постановление по делу об адмитнистративном праовнарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.о. Самара 06.05.2011

Судья Октябрьского районного суда г. Самары Щербакова О.И.,

с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности – У* по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору капитана внутренней службы Ф*,

при секретаре Шукшиной И.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело № в отношении Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королева (национального исследовательского университета)», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Из протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору – старшим инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Самара капитаном внутренней службы Ф*, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> была проведена проверка общежития № СГАУ, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», (утверждены Приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003г., зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003г. Регистрационный № 4838), СНиП 21-01-97* Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений», НПБ 104-03 Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», а именно:

1. Отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03 табл.1 п.6.1, СНиП 2.08.02-89* п. 3.52*, СНиП 21-01-97* п. 7.1)

2. Отсутствует автоматизированная система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 16, НПБ 104-03 табл. 1,2)

3. Отсутствуют объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети на путях эвакуации, на выходах с этажей в общие лестничные клетки, на основном и запасных выходах (световые указатели «Эвакуационный (запасный) выход», «Дверь эвакуационного выхода» (нарушение: 01-03 п. 3, 61, НПБ 104-03 п. 4.1 табл. 1,2)

4. В кухнях общежития установлены газовые плиты (нарушения: ППБ 01-03 п. 3, С 2.08.01-89* п. 3.13*)

5. Трубопровод подводящий газ к бытовым плитам не оборудован термочувствительными запорными устройствами (клапанами), автоматически перекрывающими газов магистраль при достижении температуры среды в помещении при пожаре 100 (нарушения: ППБ 01-03 п. 84)

6. Пути эвакуации, общие коридоры, лестничные марши, отделаны горючим материалом; (масленая краска) (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 53, СНиП 21-01-97* п. 6.25*)

7. Отсутствуют противопожарные люки выхода 2-го типа на чердак из лестничных клеток (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 8.4*)

8. Не проведена очистка воздуховодов от горючих отходов (нарушения: ППБ 01-03 п. ответственный - ГОУ ВПО СГАУ.

9. Лестничные клетки на 4-м этаже правого крыла (слева), на 5-м этаже правого крыла (справа, слева), на 3, 4, 5-м этажах среднего крыла (справа, слева), на 2-м этаже лев крыла (справа), на 3-м этаже левого крыла (справа, слева), на 5-м этаже левого кр (справа, слева) не имеют двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 40, СНиП 21-01-97* п. 6.18*)

10. Дверь бельевой не имеет требуемого предела огнестойкости (нарушение: ППБ 01-03 3, СНиП 21-01-97* п. 5.14*, табл.2*, п. 7.4)

11. В номерах общежития планы эвакуации людей в случае пожара не соответствуют ГОСТ Р (нарушения: ППБ 01-03 п. 3, 125, ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 6.2.2, 6.2.4, 6.2.7, 6.2.8)

За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королева (национального исследовательского университета)» Устинов Д.С., вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, признал, пояснил, что не представилось возможным выполнить необходимые мероприятия по исполнению требований пожарной безопасности, в разумный срок, в связи с отсутствием финансирования в необходимом объеме. Также пояснил, что в настоящее время между СГАУ и ООО «<данные изъяты>» заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на установку пожарной сигнализации в общежитии в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В процессе исполнения данного контракта имеющаяся система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, работающая в ручном режиме, будет заменена на автоматическую, также будут установлены объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием. Также указал, что в настоящее время СГАУ ведется планомерная работа по замене газовых плит в общежитиях на электрические, для обеспечения безопасности проживающих до момента замены плит в общежитии устанавливаются термочувствительные запорные устройства – клапана. Просил учесть, что в соответствии с ФЗ 94 был объявлен запрос котировок на установку противопожарных люков и дверей, определен победитель, госконтракт находится в стадии оформления. Также в настоящее время во всех комнатах размещены планы эвакуации. На основании изложенного, просил не применять меру наказания в виде административного приостановления деятельности.

В судебном заседании представитель ОГПН <адрес> УГПН ГУ МЧС России по <адрес> Ф* указал, что согласен с тем, что в настоящее время СГАУ проводятся мероприятия по устранению выявленных недостатков, в связи с чем, оставляет вопрос о мере наказания на усмотрение суда.

Суд, выслушав представителя ОГПН <адрес> ГУ МСЧ России, представителя Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королева (национального исследовательского университета)», изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

По общему принципу, закрепленному в ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности личности, имущества, общества и государства.

Объективная сторона выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16 КоАП РФ.

Правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, относятся к правонарушениям с формальным составом и считаются оконченными с момента нарушения требований пожарной безопасности.

Согласно абзацу 2 ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Административное приостановление деятельности – это исключительная мера наказания, которая назначается в случае угрозы жизни или здоровью людей. Ее применение возможно в том случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В соответствии с требованиями, установленными ч.1 ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, п.10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности обязаны собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору – старшим инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Самара капитаном внутренней службы Ф*, была проведена проверка общежития № СГАУ, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, о чем ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении №.

Определением государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору – старшего инспектора отдела надзорной деятельности <адрес> г.о. Самара капитана внутренней службы Ф* протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королева (национального исследовательского университета)» передан для рассмотрения по подведомственности в Октябрьский районный суд г.о. Самара с целью назначения наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации здания общежития.

Согласно Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, Государственной учреждение здравоохранения «Самарский областной противотуберкулезный диспансер» зарегистрировано в ИФНС по <адрес> г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ.

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общежитие №, расположенное по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королева (национального исследовательского университета)».

Из договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между СГАУ и ООО «<данные изъяты>», а также государственного контракта № на проведение работ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что согласовано производство работ и установлены сроки их выполнения: по установке пожарной сигнализации в общежитии, установке автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, объемных самосветящихся знаков пожарной безопасности с автономным питанием, установке противопожарных люков и дверей, а также производства работ по замене газовых плит на электрические. СГАУ предприняты активные меры к устранению выявленных нарушений, установлены разумные сроки окончательного их устранения.

Суд, оценив в совокупности изложенные выше обстоятельства, исследовав материалы дела, находит, что в действиях Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королева (национального исследовательского университета)» имеется состав административного правонарушения, а именно - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, вместе с тем, принимая во внимание обстоятельства дела, то, что СГАУ заключены договора на устранение выявленных нарушений пожарной безопасности, а также мнение представителя ОГПН <адрес> УГПН ГУ МЧС России по Самарской области, не просившего назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации здания, суд считает нецелесообразным применение в отношении Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королева (национального исследовательского университета)» такого вида наказания как приостановление деятельности, поскольку он не будет соответствовать требованиям части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, к тому же приостановление деятельности данного учреждения будет ущемлять права граждан, непричастных к правонарушению, в связи с чем суд полагает возможным при назначении наказания ограничиться штрафом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева (национальный исследовательский университет)» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, внесенным правонарушителем на расчетный счет УФК по Самарской области (ГУ МЧС России по Самарской области): 40101810200000010001, ИНН 6315800812, БИК 043601001, КПП 631501001, ОКАТО 36401000000, КОД БК 17711627000010000140, назначение платежа – денежные взыскания (штрафы) за нарушение ФЗ «О пожарной безопасности» в ГРКЦ Банка России по Самарской области.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней.

Судья Щербакова О.И.