решение о сносе самовольной постройки



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дата обезличена г.

... суд ... в составе:

председательствующего судьи Лебедева Ю.А.,

с участием адвокатов Карповой Т.Ф., Максимовой О.Н.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ФИО3, третье лицо ... ... о запрещении строительства 2-х этажного объекта недвижимости с полуподвальным помещением, проектируемой площадью 260 кв.м., а также обязании снести кирпичный сарай,

и по встречному иску об обязании прекратить работ по самовольно перепланировке домовладения, восстановить в этом домовладении комнаты Номер обезличен и 4.

.

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства:

Он является собственником домовладения Номер обезличен» а» по ... ..., собственником домовладения Номер обезличен по той же улице является ФИО3

С марта 2009 г. ответчица на принадлежащем ей земельном участке начала строительство 2-х этажного объекта недвижимости хозяйственного назначения с полуподвальным помещением, проектируемой площадью 260 кв.м., также ответчица на границе его участка возвела кирпичный сарай, который затеняет земельный участок истца.

В случае осуществления ФИО3 указанного строительства, на принадлежащий истцу земельный участок не будет попадать солнечный свет, что лишить истца возможности пользоваться принадлежащим ему земельным участком для возделывания плодовоовощных культур, в летнее время на своем участке он не сможет устроить бассейн, вся зона отдыха и участок, принадлежащий ФИО4, будет просматриваться из окон указанного строения, отсутствие естественного освещения и движения воздуха могут привести к образованию грибка и разрушению дома, принадлежащего истцу.

В целях защиты своих прав и законных интересов ФИО4 обратился в ... ..., в связи, с чем этим органом местного самоуправления ответчице было выдано предписание за Номер обезличен от Дата обезличена г. с требованием прекратить строительство, оформить в установленном порядке разрешение на строительство капитального сооружения, однако ФИО3 должным образом на это предписание не реагирует.

Не соглашаясь с иском, предъявленным ФИО4, ответчица предъявила встречный иск, просит обязать истца прекратить работы по самовольно перепланировке домовладения, восстановить в этом домовладении комнаты Номер обезличен и 4, ссылаясь на следующие обстоятельства:

... суд ....Дата обезличена г. в удовлетворении иска ФИО4о прекращении строительства было отказано.

При кассационном рассмотрении дела, истец завил, что суд первой инстанции не выяснил вопросы инсоляции жилых комнат дома ФИО4 в связи с произведенными работами на земельном участке, принадлежащем ФИО3

Истцом был представлен технический паспорт на его домовладение по состоянию на Дата обезличена г., согласно которому его дом состоит из одного этажа, и 4-х жилых комнат Номер обезличен,2,3,4.

В связи с этим определением судебно коллегии по гражданским делам ... суда от Дата обезличена г. указанное судебное решение было отменено, и дело направлено на новое судебное рассмотрение.

Дата обезличена г. по ходатайству истца по делу была назначено и проведена судебно-строительная экспертиза, однако ни одного вопроса, связанного с инсоляцией жилых комнат не было поставлено и такие вопросы экспертизой не разрешались.

Для восполнения заключения экспертизы в судебном заседании был допрошен эксперт ФИО5, который сославшись на технические и санитарные нормы, пояснил, что ФИО4 принадлежит домовладение, в котором имеется четыре жилые комнаты Номер обезличен,2,3,4, а комната Номер обезличен, не относится к жилому помещению в силу незначительной ее площади.

На вопрос истца, эксперт ФИО5, сославшись на соответствующие нормы СанПиН, пояснил, что продолжительность инсоляции в жилых зданиях должна быть обеспечена не менее, чем в одной комнате 1-3 комнатной квартиры и не менее, чем в двух комнатах четырех и более комнатных квартир.

В связи с этим эксперт сделал вывод о том, что инсоляция в домовладении, принадлежащем ФИО4, будет соответствовать нормативным требованиям после завершения строительства, начатого ФИО3, так как в домовладении, принадлежащем истцу, представляющем собой четырехкомнатную квартиру, имеется две комнаты, Номер обезличен и 4, выходящие на сторону строящегося ФИО3сооружения, в которых имеется и будет сохраняться, после завершения строительства, нормативная продолжительность инсоляции. При этом эксперт пояснил, что нельзя учитывать комнаты Номер обезличен и 2, поскольку: они выходят на другую сторону возводимого объекта, и с момента возвещения дома Номер обезличен « а» закладывались без соблюдения инсоляции. При этом эксперт не учитывал и комнату Номер обезличен, поскольку она не жилая и уже выявлены две комнаты, Номер обезличен и 4), пригодные по соображениям инсоляции.

Не соглашаясь с выводами эксперта, ФИО4 заявил ходатайство о назначении по делу дополнительной судебно-строительной экспертизы, определение суда от Дата обезличена г. такая экспертиза была назначена.

При выходе на место Дата обезличена г. было установлено, что:

В доме, принадлежащем ФИО4, осуществлена перепланировка, в результате чего две жилые комнаты, Номер обезличен и 5, обеспечивающие нормативную инсоляцию всего дома, объединены в одну с тремя окнами, в комната Номер обезличен перепланирована с увеличением ее площади в жилую, но без соблюдения инсоляции.

Однако, ФИО4 никаких разрешительных документов на производство работ по перепланировки дома, эксперту не представил.

Поэтому объединение истцом комнат Номер обезличен и 4 в одну и отнесение комнаты Номер обезличен к числу жилых помещений, не соответствует техническому паспорту домовладения по состоянию на Дата обезличена г.

При этом истцом было нарушено положение ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, в соответствии с которой перепланировка жилых помещений производится по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Частью 1 ст. 26 ЖК РФ предусмотрено, что для производства таких работ должен быть представлен соответствующий проект, при разработке проекта должны учитываться требования строительных и санитарных норм, включая требования по инсоляции.

Пунктом 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, запрещена перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 ЖК РФ, п. 9 Постановления ФИО8от Дата обезличена г. Номер обезличен, ФИО4 обязан был внести изменения в технический паспорт домовладения.

Самовольной перепланировкой дома ФИО4 создал ответчице препятствия в возведении хозяйственной постройки, которое было начато еще в марте 2009 г., по существу истец нарушил положение ст. 10 ГК РФ, предусматривающей, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах; в случае несоблюдения таких требований, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

Продолжение истцом работ по самовольной перепланировке может повлечь за собой причинение нового вреда правам ФИО3 на недвижимость, а поэтому к возникшим правоотношениям применимы, положения ст. 1065 ГК РФ, предусматривающей, что:

1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности, лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

В ходу рассмотрения дела истец ФИО4 В..В. настаивал на удовлетворении своего иска, встречный иск не признал, ссылаясь на его необоснованность.

Ответчица ФИО3 в судебном заседании полагала, что:

Иск ФИО4 не основан на фактических обстоятельствах дела, возводимый ее хозяйственный блок будет представлять собой двухэтажное строении, в котором будут оборудованы котельная, сауна, тренажерный зал, комната отдыха, биллиардная, в настоящее время выполнены работы по проектированию этого хозяйственного блока.

Перед началом строительства ответчица обращалась в администрацию ... ... по вопросу разрешения на строительство хозяйственного блока в своем домовладении, ей было разъяснено, что на возведение хозяйственного блока разрешение не требуется, и было дано согласие на возведение такого блока.

Что касается кирпичного сарая, который действительно расположен непосредственного у границы с земельным участком истца, который действительно расположен непосредственно у межевой границы с участком истца, то это строение не относится к капитальным, возведено ответчицей как временное на период строительства хозяйственного блока для того чтобы работники, осуществляющие это строительство имели возможность переодеться, хранить свои вещи.

На удовлетворении встречного иска ФИО3 настаивала, утверждая, что перепланировку жилых помещений своего дома ФИО4 осуществил исключительно для того, чтобы путем уменьшения инсоляции жилых комнат, создать ответчице искусственно препятствия в осуществлении строительства хозяйственного

Представитель третьего лица по доверенности ФИО6 пояснил, что администрация района истцу на возведение хозяйственного блока, представляющего собой двухэтажное строении, в котором будут оборудованы котельная, сауна, тренажерный зал, комната отдыха, биллиардная, не давала, такое строительство не относится к возведению подсобных нежилых помещений, разрешение на возведение которых не требуется.

Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО7 показал, что после возведений ответчицей указанного хозяйственного блока инсоляция жилых помещений истца уменьшится.

Выслушав объяснения сторон, их представителей, представителя третьего лица, эксперта, ФИО7, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Ст. 209 ГК РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.

Как предусмотрено ст. 222 ГК РФ;

1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, под реконструкцией понимается - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Как предусмотрено п. 4 ст.2 того ж Кодекса, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.

В силу статьи 8 Градостроительного Кодекса РФ:

1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

6) принятие решений о развитии застроенных территорий.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий;

3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;

3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;

7) принятие решений о развитии застроенных территорий.

Статьей 51. Градостроительного Кодекса РФ закреплено, что:

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

4. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

5. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

6. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

7. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

8. К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в части 3 статьи 54 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

18. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

19. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.

22. Порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, может определяться ФИО8 и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

23. Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статьей 52 того же Кодекса закреплено:

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

3.1. В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

3.2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции застройщиком или заказчиком могут привлекаться на основании договора юридические лица в качестве лиц, осуществляющих отдельные этапы строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

4. При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

5. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

1) копия разрешения на строительство;

2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;

5) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным ФИО8 федеральным органом исполнительной власти.

8. В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.

9. Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом Министерства регионального развития РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен

в соответствии с пунктом 2 Постановления ФИО8 от Дата обезличена года N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" утверждена Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство.

В связи с изложенным, юридически значимыми для правильного рассмотрения дела настоящего дела обстоятельствами являются:

Определение вида объекта строительства, начатого ответчицей ФИО3 и которое истец просит запретить.

Должно ли на возведение этого объекта в установленном законом и нормативными актами порядке получать разрешение

Факт наличия или отсутствия такого разрешения.

В данном случаен, как это видно из объяснений самой ответчицы ФИО3, заключения эксперта Номер обезличенЭ от Дата обезличена0 г. возводимой ответчицей по проекту ООО « Архстрой» хозяйственный блок относится к строению капитального типа, будет представлять собой двухэтажное строении, в котором будут оборудованы котельная, сауна, тренажерный зал, комната отдыха, биллиардная, с оборудованием отельных коммуникаций.

Поскольку, это капитальное строительство ведется уже в существующем домовладении, принадлежащем ФИО3 – относящимся также к объекту капитального строительства, основываясь на положении п. 14 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, о том, что под реконструкцией понимается - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения, суд считает, что в данном случае имеет место такая реконструкция, на что требуется соответствующее разрешение соответствующего органа местного самоуправления.

В данном случае ответчицей ФИО3 такое разрешение по форме, установленной Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденной

Приказом Министерства регионального развития РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен, изданном в соответствии с пунктом 2 Постановления ФИО8 от Дата обезличена года N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не представлено.

Доводы ответчицы о том, что перед началом строительства ответчица обращалась в администрацию ... ... по вопросу разрешения на строительство хозяйственного блока в своем домовладении, ей было разъяснено, что на возведение хозяйственного блока разрешение не требуется, и было дано согласие на возведение такого блока, суд не может принять о внимание, поскольку на возводимый ответчицей объект капитального строительства, связанный с реконструкцией домовладения, в отличие от возведения вспомогательных построек, в том числе хозяйственного назначения, которое не относится к реконструкции, безусловно, требовалось указанное разрешение.

При этом, в возникших правоотношениях по поводу самовольной реконструкции ответчицей объекта капитального строительства, суд учитывает, основание запрещения ФИО9 этих работ вытекает из необходимости предупреждения невозможности в будущем сохранить эту постройку в случае если она будет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создавать угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе и истца.

Иными словами, установив принципы законодательства о градостроительной деятельности (ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ), в том числе осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, необходимость обязательного получения разрешения на капитальное строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, законодатель преследовал цель предупреждения нарушений права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создания угрозы жизни и здоровью граждан, предупреждение необходимости применения санкции, предусмотренной ст. 222 ГК РФ, к лицу, осуществившему самовольное строительство.

При этом требование закона о необходимости получения соответствующего разрешения носит императивный, а не рекомендательный характер.

Следовательно, в данном случае применение к ФИО3 гражданско-правовой санкции в виде запрещении самовольного строительства по иску заинтересованного лица ФИО10 основано на указанном законодательстве, а поэтому настоящий иск, этой части, подлежит удовлетворению.

В ходе рассмотрения по вопросу нарушения инсоляции жилых помещений истца были получены заключение специалистов, заключения экспертов, допрошен эксперт, суть которых сводится к тому, что в случае возведения ответчицей указанного хозяйственного блока, может произойти нарушение инсоляции жилых помещений, принадлежащих истцу.

Эти заключения суд не может принять во внимание как доказательство того, что возведение хозяйственного блока, безусловно, приведен к недопустимому падению уровня инсоляции, что возведение этого блока в связи с эти не допустимо, в принципе, поскольку:

Выводы этих заключения носят неконкретный, противоречивый и предположительный характер, основаны на противоречивых исходных данных по требованиям, предъявляемым к инсоляции жилых помещения в данной местности, преведенным в них расчетам, экспертизу представленного ответчицей проекта строительства, выполненного ООО « Архстройпроект» никто не проводил.

Иными словами, доказательств утверждения истца о недопустимости строительства такого объекта, с точки зрения инсоляции, ФИО4 не представил.

Однако это не означает, что ответчица вправе продолжать указанное самовольное строительство и не представить соответствующие порядку выдаче разрешения на строительство доказательства, а равно будет лишена, в установленном Градостроительным Кодексом РФ порядке, получить такое разрешение в будущем.

В соответствии с заключением судебной строительно-технической экспертизы от Дата обезличена г., сарай, принадлежащий ответчице, и который истец просит снести расположен в глубине участка со смещением менее, чем на 1 м. от левой и тыльной межи земельного участка, принадлежащего ФИО4, что не соответствует требованиям СНИп Дата обезличена-89* « Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Следовательно, возведением этого сарая, ответчица чинит истцу препятствия в пользовании принадлежащим ему земельным участком по его назначению.

Доводы ответчицы о том, что данный, хотя и кирпичный, сарай является временным строением, и предназначен лишь для его использовании работниками, осуществляющими возведение указанного хозяйственного блока, а поэтому не подлежит сносу, суд не может принять во внимание, поскольку:

Для удовлетворения настоящего иска, не имеет значения продолжительность нарушения права землепользования истца со стороны ответчик.

В данном случае юридически значимым обстоятельством является установленный в ходе судебного разбирательства факт нарушения ответчицей права землепользования ФИО4

В связи с изложенным, суд удовлетворяет иск ФИО4 и в части сноса указанного сарая.

Что касается встречных исковых требований ФИО3 о прекращении работ по самовольно перепланировке домовладения Номер обезличена по ..., восстановлении в этом домовладении комнат Номер обезличен и 4., то они не подлежат удовлетворению по следующим причинам:

Права ФИО4 на перепланировку жилых помещений в принадлежащем ему на праве собственности своем жилом доме, основано на ст. 209 ГК РФ.

ФИО3 не представлено доказательств, что такой перепланировкой нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создана угроза жизни и здоровью граждан.

Доводы ФИО3 о том, что такая перепланировка была осуществлена истцом исключительно для причинение вреда истце, с целью искусственного занижения уровня инсоляции принадлежащих истцу для жилых комнат, и как следствие запрета ответчице возводить указанный хозяйственный блок, суд не может приять во внимание, поскольку:

Сам по сам факт, что, предъявляя иск к ФИО3, ФИО4 ссылался на нарушение ответчиком уровня инсоляции в его жилых помещениях, работы по перепланировку этих помещений производил, в том числе и во время нахождения настоящего дела в производстве суда, не является доказательством, что эти работы от производились с целью причинить вред ответчице, а не с целью создания для себя удобных условий для проживания.

Данная перепланировка не препятствует ФИО3 обратиться в установленном законно порядке за разрешение на строительство хозяйственного блока, и не освобождает истца от обязанности доказывания, в случае получения ответчицей соответствующего разрешения на строительство, своего утверждения о том, что возведение ответчицей хозяйственного блока нарушает уровень инсоляции принадлежащих ему жилых помещений.

При этом, в случае представления соответствующих доказательств, ответчица ФИО3 в дальнейшем не будет лишена права ссылаться на то обстоятельство, что ФИО4, в угоду своим интересам, связанных с пользованием принадлежащими ему жилыми помещениями, уменьшил уровень их естественной освещенности, что эти действия истца не должны учитываться в качестве препятствия ответчице в осуществлении разрешенного строительства

Определением суда от Дата обезличена г. в обеспечении встречного иска запрещено ФИО4 сдавать результаты перепланировки домовладения Номер обезличен»А» по ... ..., ... ... запрещено вносить изменения в технически паспорт и реестр недвижимости по указанному домовладению.

Поскольку настоящим решением в удовлетворении встречного иска отказано, на основании ст. 144 ГПК РФ, суд отменяет эту мер обеспечения встречного иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Запретить ФИО3 строительство 2-х этажного объекта недвижимости с полуподвальным помещением, проектируемой площадью 260 кв.м. в домовладении Номер обезличен по ... ....

Обязать ФИО3 снести сарай в объекте индивидуального жилищного строительства по адресу: ..., ... расположенный в глубине участка со смещением менее, чем на 1 м. от левой и тыльной границ с земельным участком Номер обезличен по ... ....

В удовлетворении встречного иска ФИО3, отказать.

Обеспечение встречного иска, произведенного определением ... райсуда ... от Дата обезличена г., путем запрета ФИО4. Викторовичу сдавать результаты перепланировки домовладения Номер обезличен»А» по ... ..., и запрета ... ... запрещено вносить изменения в технически паспорт и реестр недвижимости по указанному домовладению, отказать.

Решение может быть обжаловано в ... облсуд через райсуд в течение 10 дней.

Судья