проведения уроков физической культуры не в полном объеме длительный период времени и не повлекла существенного нарушения прав и законных интересов детей. Как следовало из объяснений Щерба Н.В., состояние спортивной площадки, требующее ремонта, формировалось в течение трех лет, и не обладает признаками непреодолимой силы.
Указанное нарушение ставит под угрозу достижение целей Закона о размещении заказов, указанных в ч.1 ст. 1 данного Закона, в частности эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере.
Согласно ст. 62 Закона о размещении заказов лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Щерба Н.В. является директором МОУ СОШ № г.о. Самара и несет персональную ответственность за деятельность возглавляемого учреждения, в связи с чем, в ее действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ.
На основании данного протокола постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Аверьяновой С.В. № о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - директор МОУ СОШ № г.о. Самара Щерба Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей (л.д.10-11).
В жалобе заявитель ссылается на письмо Управления по контролю за соблюдением законодательства о размещении заказов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, где, по ее мнению, сообщается о наличии обстоятельств непреодолимой силы и правомерности размещения заказа и заключения контракта согласно п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов). Но указанное письмо не содержит выводов о правомерности размещения заказа согласно п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов применительно к ситуации, сложившейся в МОУ СОШ № г.о. Самара. В данном письме лишь разъясняется порядок размещения заказа в соответствии п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, и сообщается, что такое размещение возможно в случае наличия у заказчика оснований полагать, что иные способы размещения заказа нецелесообразны.
Согласно ответу ФАС России № от ДД.ММ.ГГГГ на запрос <адрес> нарушения требований пожарной безопасности и санитарных норм, выявленные в результате контрольных мероприятий, проводимых соответствующими органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и контролю за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений, как правило, связаны с несвоевременным проведением ремонтных работ, строительных, пуско-наладочных, а не с обстоятельствами непреодолимой силы. Таким образом, по мнению суда, размещение заказа согласно п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов в данных условиях нецелесообразно.
Согласно письму Министерства экономического развития России №Д05-4029 от 12.08.2009 года к непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб. Сюда же можно отнести и ликвидацию аварий (например, прорыв батареи отопления или канализации).
Согласно письму ФАС России от 26.09.2007 г. №ИА/17413 в случае принятия решения о выделении дополнительных бюджетных средств такие средства должны быть выделены с учетом срока, необходимого для размещения государственного или муниципального заказа в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом о размещении заказов. Поступление бюджетных средств в конце финансового года в сроки, не позволяющие осуществить использование, размещение бюджетных средств в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом о размещении заказов, не может рассматриваться как потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствии непреодолимой силы и не является случаем размещения заказа у единственного поставщика в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
Таким образом, суд находит доводы заявителя относительно целесообразности размещения заказа согласно п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, вина директора МОУ СОШ № г.о. Самара Щерба Н.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, установлена и доказана, в связи с чем, оснований для отмены постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Аверьяновой С.В., у суда не имеется, а доводы жалобы Щерба Н.В. суд находит несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Аверьяновой С.В., которым должностное лицо – директор МОУ СОШ № г.о. Самара Щерба Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей, - оставить без изменения, а жалобу Щерба Н.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: /подпись/ Гурова Г.Н.
Копия верна.
Судья:
Секретарь: