№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО3
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ФИО2 <адрес> о взыскании недополученной суммы пенсии в связи с изменением стоимости продовольственного пайка, процентов за несвоевременную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ФИО2 <адрес> о взыскании недополученной суммы пенсии в связи с реальным увеличением ежемесячной стоимости продовольственного пайка по общевойсковой норме по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню перерасчета пенсии, вместо выплачиваемых ему 20 рублей в сутки согласно представленному расчету, по тем основаниям, что именно такой порядок расчетов фактически и предусмотрен п. 11 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке исчисления выслуги лет..», ст. 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших ФИО2 службу..», однако в отношении него не исполняется. Истец просит взыскать с ответчика в его пользу недоплату пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 190 833,96 рублей, проценты за несвоевременную выплату в сумме 145188,90 рублей, а всего 336 022,86 рублей.
В судебном представитель истец и его представитель по доверенности ФИО5 заявленные требования поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явился, представил возражение на иск и заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, истец является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию, в состав которой входит месячная стоимость продовольственного пайка. По мнению истца, ответчик неправильно выплачивает ему денежную компенсацию в фиксированном размере - 20 рублей в сутки, а не реальную стоимость пайка.
В данном случае, обращаясь в суд с данным иском, истец утверждал, что месячная стоимость продовольственного пайка подлежит увеличению на индекс потребительских цен, поскольку расчет, применяемый ответчиком - 20 рублей в сутки на основании ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» и последующие годы, не соответствует реальной стоимости пайка и ущемляет его интересы. При этом истец настаивал на взыскании недоплаченной, по его мнению, пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Однако требования, предъявленные истцом, нельзя признать основанными на нормах действующего законодательства.
В соответствии с п.1 ст. 14 ФЗ № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших ФИО2 службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсий учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Согласно ст. 49 вышеуказанного Закона пенсии, назначенные указанным в ст. 1 лицам и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
В соответствии с ч. 2 данной правовой нормы порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных в настоящей статье оснований определяется Правительством РФ. До внесения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ изменений в ст. 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривалось, что порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных оснований определяется Советом Министров РФ.
Так, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № был определен порядок перерасчета пенсий по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном п.п. 8-13 данного Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.
Согласно п. 11 указанного Постановления месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсий, определялась исходя из суточной нормы довольствия, устанавливаемого по продовольственному пайку для лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел по ценам на продовольственные товары, существующие ко дню назначения или перерасчета пенсий.
При этом органом пенсионного обеспечения размер стоимости продовольственного пайка самостоятельно определяться не мог, поскольку размер стоимости продпайка, включаемый в денежное довольствие для исчисления пенсии, по смыслу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № должен быть единым для всех лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с данным законом.
Более того, в спорный период не принималось соответствующих Постановлений Правительства РФ или законодательных изменений в отношении стоимости продовольственного пайка, в то время как в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № обязательства пенсионного обеспечения является обязательствами Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, доводы истца о наличии правовых оснований к перерасчету размера пенсии за указанный период являются незаконными и необоснованными.
Кроме того, Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №КАС01-370 отменено решение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ и признаны незаконными п. 8, подп. "б" п. 9, подп. "б" п. 14 Постановления Совета Министров РФ от ДД.ММ.ГГГГ N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим ФИО2 службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что п. 8, подп. "б" п. 9, подп. "б" п. 14 Постановления Совета Министров РФ от ДД.ММ.ГГГГ № признаны незаконными и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Кассационное определение вступает в законную силу с момента его вынесения (ст.367 ГПК РФ, ст. 312 ГПК РСФСР, действовавшего во время вынесения кассационного определения от ДД.ММ.ГГГГ).
По смыслу ст. 125 Конституции Российской Федерации и правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, решение Верховного Суда РФ, которым акт Правительства РФ (если его проверка судом общей юрисдикции допустима) признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта Правительства РФ, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание недействующим и, следовательно, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в силу.
Таким образом, признание п. 8, подп. "б" п. 9, подп. "б" п. 14 Постановления Совета Министров РФ от ДД.ММ.ГГГГ N941 недействующими с ДД.ММ.ГГГГ и утрата в связи с этим вышеназванными нормами силы означает, что они не могут применяться с момента вынесения определения Кассационной коллегией Верховного Суда РФ.
Признав названные правовые нормы недействующими с момента вынесения кассационного определения, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ тем самым допустила действие этих норм до момента вынесения определения от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ "О судебной системе Российской Федерации" с последующими изменениями вступившие в законную силу постановления, в частности, федеральных судов, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из изложенного пенсии лицам, проходившим ФИО2 службу, за период до ДД.ММ.ГГГГ в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка (с учетом определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ NКАС01-370) не могут быть пересчитаны.
Ссылка истца на Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О по запросу <адрес> Думы и жалобам граждан ФИО7 и ФИО8 не опровергает выводы суда об отсутствии правовых оснований к перерасчету размера пенсии истца за период с 1993 по 1998 годы, поскольку названное Определение касалось лишь норм бюджетного законодательства, а именно положений федеральных законов о бюджете на 2000 - 2004 годы и приложений к ним, относящихся в системе действующего правового регулирования к порядку реализации военнослужащими, проходящими ФИО2 службу по контракту, права на продовольственное обеспечение.
Между тем разрешение дел по искам ФИО2 пенсионеров о перерасчете пенсий, как и проверка законности и обоснованности правоприменительных решений, являются прерогативой судов общей юрисдикции и к полномочиям Конституционного Суда РФ, как они определены в ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", не относятся.
Позиция истца свидетельствует о неверном толковании положений законодательства, регулирующего правоотношения в рамках государственного пенсионного обеспечения пенсионеров Министерства обороны РФ, в котором для данной категории граждан Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № определены условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры.
Истец, заявляя требования о пересчете пенсии в связи с реальным увеличением ежемесячной стоимости продовольственного пайка, фактически ставит вопрос о необходимости изменения порядка пересчета назначенной пенсий, в то время как решение этого вопроса является исключительной прерогативой законодателя и в компетенцию суда не входит.
Использование законодателем подобного порядка перерасчета назначенной пенсии не может рассматриваться как нарушение принципа равенства либо умаление права истца на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
На основании изложенного, суд находит доводы иска незаконными и необоснованными, а потому не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО2 <адрес> о взыскании недополученной суммы пенсии в связи с изменением стоимости продовольственного пайка, процентов за несвоевременную выплату – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течении 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: