ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г.о. Самара 16.05.2011 Судья Октябрьского районного суда г. Самары Щербакова О.И., с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности – М* по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору капитана внутренней службы М*, при секретаре Шукшиной И.В., рассмотрев в судебном заседании административное дело № в отношении муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Из протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору – инспектором отдела надзорной деятельности <адрес> г.о. Самара капитаном внутренней службы М*, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> была проведена проверка общежития № МПЭСО г.о. Самара, расположенного по адресу: г<адрес> <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003г. Регистрационный № 4838. утверждены приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003г. и введены в действие 30.06.03 г.); НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации», (утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. Регистрационный №315). СНиП 21-01-97* Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13.02.97 г. № 18-7). НПБ 104-03 Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (Утверждены приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323. Дата введения в действие 30 июня 2003 г.). ПУЭ Шестое издание Правила устройства электроустановок (срок введения в действие ПУЭ шестого издания - 1 июня 1985 г.). ПТЭЭП-2003 Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержден: Минэнерго России введены в действие 2003-07-01, а именно: 1. места общего пользования и неприватизированные помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (нарушения: ППБ 01-03 п.З, НПБ 110-03 табл.1, п.9) 2. места общего пользования и неприватизированные помещения <не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушения: ППБ 01-03 п.З, НПБ 104-03) 3. замер сопротивления изоляции электросетей в местах общего пользования и неприватизированных помещениях не проводился (нарушение: ППБ 01-03 п.п. 3, 57; ПТЭЭП-2003 п.2.12.17) 4. люк, ведущий на крышу здания выполнен не противопожарным без требуемого предела огнестойкости (2-го типа) (нарушение: СНиП 21-01-97* п.п. 8.4*) 5. наружная пожарная лестница эксплуатационным испытаниям не подвергалась (нарушение: ППБ 01-03 п.41) 6. соединения жил электропроводов выполнено методом скрутки (на всех этажах) (нарушение: ППБ 01-03 п.п. 3, 57, ПУЭ п. 2.1.21) 7. на окнах помещений установлены глухие (не открывающиеся) металлические решетки (нарушение: ППБ 01- 03 п.40) распределительные (распаячные) коробки частично не закрыты крышками (нарушение: ППБ 01-03 пп.З, 57; ПУЭ-03 п.2.1.26) * электросветильники эксплуатируются без колпаков (рассеивателей) предусмотренных конструкцией светильников (тамбур) (нарушение: ППБ 01-03 п. 60) 10. допускается эксплуатация этажного электрощита в открытом состоянии на всех лестничных клетках 1 нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 57, ПУЭ п. 7.1.22) не обозначены знаками пожарной безопасности места для курения и места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности (нарушение: ППБ 01-03 п.27) 12. обслуживающий персонал общежития не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания (нарушения: ППБ 01-03 п. 129) 13. не проведена очистка систем вентиляции от горючих отходов (пыли) (нарушения: ППБ 01-03 п. 78) 14. не проведена проверка сетей противопожарного водопровода на соответствие требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения (нарушения: ППБ 01-03 п. 89) 15. планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара не соответствуют ГОСТ (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 5.1; 6.2.3; 6.2.4; 6.2.7; 6.2.8; 6.2.9) 16. на дверях отделяющих лестничную клетку от поэтажных коридоров отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах (нарушения: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.18*) 17. В ПК-3 отсутствует пожарный рукав (нарушения: ППБ 01-03 п. 91) 18. здание не обеспечено индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания (нарушения: ППБ 01-03 п. 129) 19. загромождены мебелью, и другими предметами балконы ведущие на наружные эвакуационные лестницы (нарушения: ППБ 01-03 п. 40) 20. дополнительная дверь, установленная на запасном эвакуационном выходе открывается не по направлению выхода из здания (нарушения: ППБ 01-03 п. 52) 21. помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, что является нарушением ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03 табл. 1, п. 9 22. замер сопротивления изоляции электросетей в помещениях не проводился, что является нарушением ППБ 01-03 п.п. 3,57 ПТЭЭП-03 п. 2, 12.17 23. соединения жил электропроводов выполнено методом скрутки, что является нарушением ППБ 01-03 п.п. 3, 57 ПУЭ 2.1.21 24. электросветильники эксплуатируются без колпаков, предусмотренных конструкцией светильников (тамбур), что является нарушением ППБ 01-03 п. 60 25. дверь в электрощитовую не имеет требуемого предела огнестойкости, что является нарушением СНиП 21-01-97* п.п. 5.14 7.4, табл. 2 26. в помещении электрощитовой не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, что является нарушением ППБ 01-03 п. 33, ПУЭ. За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В судебном заседании представитель муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара М* вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, признала, пояснила, что данное здание было принято на баланс предприятия с указанными в протоколе недостатками в части соблюдения требований пожарной безопасности. В связи с недостаточностью финансирования данные недостатки не были устранены в срок. В настоящее время приняты меры к устранению выявленных нарушений. Также указала, что нарушение, указанное в п. 5 протокола об административном правонарушении не имеет место, в подтверждении чего представила фотографии, из которых видно, что покрытие пола выполнено специальной плиткой, а не линолеумом, как указано в протоколе об административном правонарушении. В судебном заседании представитель ОГПН Октябрьского района г. Самары УГПН ГУ МЧС России по Самарской области М* просил признать муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить наказание на усмотрение суда. Также пояснил, что в протоколе об административном правонарушении ошибочно было указано в п. 4 о том, что покрытие пола выполнено специальной плиткой, а не линолеумом Суд, выслушав представителя ОГПН Октябрьского района г. Самары ГУ МСЧ России, представителя муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. По общему принципу, закрепленному в ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Объектом административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности личности, имущества, общества и государства. Объективная сторона выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16 КоАП РФ. Правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, относятся к правонарушениям с формальным составом и считаются оконченными с момента нарушения требований пожарной безопасности. Согласно абзацу 2 ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Административное приостановление деятельности – это исключительная мера наказания, которая назначается в случае угрозы жизни или здоровью людей. Ее применение возможно в том случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. В соответствии с требованиями, установленными ч.1 ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, п.10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности обязаны собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Из материалов дела следует, что распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка юридического лица. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору – М*, была проведена проверка общежития № МПЭСО г.о. Самара, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, о чем ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении №. Определением государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору – инспектора отдела надзорной деятельности Октябрьского района г.о. Самара капитана внутренней службы М* протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара передан для рассмотрения по подведомственности в Октябрьский районный суд г.о. Самара с целью назначения наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации здания общежития. Согласно Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара зарегистрировано в ИФНС по <адрес> г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, и назначается судьей, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Суд, оценив в совокупности изложенные выше обстоятельства, исследовав материалы дела, находит, что в действиях Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара имеется состав административного правонарушения, а именно: нарушение законодательства в области обязательных требований пожарной безопасности, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, вместе с тем, принимая во внимание обстоятельства совершения правонарушения, суд считает нецелесообразным применение в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара такого вида наказания как приостановление деятельности, поскольку он не будет соответствовать требованиям части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, к тому же приостановление деятельности данного учреждения будет ущемлять права граждан, непричастных к правонарушению, в связи с чем суд полагает возможным при назначении наказания ограничиться штрафом. Смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств по делу не установлено. На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Признать Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей 00 копеек. В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, внесенным правонарушителем на расчетный счет УФК по Самарской области (ГУ МЧС России по Самарской области): 40101810200000010001, ИНН 6315800812, БИК 043601001, КПП 631501001, ОКАТО 36401000000, КОД БК 17711627000010000140, назначение платежа – денежные взыскания (штрафы) за нарушение ФЗ «О пожарной безопасности» в ГРКЦ Банка России по Самарской области. Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней. Судья Щербакова О.И.