РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ
Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе
председательствующего судьи Арутюновой А.Х.
при секретаре Тышлангове С.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Иванова Андрея Витальевича к Военному комиссариату Ростовской области о взыскании недополученной пенсии исходя из увеличения стоимости продовольственного пайка с учетом изменения индекса потребительских цен по <адрес>,
установил:
Иванов А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ростовской области о взыскании недополученной пенсии исходя из увеличения стоимости продовольственного пайка с учетом изменения индекса потребительских цен по <адрес>, ссылаясь на следующие обстоятельства. Ст. 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Это положение закона разъяснено определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №. Понятие стоимость является экономическим определением под которым понимается денежная величина, измеряемая ценой фактически уплаченной или необходимой для приобретения товара. Военным пенсионерам выплачивается денежная компенсации взамен продпайка. Следовательно в качестве месячной стоимости соответствующего продпайка во взаимосвязи со служебно-правовым положением которое занимал истец при прохождении военной службы для исчисления пенсии должна учитываться реальная стоимость этих продуктов входящих в состав продпайка. Стоимость продпайка существенно изменялась в сторону увеличения в том числе в следствие инфляционных процессов. Однако ответчиком с момента назначения пенсии при ее исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ берется фиксированная стоимость общевойскового пайка равная 20 руб. в сутки, что значительно ниже реальной стоимости общевойскового пайка. Недополученная истцом в связи неверным расчетом пенсии ответчиком пенсия привела к утрате дохода, следовательно целях его компенсации должен учитываться его доход от реальной стоимости продпайка. Согласно данных территориального органа федеральной службы государственной статистики по РО стоимость продпайка по средним потребительским ценам составляет -125 руб. 96 коп. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем сумма подлежащая ко взысканию с ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 306 330,36 руб., проценты за несвоевременную выплату с учетом ставки рефинансирования Банка РФ 303433,12 руб., а всего в сумме 609763 руб.48 коп.
В судебном заседании истец и представитель истца Баранец Е.А., действующая на основании доверенности, требования иска поддержали, просили удовлетворить, дав пояснения, аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика Блажко А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме, просил отказать в их удовлетворении ввиду их незаконности и надуманности.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы данного дела, находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу ст. 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. .» пенсии, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления пенсии в денежное довольстве включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим…
П.п. Б п.-1 ст. 49 указанного Закона- пенсии.., а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, одновременно с его увеличением.
П.2 ст. 49 Закона - порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных оснований определяется Правительством РФ.
Ст. 55 Закона предусматривает, что при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров назначенных пенсий, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
П.п. Б п.14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, лицам проходившим военную службу в качестве офицеров…- установить, что в предусмотренных законодательством случаях, увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих.., назначенные в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» подлежат пересмотру в следующем порядке: в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с п.п. А п.14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующей категории военнослужащих.
Абзаца 4 п.1 ст.14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «О статусе военнослужащих»- продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке определяемом Министерством обороны РФ, в одной из следующих форм: выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости - по просьбе военнослужащих..
Абзаца 2 ч.4 ст. 83 Бюджетного Кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №- в случае, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования в соответствующем законе (решении) о бюджете, в законе (решении) о бюджете указывается в какой части не предусмотрено финансирование законодательного (нормативного) акта.
Ч.5 ст. 83 Бюджетного Кодекса РФ- в случае, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не установленные законом(решением) о бюджете, применяется закон (решение) о бюджете.
Совместным указанием начальника Тыла ВС РФ и начальника Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № изданным во исполнение ФЗ РФ «О федеральном бюджете…» на соответствующий год за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.г. в разделах «продовольственное обеспечение военнослужащих» в статьях «расходы» размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается из расчета 20 руб. в сутки и более не изменялся.
Абзаца 4 п.1 ст. 14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О статусе военнослужащих» - продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке определяемом Министерством Обороны РФ, в одной из следующих форм: выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации взамен положенного продовольственной пайка (питания) в размере установленном Правительством РФ( в ред. ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №)
Ст.1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» ( в ред.24.12.1993г.) - индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.).
Судом установлено, что для исчисления пенсии по любому основанию, в том числе и при ее перерасчете истцу, т.е. лицу, проходившему военную службу в качестве офицера, учитываются в порядке определяемом Правительством РФ, оклад по должности, оклад по воинскому или специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также включается месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.
При этом каждая из составляющих исчисляется в денежном выражении, а все возможные основания и порядок пересмотра ранее назначенных пенсий приведены в ст. 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ
Так, одним из самостоятельных оснований для пересмотра пенсия является увеличение денежного довольствия военнослужащих. При этом, пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и одновременно с его увеличением (п.п.Б п.1 ст. 49 Закона).
Названный порядок также установлен и п.п. Б ст.14 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров., или по контракту..», согласно которому в случае увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные лицам, ранее уволенным с военной службы, если уровень выплачиваемых им песий с учетом индексации (повышения) в соответствии с п.п. А П.14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные этим лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке предусмотренном п.п. 8-13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.
Далее, когда п.13 приложения 3 к ФЗ РФ «О Федеральном бюджета на 2000г.» было предусмотрено увеличение денежной компенсации взамен продовольственного пайка до 20 руб. в сутки, тогда и совместным указанием начальника Тыла ВС РФ и начальника Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № также начиная с ДД.ММ.ГГГГ был увеличен размер выплачиваемой денежной компенсации взамен продпайка до 20 руб. в сутки и стал составлять в среднем за каждый месяц сумму в 608 руб.33 коп..
Вместе с тем, сам по себе факт увеличения с ДД.ММ.ГГГГ месячной стоимости продовольственного пайка военнослужащим, проходящим военную службу, не стал самостоятельным основанием к пересмотру пенсий, только преимущественно при повышении окладов по должности, окладов по воинскому званию, повышении минимального размера пенсии, т.е. при пересмотре размера пенсий по любому другому основанию, одновременно пересмотру подлежала и месячная стоимость продовольственного пайка, именно на эту дату, а не с момента фактического его увеличения, согласно действовавшим на период до ДД.ММ.ГГГГ редакциям Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ; № и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действительно исключающим возможность пересмотра пенсий с момента увеличения стоимости продовольственного пайка.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № п.8, подп. « Б» п.9, подп. «Б» п.14 Постановления Совета Министров - Правительства РФ « О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии…» от ДД.ММ.ГГГГ № с последующими изменениями и дополнениями были признаны незаконными именно в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.
А поскольку в период времени после ДД.ММ.ГГГГ и вплоть до ДД.ММ.ГГГГ бюджетным законодательством была установлена выплата военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 руб. в сутки, и одновременно на период с ДД.ММ.ГГГГ. приостанавливалось действие абзаца 4 п.1 ст.14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№, предусматривающего выплату денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере его стоимости, то и фактические выплаты военнослужащим оспариваемой денежной компенсации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ производились из расчета 20 руб. в сутки.
В результате, в этот же период времени для лиц, ранее проходивших военную службу, месячная стоимость продовольственного пайка могла и должна была соответствовать месячной стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим ( ст. 43 Базового пенсионного закона), т.е. соответствовать выплате 20 руб. в сутки.
Доводы истца о том, что в оспариваемый период времени имелись правовые основания для перерасчета его пенсии исходя из увеличения месячной стоимости продовольственного пайка (в размере его стоимости) признаются судом несостоятельными.
Как установлено, что для перерасчета пенсии истцу в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка необходимо руководствоваться положениями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ; № и положениями Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № с последующими изменениями и дополнениями, поскольку на гражданина, уволенного с военной службы, также распространяются и некоторые нормы ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» и в части его п.1 ст. 14 «О продовольственном обеспечении военнослужащих».
Так начиная с ДД.ММ.ГГГГ размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка стал устанавливаться Федеральным законом «О федеральном бюджета» на соответствующий финансовый год и вплоть до ДД.ММ.ГГГГ составлял выплату в размере 20 руб. в сутки или в среднем по 608 руб. 33 коп. за каждый месяц.
С ДД.ММ.ГГГГ размер денежной компенсации продовольственного пайка устанавливается Правительством РФ, соответственно в случае установления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплат денежной компенсации взамен продовольственного пайка в новом размере, возникнут и основания обусловленные определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № к пересмотру пенсии истца.
Таким образом, поскольку норма денежной компенсации взамен продовольственного пайка за ДД.ММ.ГГГГ.г. была установлена бюджетным законодательством в размере 20 руб. в сутки 608 руб.33 коп. в месяц и в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время эта норма денежной компенсации Правительством РФ еще не изменена, и поскольку именно такую - в размере 608 руб.33 коп. денежную компенсацию взамен стоимости продовольственного пайка истец наравне с военнослужащими, проходящими военную службу ко контракту, получал и продолжает получать в настоящее время, то в соответствии с действующим законодательством никаких других оснований для перерасчета его пенсии, исходя из суточной нормы довольствия, установленной по общевойсковому продовольственному пайку по соответствующим ценам на продовольственные товары не имеется.
Другие доводы истца о том, что он имеет право на индексацию недополученных сумм пенсий с учетом изменения индекса потребительских цен по РО и ставки рефинансирования ЦБ РФ, также признаются судом несостоятельными, прежде всего потому, что перед истцом у ответчика никакой задолженности по недополученным суммам пенсий не имеется. А кроме того, положения Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № ( в ред. ДД.ММ.ГГГГ) в полной мере заменяются положениями ст. 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. ДД.ММ.ГГГГ), предусматривающей все возможные основания к перерасчету ранее назначенных пенсий, именно в целях увеличения денежных доходов пенсионеров в связи с ростом потребительских цен и в силу этого никакой другой «дополнительный» метод государственного регулирования доходов граждан, в рассматриваемом правоотношении не применим. Не будет применим к рассматриваемому правоотношению и метод индексации с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ, поскольку стороны между собой в договорных отношениях не состоят, ответчик никакой задолженности перед истцом не имеет.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о необходимости отказа истцу в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Иванова Андрея Витальевича к Военному комиссариату Ростовской области о взыскании недополученной пенсии исходя из увеличения стоимости продовольственного пайка с учетом изменения индекса потребительских цен по <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: