постановление суда по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.о. Самара 16.05.2011

Судья Октябрьского районного суда г. Самары Щербакова О.И.,

с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности – М* по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору капитана внутренней службы М**,

при секретаре Шукшиной И.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело в отношении муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору – инспектором отдела надзорной деятельности <адрес> г.о. Самара капитаном внутренней службы Ф*, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> была проведена проверка общежития МПЭСО г.о. Самара, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003г. Регистрационный № 4838. утверждены приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003г. и введены в действие 30.06.03 г.); НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации», (утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. Регистрационный №315"). СНиП 2.08.02-89* Строительные нормы и правила «Общественные здания и сооружения» (приняты и введены в действие с 1 октября 2003 г. постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 г. № 98), СНиП 21-01-97* Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13.02.97 г. № 18-7). СНиП 31-01-2003 Строительные нормы и правила «Здания жилые многоквартирные» (приняты и введены в действие с 1 октября 2003 г. постановлением Госстроя России от 23.06.2003 г. № 109). НПБ 104-03 Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (Утверждены приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323. Дата введения в действие 30 июня 2003 г.). СНиП 2.04.01-85* Строительные нормы и правила «Внутренний водопровод и канализация зданий» (СНиП 2.04.01-85* является переизданием СНиП 2.04.01-85 с изменением № 1. утвержденным постановлением Госстроя СССР от 28 ноября 1991 г. № 20. и изменением № 2. утвержденным постановлением Минстроя России от 11 июля 1996 г. № 18-46.). НПБ 151-00 Нормы пожарной безопасности «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний» (Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 27 декабря 2000 г. №79. Дата введения в действие 1 марта 2001 г.). ПУЭ Шестое издание Правила устройства электроустановок (срок введения в действие ПУЭ шестого издания - 1 июня 1985 г.). НПБ 160-97 Нормы пожарной безопасности «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования» (Введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 24.07.97г N46. Дата введения в действие с 31.07.97г.), а именно:

Отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03 табл.1 п.6.1, СНиП 2.08.02-89* п. 3.52*, СНиП 21-01-97* п. 7.1, СНиП 31-01-03 п. 4.6, 7.3.3)

Отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа (нарушение: ППБ 01- 03 п. 3, 16, НПБ 104-03 табл. 1,2, СНиП 31-01-2003 п. 4.6)

Отсутствуют объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от сюросети на путях эвакуации, на выходах с этажей в общие лестничные клетки, на основном и запасных выходах : зетовые указатели «Эвакуационный (запасный) выход», «Дверь эвакуационного выхода» (нарушение: ППБ 01-03 п. 3.61, НПБ 104-03 п. 4.1 табл. 1,2)

Пути эвакуации отделаны горючим материалом (масленая краска) (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 53, СНиП 21- •1-97* п. 6.25*)

Покрытие пола в общих коридорах выполнено горючим материалом (линолеум) (нарушения: ППБ 01-03 п. 3, :НнП 21-01-97* п. 6.25*)

6.                    Не проведен замер сопротивления изоляции электропроводки (нарушения: ППБ 01-03 п. 57)

7.                   Отсутствует ограждение на кровле (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 8.11

8.                   Не проведены эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы (нарушение: ППБ 01-03 п. 41)

9.                   Отсутствуют противопожарные люки выхода 2-го типа на чердак из лестничных клеток (нарушение: ППБ 01- 03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 8.4*)

10.                Не проведена проверка сетей противопожарного водопровода на соответствие требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения (нарушения: ППБ 01-03 п. 89)

11.                Лестничные клетки не имеют на дверях приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.18*)

12.                 Эксплуатация электрических сетей осуществляется в нарушении требований нормативных документов по электроэнергетике (имеется скрутка около комнаты № 43) (нарушения: ППБ 01-03 п. 3, 57, ПУЭ 2.1.21, 2.1.25)

13.                Окно чердака со стороны основного лестничного марша не остеклено (нарушения: ППБ 01-03 п. 44)

14.                Лестничная клетка на 3-м этаже не имеет на двери приспособление для самозакрывания и уплотнение в притворах (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.18*)

15.                 В лестничных клетках имеются радиаторные батареи, выступающие из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности площадки лестницы (нарушения: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.32*)

16.                 Несущие элементы лестничных маршей (металлические балки) не имеют нормируемого предела огнестойкости (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 5.18* табл. 4*)

17.                Допущено загромождение эвакуационных путей (коридоры) различными материалами и другими предметами (тумбочки, шкафы и т.д.) (около комнат № 1,5, 6, 7, 8,23, 29, 31, 35, 36, 53, 64) (нарушение: ППБ 01-03 п. 53)

18.                 В лестничной площадке между 1-м и 2-м этажами на окне установлена глухая металлическая решетка (нарушения: ППБ 01-03 п. 40)

19.                Пожарный кран № 5 внутреннего противопожарного водопровода не укомплектован стволом (нарушения: ППБ 01-03 п. 91)

20.                 Дверь (первая) запасного эвакуационного выхода открывается не по направлению выхода из здания (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 5.14, 7.4, табл.2*)

21.                Не проведена очистка воздуховодов от горючих отходов (нарушение: ППБ 01-03 п. 78)

22.                 Под лестничным маршем допущено хранение досок и других предметов (нарушение: ППБ 01-03 п. 40)

23.                Дверь электрощитовой не имеет требуемого предела огнестойкости (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01- 97* п. 5.14, 7.4, табл.2*)

24.                На вахте на окне установлена несъемная металлическая сетка (нарушения: ППБ 01-03 п. 40)

25.                 Шкафы для пожарных кранов не имеют отверстия для проветривания, приспособленные для их опломбирования и визуального осмотра без вскрытия (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.04.01-85* п. 6.13)

26.                Отсутствует на внешней стороне дверок пожарных шкафов номера телефона ближайшей пожарной части (нарушения: ППБ 01-03 п. 3, НПБ 151-2000 п. 4.15)

27.                Планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара не соответствуют ГОСТ (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 5.1; 6.2.3; 6.2.4; 6.2.7; 6.2.8; 6.2.9)

28.                 Обслуживающий персонал общежития не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала (нарушение: ППБ 01-03 п. 129)

29.                 Не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения (нарушение: ППБ 01- 03 п. 3, 36, СНиП 21-01-97* п. 7.12*, 7.13, СНиП 31-01-2003 п. 7.1.3, 7.1.14)

30.                 Отсутствует расчет путей эвакуации в зависимости от расчетного количества людей и наиболее удаленной точки помещения (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.4, 6.118, 6.15*, 6.23)

31.                 Отсутствует в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников (нарушения: ППБ 01-03 п. 16, 129)

32.                Дверь эвакуационного выхода закрыта на замок (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 52, СНиП 21-01-97* п. 6.18*)

33.                Отсутствуют в помещениях знаки пожарной безопасности (нарушение: ППБ-01-03 п. 3, НПБ-160-97 п. 1.1.; ГОСТ Р 12.4.026-2001 п. 4.3)

34.                 Отсутствует у гидрантов, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), с четким нанесением на них цифр, указывающие расстояние до водоисточника (нарушение: ППБ 01-03 п. 90)

За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара М* вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, признала, пояснила, что данное здание было принято на баланс предприятия с указанными в протоколе недостатками в части соблюдения требований пожарной безопасности. В связи с недостаточностью финансирования данные недостатки не были устранены в срок. В настоящее время приняты меры к устранению выявленных нарушений. Также указала, что нарушение, указанное в п. 5 протокола об административном правонарушении не имеет место, в подтверждении чего представила фотографии, из которых видно, что покрытие пола выполнено специальной плиткой, а не линолеумом, как указано в протоколе об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель ОГПН Октябрьского района г. Самары УГПН ГУ МЧС России по Самарской области М** просил признать муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить наказание на усмотрение суда. Также пояснил, что в протоколе об административном правонарушении ошибочно было указано в п. 4 о том, что покрытие пола выполнено линолеумом, подтвердил, что покрытие пола выполнено специальной плиткой, изображенной на представленном фото.

Суд, выслушав представителя ОГПН Октябрьского района г. Самары ГУ МСЧ России, представителя муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

По общему принципу, закрепленному в ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности личности, имущества, общества и государства.

Объективная сторона выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16 КоАП РФ.

Правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, относятся к правонарушениям с формальным составом и считаются оконченными с момента нарушения требований пожарной безопасности.

Согласно абзацу 2 ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Административное приостановление деятельности – это исключительная мера наказания, которая назначается в случае угрозы жизни или здоровью людей. Ее применение возможно в том случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В соответствии с требованиями, установленными ч.1 ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, п.10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности обязаны собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Из материалов дела следует, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка юридического лица. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору – Ф*, была проведена проверка общежития МПЭСО г.о. Самара, расположенного по адресу: г<адрес>, <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, о чем ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении .

Определением государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору – инспектора отдела надзорной деятельности <адрес> г.о. Самара капитана внутренней службы Ф* протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара передан для рассмотрения по подведомственности в Октябрьский районный суд г.о. Самара с целью назначения наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации здания общежития.

Согласно Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара зарегистрировано в ИФНС по <данные изъяты> г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, и назначается судьей, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Суд, оценив в совокупности изложенные выше обстоятельства, исследовав материалы дела, находит, что в действиях Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара имеется состав административного правонарушения, а именно: нарушение законодательства в области обязательных требований пожарной безопасности, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, вместе с тем, принимая во внимание обстоятельства совершения правонарушения, суд считает нецелесообразным применение в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара такого вида наказания как приостановление деятельности, поскольку он не будет соответствовать требованиям части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, к тому же приостановление деятельности данного учреждения будет ущемлять права граждан, непричастных к правонарушению, в связи с чем суд полагает возможным при назначении наказания ограничиться штрафом.

Смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, внесенным правонарушителем на расчетный счет УФК по Самарской области (ГУ МЧС России по Самарской области): 40101810200000010001, ИНН 6315800812, БИК 043601001, КПП 631501001, ОКАТО 36401000000, КОД БК 17711627000010000140, назначение платежа – денежные взыскания (штрафы) за нарушение ФЗ «О пожарной безопасности» в ГРКЦ Банка России по Самарской области.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней.

Судья (подпись) Щербакова О.И.

Копия верна

Судья

Секретарь