РЕШЕНИЕ город Самара 13.09.2011 года Судья Октябрьского районного суда г. Самары Устинова О.В., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, генерального директора Открытого акционерного общества «Автовокзалы и автостанции Самарской области» Хакимовой Ф.Ф. – Куваева Д.Н. по доверенности б/н от дд.мм.гггг., председателя Административной комиссии Октябрьского района г.Самары К*, представителя Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области М* по доверенности №* от дд.мм.гггг., при секретаре судебного заседания Муравьевой В.А., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении №* по жалобе генерального директора Открытого акционерного общества «Автовокзалы и автостанции Самарской области» Хакимовой Ф.Ф. на постановление №* Административной комиссии Октябрьского района г.о. Самара от дд.мм.гггг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» от 01.11.07 г. № 115-ГД, в отношении генерального директора Открытого акционерного общества «Автовокзалы и автостанции Самарской области» Хакимовой Ф.Ф., которым постановлено: «Хакимову Ф.Ф. подвергнуть административному наказанию в виде штрафа на сумму 3000 рублей», УСТАНОВИЛ: Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному должностным лицом Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области – главным специалистом управления транспортного комплекса департамента развития транспортного комплекса М*, от дд.мм.гггг. генеральный директор Открытого акционерного общества «Автовокзалы и автостанции Самарской области» (далее ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области») Хакимова Ф.Ф. привлечена к административной ответственности по ст.9.11 Закона Самарской области об административных правонарушениях от 01.11.07 г. № 115-ГД за предоставление оператором автовокзала услуг перевозчикам без заключения с заказчиком перевозок договора об обеспечении регулярных перевозок. Административной комиссией Октябрьского района г.о. Самара дд.мм.гггг. постановлено указанное выше постановление. Генеральный директор ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» Хакимова Ф.Ф. обратилась в суд с жалобой на постановление Административной комиссии Октябрьского района г.о. Самара по делу об административном правонарушении от дд.мм.гггг., указав, что обжалуемое вынесено с нарушением норм действующего законодательства, при отсутствии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, поскольку, основанием для вынесения постановления №* явилось установление факта предоставления оператором автовокзала (автостанции) услуг перевозчикам без заключения с заказчиком перевозок договора об обеспечении регулярных перевозок. Данный вывод был сделан на основании протокола об административном правонарушении от дд.мм.гггг., составленного Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее Министерство) по результатам проверки деятельности операторов автовокзалов и автостанций. Однако, как следует из жалобы, ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» не было известно о проведении вышеуказанной проверки, никаких документов, подтверждающих факт ее проведения Министерство в адрес общества не направило, чем, по мнению заявителя, нарушило требования закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так как в соответствии с п.4 ст. 12 указанного выше Закона №294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, снованиями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. Однако, в нарушение данного пункта ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» не было уведомлено о проведении выездной проверки, основаниях ее проведения. Согласно ст. 15 указанного выше Закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе: осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при её проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» п.2 ч.2 ст.10 настоящего Федерального закона. Указывает, что проверка проводилась без участия представителя ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области». Согласно ст. 16 Закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. Из жалобы следует, что акт указанной выше проверки ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» предоставлен не был. Кроме того, считает, что в нарушение ч.2 ст. 11.1 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», обжалуемое постановление №* от дд.мм.гггг. вынесено неуполномоченным административным органом, а именно: административной комиссией Октябрьского района г.о.Самара, что является основанием для его отмены. Также из жалобы следует, что основанием для вынесения обжалуемого постановления явилось нарушение заявителем, по мнению административного органа ст.9.11 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», а именно: предоставление оператором автовокзала (автостанции) услуг перевозчикам без заключения с заказчиком перевозок договора об обеспечении регулярных перевозок. Указывает, что порядок заключения договора с операторами автовокзалов (автостанций) в настоящее время законодательством Самарской области не определен, в то же время, единый порядок для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд установлен Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно ст. 5 которого, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом, действия уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов. В соответствии со ст. 10 Федерального закона №94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика, на товарных биржах). Однако, как указывает заявитель, с момента принятия Закона Самарской области № 107-ГД до сегодняшнего дня заказчик перевозок не размещал заказа на оказание операторами автовокзалов услуг по обеспечению регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам. Таким образом, считает, что у ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» отсутствовала возможность по заключению договора с заказчиком перевозок на оказание услуг по обеспечению регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, что исключает виновность её действий в соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, вместе с тем, ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» в соответствии с законодательством Российской Федерации включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 65 процентов. Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. На основании изложенного, полагает, что ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» не вправе отказать перевозчику в заключении с ним договора, даже при отсутствии договора с заказчиком перевозок, поскольку Закон Самарской области №115-ГД, содержащий запрет на предоставление оператором автовокзала (автостанции) услуг перевозчикам без заключения с заказчиком перевозок договора об обеспечении регулярных перевозок не относится ни к Федеральным законам, ни к нормативным правовым актам Правительства РФ, ни к нормативным правовым актам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также не является судебным актом. В связи с чем, заявитель считает, что в её действиях отсутствует состав правонарушения, что является основанием для прекращения производства по делу в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Просит отменить Постановление административной комиссии Октябрьского района г.о.Самара от дд.мм.гггг. №*, производство по делу прекратить. В судебном заседании представитель заявителя – Куваев Д.Н., действующий на основании доверенности б/н от дд.мм.гггг., а также Никитина О.В., действующая на основании доверенности б/н от дд.мм.гггг., ранее в судебном заседании дд.мм.гггг., доводы жалобы поддержали в полном объеме по изложенным в ней основаниям. Председатель административной комиссии К* в судебном заседании полагал обжалуемое постановление законным и обоснованным, просил постановление №* от дд.мм.гггг. оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. В судебном заседании представитель Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области М*, действующий на основании доверенности №* от дд.мм.гггг., с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав материалы дела, представленные в суд материалы, суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Генеральным директором ОАО «<***>» К** в адрес Министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области М** дд.мм.гггг. было направлено обращение №* с просьбой провести проверку в отношении ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» по соблюдению Закона Самарской области от 01.11.2007 г. № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области». дд.мм.гггг. по обращению ОАО «<***>» от дд.мм.гггг. №* главным специалистом контрольно – ревизорского управления на пассажирском транспорте Г* и главным специалистом управления транспортного комплекса М* департамента развития транспортного комплекса Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области проведена выездная проверка соблюдения ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» требований действующего законодательства в сфере предоставления услуг операторов автовокзалов (автостанций) перевозчикам, осуществляющим межмуниципальные пассажирские перевозки. По результатам указанной проверки дд.мм.гггг. составлен Акт проверки соблюдения операторами автовокзалов (автостанций) требований действующего законодательства об обеспечении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам. дд.мм.гггг. должностным лицом Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области – главным специалистом управления транспортного комплекса департамента развития транспортного комплекса М* составлен протокол об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» Хакимовой Ф.Ф. за предоставление оператором автовокзала услуг перевозчикам без заключения с заказчиком перевозок договора об обеспечении регулярных перевозок. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то лицом, с соблюдением норм и требований КоАП РФ. В соответствии с ч.2 ст.10 Закона Самарской области от 12.10.2010г. № 107-ГД «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области» услуги операторов автовокзалов (автостанций) предоставляются перевозчикам на основании публичного договора после заключения оператором автовокзала (автостанций) с заказчиком перевозок договора об обеспечении регулярных перевозок Согласно п.3 ч.3 ст.5 Закона Самарской области от 12.10.2010г. № 107-ГД «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области» функции заказчика регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам осуществляет министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области. Ответственность за предоставление оператором автовокзала (автостанции) услуг перевозчикам без заключения с заказчиком перевозок договора об обеспечении регулярных перевозок предусмотрена ст.9.11 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» от 01.11.07 г. № 115-ГД и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Доводы жалобы о том, что при проведении проверки должностными лицами министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области грубо нарушены ст.ст. 12, 15, 16 ФЗ РФ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не могут быть приняты судом, поскольку, как установлено в судебном заседании, Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области дд.мм.гггг. была проведена выездная проверка соблюдения ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» требований действующего законодательства в сфере предоставления услуг операторов автовокзалов (автостанций) перевозчикам, осуществляющим межмуниципальные пассажирские перевозки по обращению ОАО «<***>» от дд.мм.гггг. №*. В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 27.07.2007 г. № 224-ФЗ) положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Из представленного суду Акта проверки соблюдения операторами автовокзалов (автостанций) требований действующего законодательства об обеспечении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам от дд.мм.гггг. следует, что в ходе проверки установлено: в здании автовокзала по адресу: <адрес>, размещено расписание отправления автобусов по межмуниципальным маршрутам; в билетных кассах осуществляется продажа билетов на регулярные рейсы; зафиксированы посадка и высадка пассажиров отбывающими и прибывшими автобусами, выполняющими регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам, что подтверждает факт того, что ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» предоставляет услуги оператора автовокзала перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам. Ссылки жалобы на то, что обжалуемое постановление №* Административной комиссии Октябрьского района г.о. Самара от дд.мм.гггг. по делу об административном правонарушении вынесено неуполномоченным административным органом, суд считает несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм процессуального права. В соответствии с п.2 ст. 11.1 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» административными комиссиями рассматриваются дела об административных правонарушения, предусмотренных статьями 2.2 - 2.4, 2.6 - 2.21, 2.26, 2.27, 3.1, 3.2, 4.1 - 4.14, 4.18 - 4.21, 5.6, 5.7, 6.1 - 6.5, 8.1 - 8.4, 9.1, 9.2, 9.3, 9.4, 9.5 - 9.12, 10.1, 10.2, 10.4 и статьями 5.1 - 5.5 (за исключением административных комиссий районов городского округа Самара) указанного Закона. Доводы жалобы о том, что у ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» отсутствовала возможность по заключению договора с заказчиком перевозок на оказание услуг по обеспечению регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, поскольку заказчик перевозок не размещал заказа на оказание операторам автовокзалов услуг по обеспечению регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, что в силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ исключает виновность действий Хакимовой Ф.Ф., не могут быть приняты судом. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений. Согласно ст.3 указанного Федерального закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности государственных заказчиков в товарах, работах, услугах. Как установлено в судебном заседании, заключение министерством договоров об обеспечении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам с операторами автовокзалов (автостанций) не требует расходование бюджетных средств на оплату услуг контрагентов, в связи с данным обстоятельством Закон № 94-ФЗ не распространяет свое действие на правоотношения по заключению министерством договоров с операторами автовокзалов (автостанций). Таким образом, договоры на обеспечение регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам должны заключаться в общем гражданско - правовом порядке, при этом, поскольку министерство не ведет реестр организаций, являющихся операторами автовокзалов (автостанций), в целях соблюдения требований ст. 10 Закона № 107-ГД инициатива заключения договора должна исходить от этих организаций, а не от министерства. Доказательств того, что ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» обращалось в Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области по вопросу заключения договора об обеспечении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, суду не представлено. Таким образом, в действиях генерального директора ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» Хакимовой Ф.Ф. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» от 01.11.07 г. № 115-ГД, то есть предоставление оператором автовокзала (автостанции) услуг перевозчикам без заключения с заказчиком перевозок договора об обеспечении регулярных перевозок. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» Хакимовой Ф.Ф. является законным, обоснованным, вынесенным с учетом всех обстоятельств дела, наказание определено в пределах санкции ст.9.11 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» от 01.11.07 г. № 115-ГД минимально возможное. При указанных обстоятельствах, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении у суда не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление №* Административной комиссии Октябрьского района г.о. Самара от дд.мм.гггг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» от 01.11.07 г. № 115-ГД, в отношении генерального директора Открытого акционерного общества «Автовокзалы и автостанции Самарской области» Хакимовой Ф.Ф. - оставить без изменения, а жалобу генерального директора Открытого акционерного общества «Автовокзалы и автостанции Самарской области» Хакимовой Ф.Ф. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Судья (подпись) О.В. Устинова.