ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11.01.2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лапшиной В.Б.
при секретаре судебного заседания Семушиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 5-307/10 в отношении ООО «Ломбардии» ЗАЛОГЦЕНТР» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, суд
УСТАНОВИЛ:
Из протокола № 04-10/692 об административном правонарушении от 25.11.2010г. следует, что заместителем начальника отдела надзорной деятельности Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу Ф* в результате рассмотрения документов и сведений, имеющихся в распоряжении МРУ Росфинмониторинга по ПФО, на предмет исполнения ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, установлено следующее:
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 09.11.2010 №17831 основным видом деятельности ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» является предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества. Таким образом, ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» в соответствии со статьей 5 Федерального закона относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии со ст.4 Федерального закона к обязательным мерам, направленным на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма относятся обязательные процедуры внутреннего контроля. Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган. В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля, и программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона).
В ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» внутренний контроль в течение длительного времени не организован.
1. Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30 ноября 2005 года №164 «Об утверждении формы Карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» утверждена форма карты постановки на учет в Росфинмониторинге (далее - карта 2-КПУ). В соответствии с п. 45 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 14.12.2007 №318 и п. 10 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28 организации в случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, в течение 5 дней сообщают о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу. П.п. 2, 3 карты формы 2-КПУ предусмотрена фиксация информации об адресе местонахождения юридического лица и адресе фактической деятельности организации. В представленной при постановке на учет ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» карте 2 -КПУ в качестве юридического и фактического адресов указано: <адрес>, <адрес> <адрес>. Между тем, МРУ Росфинмониторинга по ПФО установлено, что ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» по юридическому адресу, указанному в карте формы 2-КПУ, отсутствует, что подтверждается актами об отсутствии от 26.10.2010 и 22.11.2010. Кроме того, отсутствие организации по указанному адресу подтверждается неоднократным возвратом почтовой корреспонденции, направляемой МРУ Росфинмониторинга по ПФО в адрес данной организации. Причиной возврата направленной корреспонденции отделениями почтовой связи указано: «адресат по указанному адресу не значится». Отсутствие организации по заявленному адресу места нахождения при отсутствии обязательного информирования уполномоченного органа о смене адреса, свидетельствует о намерении организации к установлению препятствий надзорному органу в осуществлении государственного контроля в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, а также указывает на пренебрежительное отношение Общества к исполнению своих обязанностей возложенных на него законодательством в сфере ПОД/ФТ.
2. Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Распоряжениями Правительства РФ от 17.07.2002 №983-р, а также от 10.06.2010 №967-р установлено, что указанные нормативные правовые акты определяют единый подход к разработке организациями (за исключением кредитных организаций), осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, указанными в статье 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.07.2002 №983-р, действовавшим до 28.06.2010, а также распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010, вступившим в законную силу с 28.06.2010, при разработке критериев выявления и определении признаков необычных сделок в обязательном порядке учитывается также специфика деятельности организации и рекомендации, утверждаемые Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами. Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103, утверждены новые рекомендации, содержащие основные критерии выявления и признаки необычных сделок, учитывающие виды деятельности различных организаций, в том числе ломбардов.
Исходя из поставленных целей законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма также буквального прочтения Рекомендаций № 983-р и №967-р и п.22 Административного регламента № 130, Правила внутреннего контроля должны соответствовать действующему законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ.
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ № 715 требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу. Данные требования установлены Федеральной службой по финансовому мониторингу Приказом от 01.11.2008 №256 «Об утверждение положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализация (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма», который вступил в силу с 17.02.2009, а также приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203, вступившим в законную силу 05.04.2010. Правила внутреннего контроля ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» согласованы в МРУ Росфинмониторинга по ПФО (уведомление от 26.08.2008 №04-15/1975). При этом, данные Правила содержат положения, предусматривающие порядок осуществления внутреннего контроля, выявления и представления сведений в уполномоченный орган. Учитывая, что Правила внутреннего контроля направлены на создание условий надлежащего исполнения требований Федерального закона, в том числе выявлению и представлению информации об операциях (сделках), вызывающих подозрения, они должны приводиться в соответствие с действующим законодательством РФ и неукоснительно соблюдаться организациями. Вместе с тем, указанные правила внутреннего контроля ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР», в течение длительного времени, а именно с 17.02.2009 не соответствуют действующему законодательству в сфере ПОД/ФТ, поскольку, в частности не содержат приведенных в соответствие с приказами Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256, а также от 03.08.2010 №203 квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, кроме того критерии и признаки необычных сделок не доработаны в соответствие с приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в Обществе по причине отсутствия принятия внутренних организационных мер в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также недостаточном обучении сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ.
Вышеперечисленные нарушения образуют объективную сторону административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ.
Объяснений по фактам выявленных нарушений к моменту составления протокола об административном правонарушении ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» нe представило.
В соответствии со ст.3, 7 Федерального закона обязанность по принятию (внутренних организационных мер в целях соблюдения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, возлагается на организации - юридические лица, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованными в ст. 5 Федерального закона. Следовательно, ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» нарушило требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля. Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» (<адрес> совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО не явился, однако до начала судебного заседания поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
В судебное заседание ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» не явились, извещались надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили. Ходатайств об отложении дела не поступало. Из представленных суду материалов установлено, что ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» по юридическому адресу, указанному в карте формы 2-КПУ, отсутствует, что подтверждается актами об отсутствии от 26.10.2010 и 22.11.2010, составленными МРУ Росфинмониторинга по ПФО. Кроме того, отсутствие организации по указанному адресу подтверждается неоднократным возвратом почтовой корреспонденции, направляемой МРУ Росфинмониторинга по ПФО в адрес данной организации. Причиной возврата направленной корреспонденции отделениями почтовой связи указано: «адресат по указанному адресу не значится».
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
25 ноября 2010г. в отношении ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» был составлен протокол № 04-10/692 об административном правонарушении (л.д. 51).
Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности изложенные выше обстоятельства совершения правонарушения, находит, что в действиях ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, а именно: нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
При назначении вида и размера наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, а также то, что правонарушение совершено впервые, ранее предписаний в адрес ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» не выносилось, вместе с тем, выявленные нарушения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма нарушает механизм установленного контроля со стороны уполномоченного органа и создает благоприятные условия для осуществления операций, направленных на отмывание доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, тем самым создавая угрозу жизни людей. В связи с чем, учитывая тот факт, что организация уклоняется от процедур обязательного контроля, суд считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР», расположенного по адресу: <адрес> сроком на 90 суток.
Руководствуясь ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «Ломбард «ЗАЛОГЦЕНТР», расположенного по адресу: <адрес> сроком на 90 суток, в части приостановления деятельности постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: /подпись/ В.Б. Лапшина
КОПИЯ ВЕРНА
Судья:
Секретарь: