об обязании выполнения требований



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону

в составе: судьи ФИО6

при секретаре ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к ГУФСИН России по РО, ФБУ УЧ 398/2 ГУФСИН России по РО об обязании исполнить требования действующего законодательства РФ

У с т а н о в и л :

Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился к ГУФСИН России по РО, ФБУ УЧ 398/2 ГУФСИН России по РО с исковыми требованиями об обязании исполнить требования действующего законодательства в связи с тем, что Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области была проведена проверка соблюдения ФБУ УЧ-Г-398/2 ГУФСИН России по Ростовской области требований действующего уголовно-исполнительного законодательства Российской Федера­ции.

На момент проверки было установлено, что в колонии при лимите наполнения 1990 человек отбы­вают наказание 2452 осужденных, В соответствии с требованиями ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях, предназначенных для отбывания наказания осужден­ных мужчин, не может быть менее 2-х кВ. м. В ФБУ 398/2 при установленном для данного учреждения лимите наполнения на 1990 осужденных, на момент проверки содержалось 2452 человек, в связи с чем жилая площадь в расчете на одного осужденного остается ниже требуемой законом.

При проведении проверки в учреждении ФБУ ИК-2 установлено, что:

- в отряде № площадью 243,1 кв.м содержится 156 осужденных, на одного осужденного­ приходится 1,6 кв.м.;

- в отряде № площадью 243,1 кв.м содержится 147 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,6 кв.м.;

- в отряде № площадью 243,1кв.м содержится 143 осужденных, на одного

осужденного приходится 1,7 кв.м.;

- в отряде № площадью 243,1 кв.м содержится 145 осужденных, на одного

осу­жденного приходится 1,7 кв.м.;

- в отряде № площадью 243,1 кв.м содержится 145 осужденных, на одного

осу­жденного приходится 1,7 кв.м.;

- в отряде № площадью 243,1 кв.м содержится 130 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,7 кв.м.;

- в отряде № площадью 243,1 кв.м содержится 151 осужденный, на одного
осужденного приходится 1,8 кв.м.;

- в отряде № площадью 243,1 кв.м содержится 144 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,7 кв.м.;

- в отряде № площадью 186 кв.м содержится 113 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,6 кв.м.;

- в отряде № площадью 176 кв.м содержится 142 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,2 кв.м.;

- в отряде № площадью 176 кв.м содержится 140 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,3 кв.м.;

- в отряде № площадью 176 кв.м содержится 140 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,3 кв.м.;

- в отряде № площадью 176 кв.м содержится 137 осужденных, на одного ­
осужденного приходится 1,3 кв.м.;

- в отряде № площадью 98 кв.м содержится 66 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,5 кв.м.;

- в отряде № площадью 144 кв.м содержится 111 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,3 кв.м.;

- в отряде № площадью 144 кв.м содержится 93 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,5 кв.м.;

- в отряде № площадью 144 кв.м содержится 90 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,6 кв.м.

Несмотря на то, что осужденные обеспечены индивидуальным спальным местом и спальными принадлежностями, переполненность осужденных в отрядах порождает нехватку сантехнических приборов, приводит к уменьшению времени, которое может быть использовано осужденными на санитарно-гигиенические нужды.

Так, в нарушение инструкции по проектированию исправительных и спе­циализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Рос­сии, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ко­личество сантехнических приборов в общежитиях не соответствует количеству осужденных. Например, в отряде 3, в котором проживает 147 осужденных, имеется лишь 5 унитазов, тогда как по норме их должно быть не менее одного на 15 человек. Аналогичные нарушения имеются и в остальных от­рядах осужденных. В ходе проверки также было установлено, что в учреждении не соблюдаются требования, установленные приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении номенклатуры, норм обес­печения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хо­зяйственного обихода (имущества) для. учреждений, исполняющих уголовные на­казания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». Так в нарушение указанного приказа в ФБУ 398/2, в, котором содержится 2452 осужденных, имеется в наличии 1281 табурет, что не соответствует установленной норме. 1281 осужденный табуретом не обеспечен.

В соответствии со ст. 110 УИК РФ, для организации воспитательной работы осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством РФ. Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 914 «Об утвержде­нии норм создания материально-технической базы для организации воспитатель­ной работы с осужденными в исправительных учреждениях», в отряде осужден­ных из 50 человек предусматривается не менее 1 комнаты воспитательной рабо­ты. Вопреки данному требованию, в учреждении воспитательные комнаты ис­пользуются для проживания осужденных.

Ранее в ходе проводимых Ростовской прокуратурой по надзору за соблюде­нием законов в исправительных учреждениях Ростовской области уже выявлялись аналогичные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части соблюдения норм жилой площади, материально-бытового обеспечения осужденных, в связи с чем, в адрес начальника ФБУ УЧ 398/2 2 неоднократно, в том числе в ДД.ММ.ГГГГ году, в ДД.ММ.ГГГГ году, вносились представления с требованием устранить данные нарушения закона. Однако администрацией учреж­дения действенных мер к устранению данных нарушений не принято, ситуация с материально-бытовым обеспечением кардинально не изменилась.

Неисполнение ФБУ УЧ 398/2 требований федерального законодательства, нарушает права и свободы граждан, которые, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ являют­ся высшей ценностью государства.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­ды» уголовно-исполнительная система включает в себя:

1) учреждения, исполняющие наказания;

2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

В соответствии со ст. 7 Закона РФ № территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

Согласно ст. 13 Закона РФ № учреждения, исполняющие наказания, обязаны:

1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства

Российской Федерации;

2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных;

3) обеспечивать охрану здоровья осужденных;

4) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической
базы и социальной сферы.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ № учреждения, исполняющие наказания, руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим исполнение уголовных наказаний.

Согласно ст.75 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной полити­ки и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных нака­заний.

В соответствии с п. 13 «Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправитель­ного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обсле­дование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения « утверждённой приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, перевод осужден­ных в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, осуществляется по указаниям руководства территориаль­ных органов ФСИН России, по отношению к исправительным учреждениям Рос­товской области по указаниям ГУ ФСИН России по Ростовской области.

По этой причине, количество осужденных, отбывающих наказание в ФБУ УЧ 398/2 напрямую зависит от указаний ГУ ФСИН России по Ростовской области.

Статьёй 158 БК РФ предусмотрены бюджетные полномочия главного рас­порядителя (распорядителя) бюджетных средств, а именно:

1. Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюд­жетными полномочиями:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использо­вания бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ас­сигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получате­лей бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах
утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнова­ний;

4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, состав­ляет обоснования бюджетных ассигнований;

5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюд­жетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным
распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствую­щую часть бюджета;

6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных
обязательств;

7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной
росписи;

8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных
бюджетных учреждений;

9) формирует государственные (муниципальные) задания;

10) обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, меж­бюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, ус­ловий, установленных при их предоставлении;

11) организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере
своей деятельности;

12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных
средств;

12.1) несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Рос­сийской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответствен­ность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджет­ных средств (бюджетных учреждений);

13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми ак­тами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные право­отношения. (п. 1 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ)

2. Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;

2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств
по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и
исполняет соответствующую часть бюджета;

3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ве­дении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распоряди­телем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия
главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

Поскольку ГУФСИН России по Ростовской области является распорядите­лем бюджетных средств в отношении ФБУ УЧ 398/2, то финансирование, поступаю­щее в исправительное учреждение, напрямую зависит от распорядителя бюджет­ных средств.

Таким образом, обеспечение исполнения требований ст. 99 УИК РФ возло­жено на ФБУ 398/2 и ГУФСИН России по Ростовской области.

Поэтому прокурор просит признать незаконными, бездействие ФБУ УЧ 398/2 и ГУФСИН России по РО в части не обеспечения осужденных, содержащихся в ФБУ

УЧ 398/2 нормой жилой площади не менее 2-х кв.м., табуретами, сантехническими приборам, комнатами для воспитательной работы.

Обязать ФБУ УЧ 398/2 и ГУФСИН России по РО исполнить требования ст. 99 УИК РФ и обеспечить осуж­денных соответствующей жилой площадью, табуретами, сантехническими приборам, комнатами для воспитательной работы.

В судебное заседание представитель Ростовской прокуратуры по надзору за обеспечением законов в исправительных учреждениях Ростовской области не явился. О дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Об уважительной причине неявки представителя прокурора суд не уведомлен. Дело рассматривается в отсутствие представителя Ростовской прокуратуры по надзору за обеспечением законов в исправительных учреждениях Ростовской области, извещенного надлежащим образом, но не явившегося без уважительных причин, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчиков- ФБУ 398/2 и ГУФСИН России в РО – по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал и просил в удовлетворении исковых требований отказать, т.к. Приказом МЮ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен порядок передислокации и лимитах наполнения исправительных учреждений, в соответствии с которым ГУФСИН России в РО на основании данных УЧ 398/2 подаются сведения о перелимите осужденных в УЧ 398/2. Однако осужденные направляются в учреждение, даже с учетом поданных сведений о перелимите. Отказаться от приема направленных осужденных УЧ 398/2 не вправе. Вина ГУФСИН России в РО и УЧ 398/2 в нарушении законодательства отсутствует.

Выслушав представителя ответчиков по доверенности, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что в УЧ 398 /2 в <адрес> была проведена Ростовской прокуратурой по надзору за обеспечением законов в исправительных учреждениях <адрес> проверка соблюдения требований действующего уголовно-исполнительного законодательства РФ.

В ходе проверки было установлено, что в колонии при лимите наполнения 1990 человек отбы­вают наказание 2452 осужденных.

В соответствии с ч.1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

- Согласно акта проверки в отряде № площадью 243,1 кв.м содержится 156 осужденных, на одного осужденного­ приходится 1,6 кв.м.;

- в отряде № площадью 243,1 кв.м содержится 147 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,6 кв.м.;

- в отряде № площадью 243,1кв.м содержится 143 осужденных, на одного

осужденного приходится 1,7 кв.м.;

- в отряде № площадью 243,1 кв.м содержится 145 осужденных, на одного

осу­жденного приходится 1,7 кв.м.;

- в отряде № площадью 243,1 кв.м содержится 145 осужденных, на одного

осу­жденного приходится 1,7 кв.м.;

- в отряде № площадью 243,1 кв.м содержится 130 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,7 кв.м.;

- в отряде № площадью 243,1 кв.м содержится 151 осужденный, на одного
осужденного приходится 1,8 кв.м.;

- в отряде № площадью 243,1 кв.м содержится 144 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,7 кв.м.;

- в отряде № площадью 186 кв.м содержится 113 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,6 кв.м.;

- в отряде № площадью 176 кв.м содержится 142 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,2 кв.м.;

- в отряде № площадью 176 кв.м содержится 140 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,3 кв.м.;

- в отряде № площадью 176 кв.м содержится 140 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,3 кв.м.;

- в отряде № площадью 176 кв.м содержится 137 осужденных, на одного ­
осужденного приходится 1,3 кв.м.;

- в отряде № площадью 98 кв.м содержится 66 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,5 кв.м.;

- в отряде № площадью 144 кв.м содержится 111 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,3 кв.м.;

- в отряде № площадью 144 кв.м содержится 93 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,5 кв.м.;

- в отряде № площадью 144 кв.м содержится 90 осужденных, на одного
осужденного приходится 1,6 кв.м. (л.д. 7).

Таким образом, с учетом количества лиц, отбывающих наказание в УЧ 398/2, на 1 осужденного приходится менее 2-х квадратных метров жилой площади.

Осужденные обеспечены индивидуальным спальным местом и спальными принадлежностями Однако переполненность осужденных в отрядах порождает нехватку сантехнических приборов, приводит к уменьшению времени, которое может быть использовано осужденными на санитарно-гигиенические нужды.

В нарушение инструкции по проектированию исправительных и спе­циализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Рос­сии, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ко­личество сантехнических приборов в общежитиях не соответствует количеству осужденных. Например, в отряде 3, в котором проживает 147 осужденных, имеется лишь 5 унитазов, тогда как по норме их должно быть не менее одного на 15 человек. Аналогичные нарушения имеются и в остальных от­рядах осужденных.

В ходе проверки также было установлено, что в учреждении не соблюдаются требования, установленные приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении номенклатуры, норм обес­печения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хо­зяйственного обихода (имущества) для. учреждений, исполняющих уголовные на­казания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». Так в нарушение указанного приказа в ФБУ 398/2, в, котором содержится 2452 осужденных, имеется в наличии 1281 табурет, что не соответствует установленной норме. 1281 осужденный табуретом не обеспечен.

В соответствии со ст. 110 УИК РФ, для организации воспитательной работы осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством РФ. Согласно постановлению Правительства РФ от 02.08,1997 № 914 «Об утвержде­нии норм создания материально-технической базы для организации воспитатель­ной работы с осужденными в исправительных учреждениях», в отряде осужден­ных из 50 человек предусматривается не менее 1 комнаты воспитательной рабо­ты..

В учреждении УЧ 398/2 воспитательные комнаты ис­пользуются для проживания осужденных.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, в соответствии со ст. 45 Конституции РФ.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
С учетом всех представленных доказательств, суд считает, что в УЧ 398/\2 имеются нарушения норм действующего уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Администрация УЧ 398/2 обязана соблюдать нормы уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных, отбывающих наказание в учреждении.

В соответствии с п. 13 «Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправитель­ного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обсле­дование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения «, утверждённой приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, перевод осужден­ных в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, осуществляется по указаниям руководства территориаль­ных органов ФСИН России, по отношению к исправительным учреждениям Рос­товской области по указаниям ГУ ФСИН России по <адрес>.

Ответчиками в судебном заседании не представлены доказательства принятия каких-либо мер для устранения выявленных нарушения и создания осужденным условия, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством.

В соответствии со ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом всех представленных сторонами доказательств, суд считает, что в УЧ 398/2 нарушаются нормы уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения осужденных нормой жилого помещения, обеспечения инвентарем, сантехническим приборами, поэтому исковые требования являются законными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к ГУФСИН России по РО, ФБУ УЧ 398/2 ГУФСИН России по РО об обязании исполнить требования действующего законодательства РФ удовлетворить.

Признать незаконным бездействие <данные изъяты> и <данные изъяты> в части не обеспечения осужденных, содержащихся в <данные изъяты> нормой жилой площади не менее 2-х кв.м., табуретами, сантехническими приборам, комнатами для воспитательной работы.

Обязать <данные изъяты> исполнить требования ст. 99 УИК РФ и обеспечить осуж­денных соответствующей жилой площадью, табуретами, сантехническими приборам, комнатами для воспитательной работы.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней.

Судья :