о взыскании суммы



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

пред-щего судьи Величко Е.В. с

с участием адвоката Уваровой М.И.

при секретаре: Бякова Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к военному комиссариату <адрес> о взыскании недополученной пенсии исходя из увеличения стоимости продовольственного пайка с учетом изменения индекса потребительских цен по РО и ставки рефинансирования ЦБ РФ

Установил:

ФИО1 обратился в суд с иском военному комиссариату <адрес> о взыскании недополученной пенсии. исходя из увеличения реальной стоимости продовольственного пайка по общевойсковой норме по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню перерасчета пенсии, вместо выплачиваемых ему 20 руб. в сутки; и о взыскании суммы пенсионной задолженности с учетом её индексации, как на индексы потребительских цен по РО, так и с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ, по тем основаниям, что именно такой порядок расчетов фактически и предусмотрен п. 11 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке исчисления выслуги лет..», ст. 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..», однако в отношении него не исполняется. Поэтому истец просит взыскать с военного комиссариата <адрес> единовременно за период с ДД.ММ.ГГГГ г по ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 424684 руб. 44 коп и проценты на основании ст. 395 ГК РФ в размере 366451 руб. 44 коп

В судебном заседании представитель истца по доверенности и представитель истца адвокат Уварова М.И. поддержали доводы исковых требований и просили иск удовлетворить.

Представитель Ростоблвоенкомата по доверенности в суде исковые требования не признал в полном объеме и в их удовлетворении в виду незаконности и надуманности просил отказать.

Суд, выслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, считает заявленные требования необоснованными и подлежащими отклонению в полном объеме.

В силу ст. 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..» пенсии.. исчисляются из денежного довольствия военнослужащих.. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим..

пп. Б п-1 ст. 49 указанного Закона – пенсии.., а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих – исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.. одновременно с его увеличением.

п-2 ст. 49 Закона – порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных.. оснований определяется Правительством РФ.

ст. 55 Закона – при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных.., перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства..

пп. Б п. 14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий.. лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров.. – установить, что в предусмотренных законодательством случаях.. увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих.., назначенные в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..» подлежат пересмотру в следующем порядке:

в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих.. одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим.., если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с пп. А п.14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих..

абзаца 4 п. 1 ст. 14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»– продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ.. в одной из следующих форм:

выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости – по просьбе военнослужащих..

абзаца 2 ч-4 ст. 83 Бюджетного Кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ – в случае, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования в соответствующем законе (решении) о бюджете, в законе (решении) о бюджете указывается в какой части не предусмотрено финансирование законодательного (нормативного) акта.

ч-5 ст. 83 Бюджетного Кодекса РФ – в случае, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не установленные законом (решением) о бюджете, применяется закон (решение) о бюджете.

Совместным указанием начальника Тыла ВС РФ и начальника Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, изданным во исполнение ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2000 год», размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка увеличен до 20 руб. в сутки с ДД.ММ.ГГГГ

Последующими ФЗ РФ «О федеральном бюджете..» на соответствующий год ДД.ММ.ГГГГ в разделах «продовольственное обеспечение военнослужащих» в статьях «расходы» размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливался из расчета 20 руб. в сутки и более не изменялся.

Абзаца 4 п. 1 ст. 14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ.. в одной из следующих форм:

выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту., денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством РФ.. (в ред. ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ).

ст. 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (ред. ДД.ММ.ГГГГ) – индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.)

Судом установлено, что для исчисления пенсии по любому основанию, в том числе и при её перерасчете, истцу, т.е. лицу, проходившему военную службу в качестве офицера, учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ,

- оклад по должности,

- оклад по воинскому или специальному званию,

- процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия,

- а также включается месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим..

При этом, каждая из названных составляющих исчисляется именно в денежном выражении. А все возможные основания и порядок пересмотра ранее назначенных пенсий приведены в ст. 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Так, одним из самостоятельных оснований для пересмотра пенсий является увеличение денежного довольствия военнослужащих. При этом, пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и одновременно с его увеличением (пп. Б п. 1 ст. 49 Закона).

Названный порядок также установлен и пп. Б п. 14 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров.. или по контракту..», согласно которому в случае увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные лицам, ранее уволенным с военной службы, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с пп. А п. 14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные этим лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном п.п. 8-13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Далее, когда п. 13 приложения 3 к ФЗ РФ «О Федеральном бюджете на 2000г.» было предусмотрено увеличение денежной компенсации взамен продовольственного пайка до 20 руб. в сутки, тогда и совместным указанием начальника Тыла ВС РФ и начальника Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № также начиная с ДД.ММ.ГГГГ был увеличен размер выплачиваемой денежной компенсации взамен продовольственного пайка до 20 руб. в сутки и стал составлять в среднем за каждый месяц сумму в 608 руб. 33 коп.

Вместе с тем, сам по себе факт увеличения с ДД.ММ.ГГГГ месячной стоимости продовольственного пайка военнослужащим, проходящим военную службу, не стал самостоятельным основанием к пересмотру пенсий; только преимущественно при повышении окладов по должности, окладов по воинскому званию, повышении минимального размера пенсии, т.е. при пересмотре размера пенсий по любому другому основанию, одновременно пересмотру подлежала и месячная стоимость продовольственного пайка, именно на эту дату, а не с момента фактического его увеличения, согласно действовавшим на период до ДД.ММ.ГГГГ редакциям и Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действительно исключавшим возможность пересмотра пенсий с момента увеличения стоимости продовольственного пайка.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № КАС-01-370 п. 8, подп. «Б» п. 9, подп. «Б» п. 14 Постановления Совета Министров – Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии..» от ДД.ММ.ГГГГ №, с последующими изменениями и дополнениями, были признаны незаконными именно в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.

А поскольку в период времени после ДД.ММ.ГГГГ и вплоть до ДД.ММ.ГГГГ бюджетным законодательством была установлена выплата военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 руб в сутки, и одновременно на период 2003г. – 2004г. приостанавливалось действие абзаца 4 п. 1 ст. 14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ, предусматривающего выплату денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере его стоимости, то и фактические выплаты военнослужащим оспариваемой денежной компенсации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ производились из расчета 20 руб. в сутки.

В результате, в этот же период времени для лиц, ранее проходивших военную службу, месячная стоимость продовольственного пайка могла и должна была соответствовать месячной стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим (ст. 43 Базового пенсионного закона), т.е. соответствовать выплате в 20 руб. в сутки.

Именно поэтому и истец, будучи в прошлом офицером ВС РФ, а в настоящем пенсионером МО РФ также с ДД.ММ.ГГГГ получает по линии МО РФ военную пенсию, в которую включена месячная стоимость продовольственного пайка в размере соответствующем стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, проходящим военную службу по контракту или в размере 608,33 руб.

Доводы истца о том, что в оспариваемый период времени имелись правовые основания для перерасчета его пенсии исходя из увеличения месячной стоимости продовольственного пайка (в размере его стоимости), признаются судом несостоятельными.

Как установлено, для перерасчета пенсии истцу в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка необходимо руководствоваться и положениями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и положениями Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, поскольку на него, гражданина, уволенного с военной службы, также распространяются и некоторые нормы ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», и в частности его п. 1 ст. 14 «О продовольственном обеспечении военнослужащих».

Так, согласно редакции ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, именно для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, т.е. для лиц рядового и начальствующего состава, преимущественно офицеров, продовольственное обеспечение (по просьбе) осуществлялось в форме выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка по нормам и в сроки, установленным Правительством РФ и в порядке, определяемом МО РФ; начиная с ДД.ММ.ГГГГ продовольственное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, осуществляется только в форме выплаты денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством РФ, и исключительно для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе в форме выдачи продовольственного пайка в размере его стоимости и в порядке, определяемом Правительством РФ.

Аналогичное положение содержит и ст. 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (а именно, для исчисления пенсии лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, «в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим..».

При этом, понятие «соответствующего» в приведенном контексте статьи Закона однозначно трактуется, как «соответствующего» той форме продовольственного обеспечения, которая предусмотрена ч-1 ст. 14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ для «соответствующей» категории военнослужащих.

Тогда в рассматриваемом правоотношении истец - лицо, проходившее военную службу в качестве офицера, будет соответствовать категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и для первого, и для вторых, предусмотрено одинаковое, одно и то же, продовольственное обеспечение именно в форме «выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка».

Так, начиная с ДД.ММ.ГГГГ размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка стал устанавливаться Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответствующий финансовый год и вплоть до ДД.ММ.ГГГГ составлял выплату в размере 20 руб. в сутки или в среднем по 608,33 руб. за каждый месяц.

Начиная же с ДД.ММ.ГГГГ размер денежной компенсации продовольственного пайка будет устанавливаться Правительством РФ; соответственно в случае установления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплат денежной компенсации взамен продовольственного пайка в новом размере, возникнут и обусловленные определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № КАС-01-370 основания к пересмотру пенсии истца.

Таким образом, поскольку норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка на ДД.ММ.ГГГГ. была установлена бюджетным законодательством в размере 20 руб. в сутки или 608,33 руб. в месяц, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время эта же норма денежной компенсации Правительством РФ ещё не изменена, и поскольку именно такую в размере 608,33 руб. денежную компенсацию взамен стоимости продовольственного пайка истец наравне с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, получал и продолжает получать в настоящее время, то в соответствии с действующим законодательством, никаких других законных оснований для перерасчета его пенсии, исходя из суточной нормы довольствия, установленной по общевойсковому продовольственному пайку по существующим ценам на продовольственные товары, не имеется.

Другие его доводы о том, что он имеет право и на индексацию недополученных сумм пенсий с учетом изменения индекса потребительских цен по РО и ставки рефинансирования ЦБ РФ, также признаются судом несостоятельными, прежде всего потому, что перед истцом у военного комиссариата <адрес> никакой задолженности по недополученным суммам пенсий нет. А кроме того, положения Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. ДД.ММ.ГГГГ) в полной мере заменяются положениями ст. 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. ДД.ММ.ГГГГ), предусматривающей все возможные основания к перерасчету ранее назначенных пенсий, именно в целях увеличения денежных доходов военных пенсионеров в связи с ростом потребительских цен

и в силу этого, никакой другой «дополнительный» метод государственного регулирования доходов граждан, в рассматриваемом правоотношении не применим,

не будет применим к рассматриваемому правоотношению и метод индексации с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ, поскольку стороны между собой в договорных отношениях не состоят.

При таких обстоятельствах, суд и пришел к выводу о необходимости отказа истцу в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.

Доводы же представителя ответчика о том, что месячная стоимость продовольственного пайка в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время соответствовала 20 руб. и в законодательном порядке не увеличивалась, признаются судом состоятельными.

Законных оснований для удовлетворения исковых требований не имеется., иске следует отказать.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к военному комиссариату <адрес> о взыскании недополученной пенсии исходя из увеличения стоимости продовольственного пайка с учетом изменения индекса потребительских цен по РО и ставки рефинансирования ЦБ РФ – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья