Решение по делу об административном правонарушении по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ



РЕШЕНИЕ

г. Самара 05.08.2011 года

Судья Октябрьского районного суда г. Самара Устинова О.В.,

с участием заместителя прокурора Октябрьского района г. Самары Л*,

а также лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заведующей Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 160 г. Самары Зыбинской О.И.,

при секретаре судебного заседания Муравьевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №* по жалобе заведующей Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 160 г. Самары Зыбинской О.И. на постановление мирового судьи судебного участка № 32 Самарской области Трух Е.В. от дд.мм.гггг. по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица заведующей Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 160 г. Самары Зыбинской О.И., дд.мм.гггг. года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, которым постановлено:

«Признать заведующую Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 160 г. Самары Зыбинскую О.И. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей»,

УСТАНОВИЛ:

дд.мм.гггг. прокурором Октябрьского района г. Самары советником юстиции Х* было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – заведующей Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 160 г. Самары (далее МДОУ № 160) Зыбинской О.И., дд.мм.гггг. года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, из которого следует, что в соответствии с п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» предусмотрено, что лицензия на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия) предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи. В соответствии с письмом Росздравнадзора от 27.05.2010 № 04И-502/10 «О лицензировании медицинской деятельности муниципальных учреждений, не входящих в систему здравоохранения» Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития получено разъяснение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.05.2010, № 14-4/10/2-4180 по вопросу лицензирования медицинской деятельности муниципальных учреждений, не относящихся к муниципальной системе здравоохранения (в том числе муниципальных образовательных учреждений). Согласно данному разъяснению, в соответствии с подпунктом 21 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (далее - Основы) к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится лицензирование отдельных видов деятельности в сфере здравоохранения, за исключением лицензирования видов деятельности, переданного в соответствии с частью первой статьи 5.1 Основ для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом, статьей 5.1 Основ лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) отнесено к полномочиям Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Основ к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Следовательно, установлен исчерпывающий перечень видов организаций, входящих в муниципальную систему здравоохранения. В связи с этим, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по лицензированию только тех организаций муниципальной системы здравоохранения, которые имеют статус медицинских, фармацевтических и аптечных организаций и являются юридическими лицами. Таким образом, осуществление медицинской деятельности иными организациями, находящимися в муниципальной собственности, но не являющимися медицинскими, фармацевтическими и аптечными организациями (например, муниципальными образовательными учреждениями), то есть не относящимися к муниципальной системе здравоохранения, учитывая положения статей 5, 5.1, 13 Основ, должно лицензироваться Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальными органами. дд.мм.гггг. прокуратурой Октябрьского района г. Самары проведена проверка МДОУ детского сада комбинированного вида № 160 г.о. Самара, в ходе которой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства у названного образовательного учреждения отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» предусмотрено, что образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность без лицензии, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопреки требованиям действующего законодательства МДОУ детский сад комбинированного вида № 160 г.о. Самара по состоянию на дд.мм.гггг. осуществляет медицинскую деятельность в отсутствии лицензии (длящееся правонарушение). В соответствии с п. 8.13. Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 160 г.о. Самара заведующий ДОУ обеспечивает выполнение санитарно- гигиенических и противопожарных требований и другие необходимые условия по охране жизни и здоровья воспитанников в ДОУ. Приказом от дд.мм.гггг. №* на должность заведующей ясли садом № 160 назначена Зыбинская О.И.. За указанное административное правонарушение предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ (л.д. 3-6).

Мировым судьей постановлено указанное выше постановление (л.д. 65-66).

Не согласившись с постановлением мирового судьи, Зыбинская О.И. обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что постановление мирового судьи судебного участка № 32 Самарской области Трух Е.В. от дд.мм.гггг. по делу об административном правонарушении в отношении неё по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку её вина в совершении правонарушения не доказана. Лицензия на ведение медицинской деятельности не получена МДОУ № 160 не по вине последнего, а по причине отсутствия государственной регистрации права муниципальной собственности на здание МДОУ № 160 по адресу: <адрес>. Мировой судья отнесся к данному доводу критически, поскольку ею не было представлено суду «какого-либо решения лицензирующего органа с указанием мотивов отказа в выдаче лицензии». Полагает, что суд необоснованно не принял данное возражение во внимание, так как в соответствии с п.7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г., для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие у соискателя на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, необходимых для осуществления медицинской деятельности; согласно ст.2 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права; регистрация права муниципальной собственности на недвижимость, находящуюся в собственности муниципального образования г.о. Самара, является компетенцией муниципального образования, как собственника недвижимого имущества. Устав г.о. Самара Самарской области, утвержденный решением Думы г.о. Самара от 10.07.2006 г. № 294, наделил Департамент управления имуществом г.о. Самара полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом г.о. Самара. В соответствии со ст.47 Устава г.о. Самара, Департамент управления имуществом, входящий в структуру органов местного самоуправления, представляет г.о. Самара в процессе государственной регистрации и перехода прав г.о. Самара на недвижимое имущество. Таким образом, по мнению заявителя, проведение регистрации права собственности на здание МДОУ № 160 является обязанностью Департамента управления имуществом г. о. Самара, как представителя муниципального образования. Также заявитель в жалобе указывает, что ею предоставлены мировому судье документы в подтверждение мер, принимаемых Департаментом управления имуществом г. о. Самара для регистрации права, все другие документы, необходимые для получения лицензии, ею подготовлены. Таким образом, считает, что ею – заведующей МДОУ № 160 были приняты все зависящие от него меры для получения лицензии, однако, по независящим от него причинам, у МДОУ № 160 не имелось возможности для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Кроме того, как следует из жалобы, типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, установлено, что медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения, соответствующий пункт имеется и в уставе МДОУ № 160, также МДОУ № 160 заключен договор с ММУ «<***>» Октябрьского района г. Самары от дд.мм.гггг. №*, предметом которого является организация и обеспечение медицинского обслуживания воспитанников в количестве, соответствующем полному списочному составу, все необходимые медицинские мероприятия в детском саду проводятся специалистами указанного медицинского учреждения. Полагает, что требование прокуратуры Октябрьского района г. Самары об обязательном лицензировании медицинской деятельности МДОУ № 160 не обоснованно, и является нарушением самостоятельности юридического лица в ведении им уставной деятельности. Просит постановление мирового судьи судебного участка № 32 Самарской области от дд.мм.гггг. о назначении ей штрафа в размере 30000 рублей отменить.

В судебном заседании Зыбинская О.И. доводы жалобы поддержала в полном объеме по указанным в ней основаниям.

Заместитель прокурора Октябрьского района г. Самары Л* полагал постановление мирового судьи судебного участка № 32 Самарской области от дд.мм.гггг. законным и обоснованным, просил в удовлетворении жалобы отказать.

Суд, изучив материалы дела, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Зыбинскую О.И., мнение заместителя прокурора Октябрьского района г. Самары Л*, полагает, что жалоба удовлетворению не подлежит.

Статья 19.20 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -

Согласно п.96 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» лицензия на осуществление медицинской деятельности предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

В соответствии с п.4 вышеуказанного Постановления медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи.

В соответствии со ст.ст. 5, 5.1, 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, а также разъяснениями, данными в письме Росздравнадзора от 27.05.2010 г. № 04И-502/10, лицензирование медицинской деятельности муниципальных учреждений, не относящихся к муниципальной системе здравоохранения, в том числе муниципальных образовательных учреждений, должно лицензироваться Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и её территориальными органами.

Вина должностного лица заведующей МДОУ № 160 г. Самары Зыбинской О.И. в осуществление медицинской деятельности без лицензии, подтверждается материалами дела, а именно:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от дд.мм.гггг. (л.д. 3-6),

- выпиской из приказа Муниципального отдела образования Администрации Октябрьского района г. Самары от дд.мм.гггг. №* о принятии в порядке перевода Зыбинской О.И. на должность заведующей ясли – садом № 160 (л.д. 10);

- Должностной инструкцией №* заведующей МДОУ № 160 г.о. Самара, утвержденной Руководителем Департамента образования Администрации г.о. Самара Ш* дд.мм.гггг., в соответствии с которой, заведующий детским садом осуществляет обязанности, предусмотренные законодательством, муниципальными правовым актами и уставом образовательного учреждения (л.д. 12-13);

- Уставом МДОУ № 160 г.о. Самара, согласно п. 8.13 которого, заведующий ДОУ обеспечивает, в том числе, выполнение санитарно-гигиенических и других необходимых условий по охране жизни и здоровья воспитанников в ДОУ (л.д. 18-39);

- справкой помощника прокурора Октябрьского района г. Самары Н* (л.д. 14), копиями страниц Журнала профилактических прививок МДОУ № 160, из которых следует, что в феврале, марте и апреле месяцах 2011 г. в МДОУ № 160 проводилась вакцинация детей (л.д. 15-17),

- должностной инструкцией старшей медицинской сестры, утвержденной заведующей ДОУ № 160 Зыбинской О.И. дд.мм.гггг., согласованной с председателем профсоюзного комитета ДОУ № 160 М* дд.мм.гггг., согласно которой, старшая медицинская сестра относится к категории среднего медицинского персонала, принимается на должность и увольняется приказом руководителя дошкольного учреждения, непосредственно подчиняется заведующему ДОУ, в должностные обязанности старшей медицинской сестры входят: систематический медицинский осмотр детей; назначение всем вновь поступившим детям комплекса медико – оздоровительно-педагогических мероприятий, назначения детям необходимых диагностических проб, лабораторных исследований и лечения; доврачебную помощь детям в случае острого заболевания или травмы; обеспечение контроля за обеспечением наличия медикаментов, бакпрепаратов, дезинфекционных средств, медицинских инструментов, аппаратуры (л.д. 42-47);

- пояснениями Зыбинской О.И. в мировом суде, в связи с чем, суд считает несостоятельными доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что находящаяся в штате МДОУ № 160 г. Самары медицинская сестра на момент проведения проверки медицинскую деятельность не осуществляла.

То обстоятельство, что в настоящее время МДОУ № 160 г. Самары обратилось для регистрации права оперативного управления на нежилое здание, расположенное по <адрес> в г. Самаре, не может служить основанием для освобождения заведующей МДОУ № 160 г. Самары Зыбинской О.И. от ответственности за совершенное административное правонарушение.

Мировой судья с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, установил вину заведующей МДОУ № 160 г. Самары Зыбинской О.И. в нарушении вышеуказанных норм и правил, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.20 ч.1 КоАП РФ, дал надлежащую оценку доводам Зыбинской О.И. о невозможности получения лицензии на осуществление медицинской деятельности по причине отсутствия оформленного права оперативного управления на здание, в котором располагается детский сад.

Таким образом, суд приходит к выводу, что мировой судья, оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, обоснованно признал их допустимыми, полученными в соответствии с требованиями закона, положил их в основу своего решения, счел их достаточными для вывода о виновности заведующей МДОУ № 160 г. Самары Зыбинской О.И. в совершении административного правонарушения, верно квалифицировал её действия по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). При назначении административного наказания мировой судья правильно учел характер совершенного административного правонарушения, наказание назначено с учетом ст. 4.1 КоАП РФ, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права при вынесении постановления мировым судьей не допущено, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены постановления мирового судьи у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 32 Самарской области Трух Е.В. от дд.мм.гггг. - оставить без изменения, а жалобу Зыбинской О.И. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента провозглашения и в кассационном порядке обжалованию не подлежит.

Судья (подпись) Устинова О.В.