постановление суда по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.о. Самара 04.04.2011

Судья Октябрьского районного суда г. Самары Щербакова О.И.,

представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, П* по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Е*, Г* по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании административное дело № в отношении Государственного учреждения здравоохранения «Самарский областной противотуберкулезный диспансер», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Из протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору – старшим инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Самара капитаном внутренней службы О*, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> была проведена проверка ГУЗ «Самарский областной противотуберкулезный диспансер», расположенного по адресу: г.о. Самара, <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», (утверждены Приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003г., зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003г. Регистрационный № 4838), НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (утверждены Приказом МЧС РФ № 315 от 18 июня 2003г., зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003г. Регистрационный №4836), СНиП 21-01-97* Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13.02.97 г. № 18-7), НПБ 88-2001 Нормы пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (утверждены приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 № 31), а именно:

1. Выход из подвала выполнен в объеме общей лестничной клетки соединяющей подвальный этаж с 1-ым и 2-ым этажами здания, не отделенного от лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 2.08.02-89* п. 1.97. Ответственный: юридическое лицо.

2. Не в полном объеме деревянные и стальные несущие конструкции здания (балки, ригели, косоуры, швеллер) соответствуют требуемому пределу огнестойкости по предельным состояниям и классам пожарной опасности соответствующим степени огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности, функциональному назначению и этажности здания. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 5.18*, 5.19, табл. 4*, табл. 5*. Ответственный: юридическое лицо.

3. В цокольном этаже, в помещении приготовления пищи (кухня), установлена газовая плита. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 2.08.02-89* п. 1.8, п. 3.55*, прил. 4*, СНиП 21-01-97* п. 7.7. Ответственный: юридическое лицо.

4. Распределительная электрощитовая расположенная в объеме лестничной клетки подвального этажа не выгорожена противопожарными перегородками 1-го типа, отсутствует противопожарная дверь с требуемым пределом огнестойкости. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 2.08.02-89* п. 1.55; 1.82. Ответственный: юридическое лицо.

5. Под лестничным маршем в объеме лестничной клетки соединяющей 1-й и 2-ой этажи устроен гардероб. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 40; СНиП 21-01-97* п. 6.32*. Ответственный: юридическое лицо.

6. В объемах лестничных клеток, на 1-ом, 2-ом и 3-м этажах устроены хозяйственные, кладовые помещения. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 40; СНиП 21-01-97* п. 6.32*. Ответственный: юридическое лицо.

7. На пути эвакуации, ведущего через запасной эвакуационный выход из административной части 1-го этажа здания устроено помещение рентгенкабинета. Ответственный: юридическое лицо. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 40; СНиП 21-01-97* 6.9*

8. Имеющихся эвакуационных выходов из помещений здания стационара, с уч; конструктивных особенностей здания (степени огнестойкости - III и к: конструктивной опасности здания - С2) и класса функциональной пожарной опасн (Ф 1.1) недостаточно. Не обеспечено не менее 2-х выходов, отвечающих требован предъявляемым к эвакуационным, из каждого из помещений: 1-ое отделение 1-этаж ое отделение 2-этаж; 3-е отделение 2-этаж: административная часть 1-этаж. предусмотрено расстояние по путям эвакуации от дверей наиболее удален помещений до эвакуационных выходов с учетом конструктивных особенностей здан класса функциональной пожарной опасности. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; С] 2.08.02-89* п. 1.109, СНиП 21-01-97* п. 6.12*, 6.13*, 6.15*. Ответственный: юридическое лицо.

9. Отсутствует запасной эвакуационный выход из помещения столовой. Нарушение: I 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.12*; 6.14. Ответственный: юридическое лицо.

10. Ширина запасного эвакуационного выхода (из помещений TJIO №1) выполнена менее требуемой по нормам (менее 1,2 м.). Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97 6.16. Ответственный: юридическое лицо.

11. Дверь установленная в противопожарных преградах, отделяющая помещения различные по функциональной пожарной опасности (архив) не выполнена противопожарной типа с нормируемым пределом огнестойкости (не менее EI-30). Нарушение: ППБ 0 п. 3; СНиП 21-01-97* табл. 1*, табл. 2*. Ответственный: юридическое лицо.

12. В палатах основной проход составляет ширину менее 1,2м. Нарушение: ППБ 01-0. 182. Ответственный: юридическое лицо.

13. На дверях технических помещений (электрощитовая, складские помещения,) вывешены таблички с указанием наименования помещения, категории взрывопожарной и пожарной опасности, класса зоны по ПУЭ и фамилии л ответственного за противопожарной состояние. Нарушение: ППБ 01-03 п. Ответственный: юридическое лицо.

14. Не проведена проверка работоспособности сетей противопожарного водопровода соответствие требуемого по нормам расход воды на нужды пожаротушения (прове; проведена в 2009г.). Нарушение: ППБ 01-03 п. 89. Ответственный: юридическое лицо,

15. Отделка стен в коридоре на 1-м этаже выполнена пластиковыми панелями. Нарушен ППБ 01-03 п. 3, 53, СНиП 21-01-97* п. 6.25*. Ответственный: юридическое лицо.

16. Покрытие пола в общих коридорах на 1, 2, 3-м этажах, выполнено линолеуме Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 53, СНиП 21-01-97* п. 6.25*. Ответственный: юридическое лицо.

17. Отделка стен в коридоре на 1-м этаже в 1-ом отделении выполнена масляной краской. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 53, СНиП 21-01-97* п. 6.25*. Ответственный: юридическое лицо.

18. Планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара не соответствуют ГОСТ. Нарушение ППБ 01-03 п. 3, ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 5.1; 6.2.3; 6.2.4; 6.2.7; 6.2.8; 6.2 Ответственный: юридическое лицо.

19. Отсутствует в раздевалке для сотрудников 1-го отделения, коридоре около выхода второй дымовой пожарный извещатель. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 98, СНиП 21-01-9 п. 7.1, НПБ 110-03 табл. 1,3, НПБ 88-2001 п. 12.16. Ответственный: юридическое лицо.

За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании представители ГУЗ «Самарский областной противотуберкулезный диспансер» Е*, Г*, П* вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, признали, пояснили, что здание больницы – постройки 1910 – 1913г., в связи с чем конструктивно не представляется возможным выполнить необходимые мероприятия по исполнению требований пожарной безопасности, также отсутствует финансирование в необходимом объеме.

В судебном заседании представитель ОГПН Октябрьского района г. Самары УГПН ГУ МЧС России по Самарской области Ф** указал, что согласен с тем, что в настоящее время диспансером проводятся мероприятия по устранению выявленных недостатков, однако, просил признать ГУЗ «Самарский областной противотуберкулезный диспансер» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности.

Представители ГУЗ «Самарского областного противотуберкулезного диспансера» Е*, Г*, П* возражали против назначения наказания в виде административного приостановления деятельности. Показали суду, что ГУЗ «Самарский областной противотуберкулезный диспансер» является единственным учреждением здравоохранения в Самарской области, проводящим операции на легких в связи с заболеванием – туберкулез, в связи с чем, административное приостановление деятельности больницы приведет к невозможности оказания экстренной помощи на территории Самарской области пациентам путем проведения операций, что приведет к их гибели; в больнице размещено 120 больных активной формой туберкулеза, в случае закрытия поликлиники, на территории Самарской области отсутствует медицинское учреждение для их переразмещения, поскольку нахождение подобных больных в неспециализированных учреждениях, не имеющих специальной лицензии, запрещено. Также пояснили, что в настоящее время часть противопожарных мероприятий исполнена, что подтверждается актом о приемке выполненных работ по договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ. Руководством поликлиники принимаются меры к полному исполнению требований и правил пожарной безопасности, а также устранению выявленных недостатков, причиной выполнения противопожарных мероприятий не в полной мере явилось недостаточное финансирование бюджетными средствами, а также то, что здание диспансера постройки 1910г., в связи с чем, выполнение части противопожарных мероприятий, в частности, п. 1, 3, 4, 9 протокола об административном правонарушении - технически не представляется возможным.

Суд, выслушав представителя ОГПН Октябрьского района г. Самары ГУ МСЧ России, представителя ГУЗ «Самарский областной противотуберкулезный диспансер», изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

По общему принципу, закрепленному в ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности личности, имущества, общества и государства.

Объективная сторона выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16 КоАП РФ.

Правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, относятся к правонарушениям с формальным составом и считаются оконченными с момента нарушения требований пожарной безопасности.

Согласно абзацу 2 ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Административное приостановление деятельности – это исключительная мера наказания, которая назначается в случае угрозы жизни или здоровью людей. Ее применение возможно в том случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В соответствии с требованиями, установленными ч.1 ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, п.10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности обязаны собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору – старшим инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Самара капитаном внутренней службы О*, была проведена проверка ГУЗ «Самарский областной противотуберкулезный диспансер», расположенного по адресу: г.о. Самара, <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, о чем составлен протокол об административном правонарушении №.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ был назначен к рассмотрению заместителем Главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору, заместителем начальника отдела надзорной деятельности г.о. Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области майором внутренней службы Б* на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

Определением заместителя Главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности г.о. Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области майором внутренней службы Б* протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГУЗ «Самарский областной противотуберкулезный диспансер» передан для рассмотрения по подведомственности в Октябрьский районный суд г.о. Самара с целью назначения наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации здания.

Согласно Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, Государственной учреждение здравоохранения «Самарский областной противотуберкулезный диспансер» зарегистрировано в ИФНС по <адрес> г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ.

Из распоряжения Министра здравоохранения и социального развития <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ф* ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность главного врача ГУЗ «Самарский областной противотуберкулезный диспансер».

Из справки министра здравоохранения и социального развития <адрес> Г* следует, что ГУЗ «Самарский областной противотуберкулезный диспансер» является единственным противотуберкулезным учреждением, оказывающим хирургическое лечение больным туберкулезом на территории <адрес>.

Согласно справки по мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности в ГУЗ «Самарский областной противотуберкулезный диспансер», удостоверенной министром здравоохранения и социального развития <адрес> Г*, следует, что в № из областного бюджета были выделены и освоены денежные средства на противопожарные мероприятия, работы по приведению объектов учреждений в надлежащее техническое и пожаробезопасное состояние будут продолжены в №.

Из справки главного врача Ф* следует, что ГУЗ «Самарский областной противотуберкулезный диспансер» является единственным учреждением здравоохранения в <адрес>, которое проводит операции на легких в связи с заболеванием – туберкулез, какие-либо другие учреждения здравоохранения, оказывающие аналогичное оперативное вмешательство, в <адрес> отсутствуют.

Согласно отчета о работе коечного фонда, удостоверенного главным врачом Ф*, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в диспансер поступило № больных, в том числе № больных в возрасте до № лет, № больных в возрасте старше №.

Суд, оценив в совокупности изложенные выше обстоятельства, исследовав материалы дела, находит, что в действиях ГУЗ «Самарский областной противотуберкулезный диспансер» имеется состав административного правонарушения, а именно - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, вместе с тем, принимая во внимание направление деятельности учреждения – оказание медицинской помощи, в том числе экстренной, жителям города и области, гарантированной ст. 7 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", суд считает нецелесообразным применение в отношении ГУЗ «Самарский областной противотуберкулезный диспансер» такого вида наказания как приостановление деятельности, поскольку он не будет соответствовать требованиям части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, к тому же приостановление деятельности данного учреждения будет ущемлять права граждан, непричастных к правонарушению, в связи с чем суд полагает возможным при назначении наказания ограничиться штрафом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ГУЗ «Самарский областной противотуберкулезный диспансер» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере №

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, внесенным правонарушителем на расчетный счет УФК по Самарской области (ГУ МЧС России по Самарской области): 40101810200000010001, ИНН 6315800812, БИК 043601001, КПП 631501001, ОКАТО 36401000000, КОД БК 17711627000010000140, назначение платежа – денежные взыскания (штрафы) за нарушение ФЗ «О пожарной безопасности» в ГРКЦ Банка России по Самарской области.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней.

Судья Щербакова О.И.