РЕШЕНИЕ г.о. Самара 14.08.2012 Судья Октябрьского районного суда города Самары Щербакова О.И., с участием представителя лица, подавшего жалобу, - Т* по доверенности №...-юр от дата, представителя отдела надзорной деятельности Октябрьского района г.о. С*, при секретаре: Мальковой Н.В., рассмотрев жалобу открытого акционерного общества «Завод авиационных подшипников» на постановление мирового судьи судебного участка № адрес ***. от дата по делу об административном правонарушении, которым постановлено: «Признать открытое акционерное общество «Завод авиационных подшипников» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей», УСТАНОВИЛ: Согласно протоколу об административном правонарушении №... от дата, ОАО «Завод авиационных подшипников» было совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, выразившееся в невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно: дата в ОАО «Завод авиационных подшипников» по адресу: адрес нарушены: Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 № 782. Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 № 804. Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 841 от 02 ноября 2000, а именно: Руководитель организации; работник, ответственный по гражданской обороне не прошли повышения квалификации (переподготовки) в области гражданской обороны в учебно-методическом центре по ГО и ЧС Самарской области (на курсах ГО муниципального образования) (Нарушение: пункт 1 ст. 9 Федерального закона 28-ФЗ от дата «О гражданской обороне», пункты 3. 4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 ); 2.Нештатные аварийно-спасательные формирования не аттестованы на проведение соответствующих аварийно - спасательных работ (не имеют свидетельства установленного образца на право ведения определенных видов аварийно - спасательных работ). (Нарушение пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28- ФЗ «О гражданской обороне». Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестации аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей»); З.Спасатели нештатных аварийно-спасательных Формирований не аттестованы (не имеют удостоверение спасателя, книжку спасателя и жетон спасателя установленных образцов) (Нарушение пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестации аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей»); Не создан в целях гражданской обороны запас материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств (Нарушение: пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; Постановление Правительств; 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской о запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств; 5.Не осуществлено обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (Нарушены пункты 4. 6, 7 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993). 5.В категорированной организации (II категория по ГО) при численности рабочих и служащих 1696 человек назначен 1 освобожденный работник на решение задач в области гражданской обороны (Нарушение: Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных решение задач в области гражданской обороны», - за что предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ. дата постановлением мирового судьи судебного участка №адрес ОАО «Завод авиационных подшипников» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.7 ч.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей. Не согласившись с постановлением мирового судьи, ОАО «Завод авиационных подшипников» обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что постановление мирового судьи вынесено незаконно и необоснованно, просит его отменить. Указывает, что мировой суд признал обоснованным довод ГУ МЧС (п.п. 1 п. 9 Протокола №... об цминистративном правонарушении (далее - АПН)) о том, что руководитель организации и работник, ответственный по гражданской обороне (ГО) не прошли повышения квалификации (переподготовки) в ГО, полагает, что мировым судом не учтено, что в соответствии с п.4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ №... от дата. повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской бороны, проводится не реже 1 раза в 5 лет. Вместе с тем, работник ОАО «ЗАП», ответственный по ГО - ачальник штаба (отдела) ГО ОАО «ЗАП» Л* проходил обучение в учебно-методическом центре ГО и ЧС адрес в 2007 году, что подтверждается удостоверением №.... Мировой суд в своем Постановлении не дал оценку доводам ОАО «ЗАП» о том, что постановление Правительства РФ от дата №... «Об аттестации аварийно-спасательных армирований и спасателей», нарушение норм которого вменяется ОАО «ЗАП», утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от дата N 1091, вступившего в силу с дата. Кроме того, указывают, что согласно п. 3 Положения о накоплении хранении и использовании в целях гражданской ороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утв. постановлением Правительства №... от дата, запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства. ОАО «ЗАП» в материалы дела были представлены договоры за периоадрес. г. с некоторыми поставщиками, согласно которым Общество ежегодно проводит закупку материально-технических, едицинских и иных средств, а также средств индивидуальной защиты. Довод Мирового суда о том, что «при расчете численности рабочих и служащих в организации на 1696 человек закуплено костюмов рабочих 710 шт., фартуков 170 шт., сапог кирзовых 6 пар, тапочков 535 шт. не имеет доказательственного значения. Представленные ОАО «ЗАП» договоры свидетельствуют не о количестве закупаемых материально- технических, медицинских средств и средств индивидуальной защиты, а подтверждают факт наличия запасов материально-технических, медицинских средств и средств индивидуальной защиты, поскольку в п.п. 4 и п.п. I. 9 Протокола №... об АПН указано на отсутствие таких запасов («не создан в целях ГО запас материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств», «не осуществлено обеспечение работников редствами индивидуальной защиты»). Мировым судом в Постановлении указано, что ОАО «ЗАП» не оспаривало п.п. 6 п. 9 Протокола №... [об АПН согласно которому, в категорированной организации при численности рабочих и служащих 1696 человек назначен 1 освобожденный работник на решение задач в области ГО. Однако, в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессеосуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. В силу п. 3 ст. 15 данного Закона при проведении проверки должностные лица органа государственного оля (надзора) не вправе требовать представления документов, информации, если они не являются актами проверки или не относятся к предмету проверки. Не соблюдение указанного требования (п. 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ) в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 20 она № 294-ФЗ относится к грубым нарушениям. Согласно п. 1 ст. 20 названного Закона результаты проверки, проведенной органом государственного ля (надзора) с грубым нарушением установленных данным Законом требований к организации и ведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, ивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных иципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля - надзора или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. В соответствии с Распоряжением отдела надзорной деятельности о проведении плановой выездной верки ОАО «ЗАП» №... от дата целью проведения проверки является надзор за соблюдением идическим лицом в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований в области цанской обороны, установленных действующим законодательством РФ. Для достижения целей и задач верки указанным распоряжением определен перечень мероприятий, необходимых для проведения в ках проверки, а именно: провесит проверку за соблюдением юридическим лицом в процессе своей деятельности обязательных требований в области ГО; выполнение организационных мероприятий; содержание защитных сооружений, инженерных сетей; готовность персонала организации к действиям в области ГО; наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников реждения мерами в области ГО. Таким образом, из анализа содержания данного распоряжения о проведении проверки следует, что вопрос о численности работников, уполномоченных на решение задач в области ГО не являлся предметом роверки. В связи с чем, результаты проверки по данному вопросу не являются доказательством нарушения АО «ЗАП» требований законодательства и подлежат отмене. Однако указанный довод лица, в отношении оторого ведется производство по делу об АПН, не был предметом рассмотрения в судебном заседании и не получил надлежащей правовой оценке в постановлении. Кроме того, указывают, что мировым судом не был принят во внимание и оставлен без рассмотрения довод ОАО «ЗАП» о существенном нарушении его процессуальных прав. Заинтересованным лицом не представлено доказательств извещения законного представителя АО «ЗАП» о составлении протокола №... об АПН, либо доказательств присутствия законного едставителя при вынесении названного протокола. В результате отсутствия законного едставителя заявителя при составлении протокола он не мог давать свои пояснения и возражения существу, ему не были разъяснены его права. Нарушение положений ст. 28.2 КоАП РФ является нованием для признания незаконным и отмены оспариваемого протокола №... об АПН. В соответствии с п. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к министративной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Просят постановление по делу об административном правонарушении №..., вынесенное мировым судьей судебного участка № адрес *** дата отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ в отношении Открытого акционерного общества «Завод авиационных подшипников» прекратить. В судебном заседании представитель заявителя, доводы своей жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление мирового судьи судебного участка №адрес от дата отменить. Кроме того, представила дополнение к жалобе, а также копию Положения об организации и ведении гражданской обороны в ОАО «Завод авиационных подшипников». Представитель отдела надзорной деятельности адрес г.о. Самара Ч* в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, поскольку доводы, изложенные в ней не соответствуют действительности, противоречивы, не основаны на законе. В частности, юридическим лицом не доказано, что недостатки, выявленные и указанные в протоколе об административном правонарушении, не имели место в действительности. Выслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность. Из протокола №... от дата об административном правонарушении следует, что инспектором отдела надзорной деятельности адрес г.о. Самара было установлено, что в деятельности ОАО «Завод авиационных подшипников» имеются нарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ. Согласно акта проверки №..., составленного инспектором отдела надзорной деятельности Ч*, дата в присутствии представителя ОАО «Завод авиационных подшипников», установлено, что имеются нарушения обязательных требований в области гражданской обороны. По результатам проведенной проверки должностным лицом органа, осуществляющего государственной надзор в данной области, составлен протокол об административном правонарушении. Указанный протокол составлен уполномоченным на то лицом, в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, с соблюдением норм и требований КоАП РФ, оснований не доверять установленных в нем фактов, у суда не имеется. Кроме того, представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, который присутствовал при составлении протокола и был вправе давать пояснения по существу правонарушения, собственноручно указал в протоколе «объяснения будут представлены в суде, просил приобщить» и заверил своей личной подписью. Довод лица, подавшего жалобу о том, что при составлении протокола об административном правонарушении не присутствовал специально уполномоченный на это представитель юридического лица, не может быть принят судом во внимание, поскольку является необоснованным. В протоколе об административном правонарушении имеются сведения о том, что при его составлении присутствовал представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - ОАО «Завод авиационных подшипников» - Т*, которая давала свои пояснения по существу дела, ей были разъяснены ее права и обязанности как представителя, о чем имеется ее личная подпись в протоколе об административном правонарушении. Кроме того, в дело об административном правонарушении представлена заверенная копия ее доверенности, которая соответствует предъявляемым законом требованиям к ее форме и содержанию. Также, не могут быть судом приняты во внимание и доводы заявителя о том, что недостатки, изложенные в протоколе, не имели место в действительности, не являются нарушениями с точки зрения законодательства, по следующим основаниям. Согласно п. 4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000, «Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц. впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными» На момент окончания проверки документов, подтверждающих своевременность повышения квалификации руководителя организации и работника, ответственного по гражданской обороне, представлено не было. Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» «организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности». Согласно п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 г. Москва "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" «Установить, что пункт 2 и абзац второй пункта 4 настоящего постановления вступают в силу по истечении 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления». Указанное постановление вступило в силу 21 января 2012 г. Согласно п. 4. Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804 «4. Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны: в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством» Данный документ на момент окончания проверки представлен не был, что также не отрицается и представителем юридического лица. Согласно п. 6 Приказа МЧС России от 25.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» «состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации по субъектам Российской Федерации». Таким образом, изложенными выше нормативно-правовыми актами подтверждается обоснованность требований органа государственного надзора об исполнении предписаний законодательства в сфере гражданской обороны. При этом, возражения представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности основаны на неверном толковании норм права и потому не могут быть приняты судом во внимание. Кроме того, суд учитывает, что организация представляет собой сложную многоаспектную деятельность, являющуюся элементом управленческой деятельности и направленную на воплощение в жизнь подготовленных планов, обеспечение необходимого технического оснащения, налаживание взаимодействия между различными задействованными лицами и службами, обеспечение квалифицированного руководства. К мероприятиям по поддержанию устойчивого функционирования организации, относятся в первую очередь мероприятия по мобилизационной подготовке персонала и отделов организаций, разработка планов эвакуации и доведения их до сведения персонала и иные мероприятия. В обязанности организаций входит обучение работников поведению и способам защиты в случае наступления военных действий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такое обучение препятствует возникновению паники, человеческих жертв, в случае наступления экстремальных событий. Правомочия организаций в области организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны направлены на сотрудников организации. Обучение сотрудников организаций осуществляется на основе специально разработанных программ. Однако, юридическим лицом не опровергнуты сведения о имевших место нарушениях, изложенных в протоколе об административном правонарушении. Суд принимает во внимание, что мировым судьей в постановлении от 26.06.2012 дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, как в отдельности, так и в общей совокупности, в том числе с возражениями представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. Таким образом, виновность открытого акционерного общества «Завод авиационных подшипников» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.7 ч.2 КоАП РФ, полностью подтверждается материалами дела. Каких-либо иных сведений, указывающих на отсутствие в действиях открытого акционерного общества «Завод авиационных подшипников» состава административного правонарушения, которые не были учтены при рассмотрении дела в мировом суде, и отсутствие которых не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, представителем открытого акционерного общества «Завод авиационных подшипников» в судебном заседании при рассмотрении жалобы не представлено. Оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № адрес от дата по делу об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «Завод авиационных подшипников» у суда не имеется, поскольку постановление мировым судьей вынесено законно и обоснованно, наказание назначено справедливо, с учетом всех обстоятельств дела. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление мирового судьи судебного участка № адрес *** от дата оставить без изменения, а жалобу открытого акционерного общества «Завод авиационных подшипников» – без удовлетворения. Решение вступает в законную силу с момента провозглашения и в кассационном порядке обжалованию не подлежит. Судья О.И.Щербакова